Первые шаги по практической реализации гендерной политики

Глава П. ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Единство теории и практики является основой для жизнеде­ятельности любой науки. Гендерология должна заниматься иссле­дованием проблем, направленных на ликвидацию всех форм дис­криминации по мотивам пола, существующей в жизни российско­го общества. Тендерная политика, основанная на принципах гендерологии, должна не только теоретически, но и практически обес­печить реализацию природных способностей не только мужчин, но и женщин во всех сферах социально-политической, экономи­ческой и духовной жизни общества. Только при этих условиях мож­но рассчитывать на эффективное, устойчивое и постоянное совер­шенствование образа жизни всего населения, развитие демокра­тических институтов, формирование подлинного гражданского общества.

Первые шаги по практической реализации гендерной политики

В Российской Федерации имеются серьезные проблемы в сферах жизнедеятельности женщин, которые вызывают озабочен­ность как государственных органов, так и широкой общественнос­ти. Социально-экономические преобразования последнего деся­тилетия обусловили существенную дифференциацию российских женщин по степени свободы и возможностям, по уровню жизни. Принятые с учетом складывающейся ситуации нормативные акты, Концепция улучшения положения женщин, Национальный план действий на 2001-2005 гг. по этому вопросу направлены на защи­ту прав и интересов женщин, преодоление феминизации бедности снижение социального неравенства. В субъектах Российской федерации реализуются специальные программы по решению социальных проблем женщин, семьи и детей, содействия занятос­ти женщин, обеспечения репродуктивных прав.

Формируется национальный механизм по обеспечению рав­ных прав и равных возможностей мужчин и женщин, расширяет­ся деятельность структур, занимающихся решением проблем жен­щин, семьи и детей в органах государственной власти на феде­ральном и региональном уровнях, продолжает развиваться сеть учреждений социального обслуживания.

За последнее время создан ряд организаций, целенаправлен­но занимающихся формированием стратегии по ликвидации ген­дерного дисбаланса. Это региональная общественная организация «Московский центр тендерных исследований (РОО МЦГИ) при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров», осуществ­ляющая работу по проекту «Аналитико-информационный ресурс­ный центр для сообщества экспертов по тендерному равенству»1.

МЦГИ ведет работу в трех направлениях.

1. Статистический мониторинг тендерного равенства в Рос­сии.

2. Информационно-аналитическое обеспечение повышения качества тендерного образования в российских вузах.

3. Изучение международного опыта в развитии политики тендерного равенства.

В 2002 г. создана Комиссия при Председателе Совета Феде­рации. Её задача: обеспечение равных прав и равных возможнос­тей мужчин и женщин в России. В основу её деятельности поло­жен ряд международных документов, в том числе и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также «Концепция законотворческой деятельности по обеспече­нию равенства мужчин и женщин», принятая Государственной думой в 1997 г.

Систематически проводятся различные форумы: Всероссий­ские конференции по выработке стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин, работают постоянно действую­щий «круглый стол» по проблеме: «Законодательство: тендерная экспертиза законопроектов», семинары: «Российское законодатель­ство: тендерные аспекты», «Методология тендерной экспертизы Российского законодательства» и др.

Растет количество женских неправительственных организа­ций и общественных объединений, развиваются формы их дея­тельности. Элементом консолидации усилий участников процес­са общественного развития по устранению тендерного дисбалан­са стало зарождение социального партнерства между государствен­ными структурами и общественными неправительственными орга­низациями.

По данным Центра поддержки социальных и гендерных про­грамм в последнее десятилетие только неправительственными организациями было проведено свыше 100 семинаров разного уровня и масштаба.

Усилилось внимание к теоретической разработке содержатель­ной части тендерной политики. На гендерных подходах базируются Концепции охраны репродуктивного здоровья, демографической политики. Л.Н. Завадская, Е.В. Кочкина, Е.Н. Ершова, Е.А. Баллаева, Н.И. Абубикирова, Г.И. Климантова и другие в своих работах дали глубокий анализ проблем гендерного равенства полов, уделив особое внимание проблеме гендерной экспертизы российского за­конодательства. Также подготовлен к изданию коллективный труд «Гендерная экспертиза российского законодательства.

Большой интерес представляет разработанная гендерная стратегия, которая включает в себя перспективы развития социального государства, укрепления демократии, обеспечение разви­тия личности, социальной справедливости при распределении ролей между полами во всех сферах жизни общества, повышение обшей и политической культуры населения'.

Итогом деятельности указанного Центра, форумов, теорети­ческих разработок и рекомендаций за последнее время явилась под­готовка проекта закона (Федерального) «О государственных гаран­тиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и жен­щин в Российской Федерации». Первое чтение в Государственной думе прошло 31 октября 2001 г. Второе чтение состоялось 26 апре­ля 2002 г. При этом большинство поправок депутаты отклонили.

Подготовленный проект закона содержит целый ряд статей, основанных на нормах Конституции РФ и требует «закрепления мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод, равных возможностей муж­чин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны».

В проекте закона предусмотрены основные направления го­сударственной политики по обеспечению гендерного просвеще­ния граждан, равноправия в сфере политических, экономических, духовных отношений, в политических партиях2 и др. Основами государственной политики по обеспечению социального равен­ства мужчин и женщин определены следующие направления:

- формирование правовой базы, обеспечение равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;

- правоведение гендерной экспертизы нормативных право­вых актов, принимаемых органами государственной власти;

- принятие и реализация специальных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин, устранение дискриминации по мотивам пола;

- включение в общегосударственные программы, направлен­ные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер по обес­печению равноправия полов;

- воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;

- принятие мер по защите общества от информации, пропа­ганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также мер, исключающих выпуск печатной, аудио-, видеопродукции, которая насаждает насилие, жестокость, порног­рафию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;

- выполнение общепризнанных принципов и норм между­народного права, а также международных обязательств Российс­кой Федерации.

В проекте конкретизированы также и механизмы обеспече­ния равноправия и возможностей мужчин и женщин.

Назрела потребность внести корректировки в этот механизм, изменить его направленность в сторону большего гендерного ра­венства, выделить приоритеты. Для этого нужна политическая воля на самом высоком уровне, соответствующее привлечение необхо­димых людских и материальных ресурсов, чтобы обеспечить не только разработку, принятие, но и контроль за исполнением тен­дерной политики, законов, программ, и мер по расширению прав и возможностей женщин. Предусматривается не реже одного раза в два года заслушивание Государственной думой вопроса о поло­жении дел в области равноправия мужчин и женщин. Предлага­ется Президенту РФ и Правительству привести все свои норма­тивно-правовые акты в соответствие с нормами этого закона. Важ­ным моментом в законопроекте является требование формирова­ния статистики и мониторинга в области обеспечения равнопра­вия мужчин и женщин, чтобы не создавалось иллюзии о благопо­лучии по выполнению норм международных договоров в нашей стране.

Однако совершенно очевидно, что ни международные доку­менты, ни Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты сами по себе никак не решают гендерные проблемы, а имеющийся национальный механизм нуждается в существенном укреплении.

2.2. Соединение теории и практики равенства полов - фундамент современной демократии

Демократия в обществе, как известно, обязательно предпо­лагает равные права и возможности мужчин и женщин, исключая тендерную асимметрию, которая, к сожалению, весьма четко про­является во всех сферах жизни Российского общества, особенно в сфере политики. Е.Ф. Лахова, выступая в Государственной думе при втором чтении закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в Рос­сийской Федерации» (26 апреля 2002 г.) подчеркнула, что принци­пы демократии предполагают равное представительство женщин и мужчин в управлении делами государства и в структурах власти. Российское Правительство периодически представляет в Органи­зацию Объединенных Наций доклад о выполнении в России Кон­венции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в де­кабре 1979 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Со­вета СССР 19 декабря 1980 г., является надежным инструментом оценки действительного положения женщин в той или иной стра­не в соответствии с международно признанными нормами. Она стимулирует активность государств - участников по принятию мер Для укрепления паритетной демократии.

Законодательство Российской Федерации в условиях быст­ро изменяющейся экономической и социальной обстановки не со­держит норм, допускающих дискриминации по признаку пола. Однако юридическое провозглашение равных прав для мужчин и женщин еще не означает установление фактического равенства возможностей для их реализации.

С начала 90-х годов разработана концепция улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе.

Депутаты Государственной думы в 1997 г. приняли концеп­цию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. Следовательно, органы власти берут на себя обязательства по ликвидации диск­риминации женщин, в том числе и в сфере политики. Однако, «обя­зательства взяли, а реально не сделано практически ничего»1. Как уже отмечалось, в области недопущения дискриминации в отно­шении женщин имеются серьезные проблемы.

К наиболее значимым среди них следовало бы отнести сле­дующие.

- Углубление дифференциации российских женщин по сте­пени свободы и возможностям. Уровень доходов почти трети ра­ботающих женщин ниже величины прожиточного минимума. Среди официально зарегистрированных в органах службы заня­тости безработных - доля женщин составляет 67,5%. Наименее защищены на рынке труда женщины, имеющие малолетних детей, детей инвалидов, одинокие родители, выпускницы образователь­ных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в воен­ных городках.

- Чрезвычайно медленно идет смена стереотипов обществен­ного сознания в вопросах равноправия женщин, эта проблема не воспринимается как актуальная.

- Средства массовой информации часто являются носителя­ми устаревших стереотипов, насаждают потребительское отноше­ние к женщине, навязчиво культивируют образ домохозяйки.

- Не меняется представительство женщин на уровне приня­тия решений, а также в верхних эшелонах политических партий. В составе Государственной думы четвертого созыва всего 43 жен­щины, из них в руководящем составе среди заместителей предсе­дателя одна, из 29 председателей комитетов - четыре женщины. «Гендерная структура нынешней Государственной думы свидетель­ствует о маргинальном положении женщин на политическом «Олимпе», - справедливо замечает С.Г. Айвазова.

В законодательных собраниях субъектов РФ женщины со­ставляют только около 9%, в том числе возглавляют собрание в 3 из 89 регионов. Отсутствие голосов женщин в формировании наиболее фундаментальных, значимых для всего общества по­литических институтов сохраняет тендерное неравенство даже в таких вопросах, как здоровье женщин, проблемы безопаснос­ти и др.

- Недостаточное тендерное просвещение в системе образо­вания: учебники, пособия проникнуты стереотипами, формирую­щими четкие культурно- поведенческие тендерные различия.

- Несмотря на всплеск женского движения в стране, оно ос­тается организационно слабым, разобщенным. Информационные ресурсы Интернета и женских объединений для укрепления свя­зей организаций используются слабо.

Для активного участия женщин во всех сферах жизни обще­ства, в том числе и в сфере политики, необходимо использовать все стартовые возможности. Например, Федеральным законом «О политических партиях» (11 июля 2001 г.) в ст. 8 специально за­писана обязанность политических партий создавать мужчинам и женщинам равные возможности для представительства в руково­дящих органах партии, списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и местно­го самоуправления. К сожалению, эта норма закона ни одной по­литической партией не выполняется. Следовательно, одной из важнейших причин отсутствия единства теории и практики явля­ется двойной стандарт: законы, указы, решения принимаются про­грессивные, но не все они выполняются. В других странах поло­жение по представительству женщин тоже не всегда идеально, но немало прогрессивного. Парламентом Франции 6 июля 2000 г. был принят закон, согласно которому при всех выборах в списках по­литических партий число мужчин и женщин должно быть про­порционально, т.е. 50% мужчин и 50% женщин. При этом, чтобы не было ущемления, специально оговорено, что в списках они дол­жны чередоваться. Это относится и к выборам от политических Партий по одномандатным округам. По данным ООН, в списке стран по числу женщин в органах государственной власти Россия сегодня находится после 80-го места.

Влияет на изменение положения женщин в обществе и су­ществующее несоответствие между гарантированными правами и умением самих женщин ими пользоваться. Требуется организация широкого просвещения, а также сохранение доступных и качествен­ных услуг в области образования для всех членов общества, без различия по полу и иным характеристикам.

2.3. Основные направления гендерной стратегии

Стратегия дальнейшего развития и совершенствования тен­дерной политики тесно связана с экономическими преобразова­ниями, переходом на рыночные отношения. Известно, что в усло­виях рыночной экономики объективно необходимо совершенство­вание системы социальной защиты уязвимых групп населения. Эти два процесса - развитие рыночной экономики и системы соци­альной защиты взаимообусловлены и взаимозависимы. В то же время социальная защита населения одновременно является важ­нейшей функцией государства, а недостаточная защищенность де­лает уязвимые группы еще более уязвимыми в периоды кризисов. Макроэкономические стратегии российского общества обязатель­но должны включать меры и гарантии экономической безопасно­сти для всех граждан, включая тендерные аспекты как конечную цель. Следовательно, об эффективности экономической политики можно судить не по рыночным критериям, а по тому, насколько успешно ей удается продвинуть вопросы социальной справедли­вости и тендерного равенства. Более высокий уровень тендерного равенства соотносим с большим экономическим ростом, ибо не­равные социальные отношения являются серьезным препятстви­ем на этом пути. Поэтому необходимы инвестиции в тендерное равенство и социальную справедливость на макроэкономическом уровне, которые будут служить во благо нации в целом.

Бюджеты всех уровней всегда отражают приоритеты и цен­ности органов государственной власти и местного самоуправления, они распределяют ресурсы, обеспечивают доступ к основ­ным социальным услугам, балансируют неравенство в доходах и благосостоянии, стабилизируют цены, занятость. Следовательно, социально справедливый бюджет может стать важной предпосыл­кой справедливости и тендерного равенства, а формирование бюд­жета напрямую связано с проблемой представительства женщин на всех уровнях принятия решений.

Сложившаяся в Российской Федерации организация управ­ленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на муж­чин, в настоящее время не отражает реальный баланс обществен­ных сил, возможность влияния женщин на дела общества, госу­дарства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития и демократизацию гражданского общества.

В тендерной стратегии также необходимо творчески исполь­зовать зарубежный опыт и решения международных конференций по проблемам женщин. Четыре всемирные конференции по поло­жению женщин (1975-1995) внесли много нового и конструктив­ного в реализацию тендерной политики. Они поставили в центр внимания проблему тендерного равенства, выработали эффектив­ный план действий по улучшению положения женщин во всех сферах общественной жизни.

Первая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 г. Этот год был объявлен Международ­ным годом женщины и этим четко выражена тревога о нерешен­ности проблем дискриминации женщин во многих странах. Кон­ференция обратила внимание на необходимость разработки эффек­тивной стратегии, которая могла бы обеспечить:

- полное равенство и ликвидацию всех форм дискримина­ции по признаку пола;

- вовлечение женщин в процесс развития общества и их пол­ноправное участие в нем;

- увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.

Был принят Всемирный план действий - документ, содер­жащий основные направления деятельности правительств и все­го мирового сообщества на следующие десять лет по решению поставленных Генеральной Ассамблеей указанных трех ключевых задач. Была определена и программа минимум до 1980 года, пре­дусматривающая равный доступ женщин к образованию, занятос­ти, политической деятельности, здравоохранению, обеспечению жильем, питанием и планированию семьи.

Участники конференции призвали правительства разрабо­тать национальные стратегии по этим вопросам.

Вторая Всемирная конференция по положению женщин, со­званная в Копенгагене в 1980 г., дала оценку выполнения Всемир­ного плана действий и отметила ряд недостатков.

Третья Всемирная конференция проходила в Найроби в 1985 г. Были подведены итоги Десятилетия женщин под девизом: равен­ство, развитие, мир. Было отмечено, что снижение дискриминации коснулось незначительного меньшинства женщин. Начался новый поиск путей по совершенствованию конституций и законодательств, обеспечения равного участия мужчин и женщин в социальных про­граммах, политической жизни и принятий решений.

Было достигнуто признание, что равенство женщин и муж­чин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности.

Четвертая конференция проходила в Пекине в 1995 г., где от­мечалось, что тендерное равенство - это всеобщая проблема, от ре­шения которой выигрывают все. Принятая «Платформа действий» рассматривает множество проблем, в том числе: женщины и бед­ность, женщины и здравоохранение, насилие в отношении женщин, женщины в период вооруженных конфликтов, женщины и средства массовой информации, женщины и окружающая среда и др.

Даны реальные рекомендации правительствам по эффектив­ному включению тендерного аспекта во все государственные ин­ституты, стратегии, планирование и принятие решений.

Естественно, эти рекомендации потребуют пересмотра всей структурной основы неравенства, а также перестройку институ­тов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.

Глава III. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФЕМИНОЛОГИИ

3.1.Феминология как наука и учебная дисциплина

Феминология - от лат. "femina"-женщина и греч. "logos" - слово, учение - наука о положении и роли женщины в обществе. Она выс­тупает в двух ипостасях - как наука и учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социального профи­ля Российским государственным социальным университетом.

Феминология как наука о жизнедеятельности женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существова­ния и служит основой гуманной деятельности, целью которой является проведение в жизнь принципа равенства между мужчина­ми и женщинами. Эта наука ставит перед собой задачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих противоречий между ними, помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Это наука, исследующая всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразо­вания общества на основе эгалитарной системы - полного равен­ства мужчин и женщин в возможностях изменения ущемленного статуса женщины во многих сферах.

Задача феминологии - дать целостную концепцию, в которой должно быть отражено: во-первых, социальная, экономичес­кая, политическая и духовная роль женщины в современном об­ществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в обществен­ном развитии; в-третьих, сущность гражданских позиций женщин.

Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется «развивать ис­следования, посвященные женской проблематике с тем, чтобы переработать существующие модели, которые оказывают свое воз­действие на состояние знаний и сохраняют систему ценностей, способствующих неравноправию.

Развитие и осуществление исследований по женской про­блематике в учебных заведениях и за их пределами может способ­ствовать созданию справедливого и равноправного общества, где мужчины и женщины будут выступать в качестве равных партне­ров»1 .

Введение курса феминологии в учебные планы ряда соци­ально ориентированных специальностей обусловлено прежде всего гуманизацией системы образования, необходимостью совершен­ствования социального образования.

Социально-гуманитарное образование в высших учебных заведениях по своей сущности и содержанию выражается в учеб­ных дисциплинах, изучение которых не только способствует рас­пространению научных представлений о социальной динамике общества, специфике и общности интересов различных соци­альных групп, слоев населения, но и влияет на утверждение цен­ностей демократии, свободы, прав человека. Социальное образо­вание воспитывает и формирует активную творческую личность, специалиста с высокими гражданскими позициями, стимулирует инициативу, творчество. Без знания основ феминологии в совре­менных условиях не может обойтись ни один специалист соци­альной сферы, профессионально занимающийся проблемами че­ловека, его потребностями, интересами.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила де­мократические основы Российской государственности, обеспечи­ла общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила, что мужчины и женщины имеют рав­ные права и свободы, а также равные возможности для их реали­зации. Вместе с тем, демократические преобразования и экономи­ческие реформы не привели к ожидаемым результатам и не спо­собствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод жен­щины. Наоборот, тендерная асимметрия усилилась в связи с жен­ской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно бы стать отправной точкой начала перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе. Однако этого не случилось. Про­блемы прав женщин в современной России тесно связаны с про­блемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократические процессы всех без исключения членов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав че­ловека в соответствии с принятыми международными нормами. Они являются одним из параметров обновления нашего общества, способности перехода его от традиционного уклада к современ­ному, либерально-демократическому. Провозглашение свободы и равенства всех людей перед законом предполагает необходимость пересмотра всей совокупности отношений - и политических, и экономических, и социальных.

Пренебрежительное отношение к правам и законным инте­ресам женщины отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие населения к власти, усиливает со­циальную напряженность.

Феминология как учебная дисциплина не противостоит на­копленным знаниям и предметным полям базовых и других тра­диционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо буду­щим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут спо­собствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств специалистов.

Социальная проблематика в России на рубеже второго и тре­тьего тысячелетий в силу ряда обстоятельств выдвигается на пе­редний план. Преодоление имеющихся в сфере социальных отно­шений противоречий будет определять уровень цивилизованнос­ти общества в будущем.

XXI век открывает перспективы создания и устойчивого раз­вития социальной среды, благоприятной для реализации творчес­кого потенциала каждого человека. Все страны мирового сообще­ства пришли к пониманию того, что социальное развитие и соци­альная справедливость являются главными условиями безопасно­сти внутри страны и в достижении мира на земле.

Научные исследования проблем, связанных с обосновани­ем существующего несправедливого, неравноправного общества и поиски путей выхода на уровень цивилизованного общества, когда женщины и мужчины будут выступать как равные партне­ры - это единственный путь развития гражданского гуманного общества, общества, где должны быть безусловными ценностя­ми и нормами жизни свобода, достоинство и безопасность чело­века. Эти положения лежат в основе преподавания учебного кур­са.

В программе общероссийского общественно-политичес­кого движения женщин России сказано: « Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества невозможно»1 . И дей­ствительно, как писал английский философ, экономист и об­щественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) в сво­ем эссе «Порабощение женщины» (1869): «До тех пор пока пра­во сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными»2.

Феминология - самостоятельная наука, имеющая свой пред­мет исследования. Она стремится теоретически обосновать непра­вомерность существования дискриминации, историческую обре­ченность чисто мужской деятельности во всех сферах жизни об­щества, показать, что прогресс общества в значительной степени зависит от положения женщины в нем, от взаимодействия не толь­ко представителей обоих полов, но и различных социальных групп, политических сил в нем1.

3.2. Объект, предмет и метод феминологии

Знание предмета науки необходимо для получения фундамен­тального понимания ее сущности. В понятие «предмет» вклады­вается определенное содержание и одновременно специфика са­мого объекта, представляющего, по определению немецкого фи­лософа Г.В.Ф. Гегеля, нечто конкретное, в себе завершенное, само­стоятельное. «Объект ... есть вообще единое (еще не определен­ное в себе) целое, объективный мир вообще, бог, абсолютный объект». Современные ученые рассматривают объект науки как целостную систему, существующую самостоятельно. Иными сло­вами - это часть действительности, обладающая самостоятельно­стью и способностью развиваться.

В феминологии объектом исследования является женщина со всеми социальными связями и противоречиями.

К. Маркс писал, что чем больше зрелости достигает система, тем полнее ее внутренняя целостность. Применительно к науке о женщине это означает:

- развитие и осмысление женского движения;

- возрастание контактов между различными общественны­ми организациями;

- развитие теории о роли женщины в жизни общества;

- критика патриархата как мужской власти;

- изучение имеющих место противоречий в этой сфере и др. - все это необходимо для обоснования внутренней целостности дан­ной системы.

Помимо объекта любая наука должна четко представлять свой предмет. Предмет - это сущность объекта. Он выражает объектив­нее законы развития и функционирования определенной системы, связанной с жизнедеятельностью женской половины обще­ства.

В.И. Ленин писал: « ...вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку»1.

Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки. Определение предмета науки важно для дальнейшей теоретической разработки концепции.

На основании вышеизложенного можно прийти к выведу, что предметом феминологии является:

-изучение социально-политических и экономических зако­номерностей решения женского вопроса;

-определение социального статуса женщины в обществе;

-анализ тендерного подхода к проблеме власти:

-сущность дискриминации женщин и ее социально-полити­ческие последствия.

Феминология изучает существующие общественные отноше­ния, которые складываются между полами, женскими и мужски­ми организациями, партиями, степень поддержки женского дви­жения со стороны патриархатной власти, ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у пред­ставителей обоих полов, предсказывает пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая реко­мендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную деятельность. Значительное внимание уделяется и вопросу о бо­лее полном использовании потенциала женщин как политиков, менеджеров, воспитателей; изучению международного опыта ре­шения женского вопроса и сущности феминизма, широко распрос­траненного не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Феминология раскрывает не частные проблемы, а общие, выступая как методология, способная дать импульс развитию со­временного женского движения для России, стран СНГ и др., то есть охватывает проблемы, касающиеся женщин всего мира. Речь идет об общих закономерностях, знание которых способствует пра­вильному подходу к изучению и частных проблем.

Феминология изучает и такие проблемы как отношение меж­ду государством и организациями женщин, взгляды религиозных конфессий на роль женщины в обществе, исследует женщин как объект и субъект социальной работы. Курс феминологии сосредо­точивает внимание на философском, экономическом, социальном исследовании женского движения с четкой ориентацией на опре­деление условий для становления личности, дееспособной, ока­зывающей влияние на изменение существующего патриархатного общества. Это касается не только женщин, но и мужчин, проник­шихся идеей создания общества равных возможностей для пред­ставителей обоего пола.

Изучение курса феминологии в современных условиях при­обретает особо важное значение, поскольку, несмотря на значитель­ную численность среди населения, женщины представляют собой наименее защищенные слои общества и испытывают на себе в зна­чительной степени результаты некомпетентных решений со сторо­ны мужчин, находящихся у власти. Несмотря на закрепление прин­ципа равноправия мужчин и женщин в Конституции Российской Федерации, а также в других законодательных актах, тендерные дис­пропорции в социально-экономическом положении отдельных ка­тегорий населения продолжают сохраняться. Включение вопросов тендерного равенства в основное русло государственной деятель­ности содействует решению проблем гуманизации общества в це­лом, становлению общечеловеческих ценностей в ранг определяю­щих качество и эффективность проводимой социальной политики.

Феминология значительное внимание уделяет исследованию проблем женского движения, которое у нас остается практически мало изученным. При этом предполагается, что всестороннее ре­шение практических вопросов женского движения невозможно без глубокого знания широкого спектра идей и теорий, которые име­ются в современных наработках.

Итак, предметом феминологии являются закономерности ста­новления и развития женского движения в новом качестве, осно­вой которого является практическое применение эгалитарной те­ории, ликвидация дискриминации женщин и активизация их дея­тельности в социально-политической, духовной и экономической жизни для обеспечения подлинно гуманного, демократического общества.

Становление и развитие феминологии основывается на ме­тоде, который обеспечивает более глубокое познание объекта, раз­работку проблемы, обобщение. Предмет и метод взаимосвязаны и взаимообусловлены. Само понятие «метод» - греческого проис­хождения, что означает "methodos" - следование, прослеживание. В науке - это путь познания своего предмета исследования. Метод представляет собой систему способов, приемов, необходимых для организации познавательной и преобразующей деятельности лю­дей и управления ею.

Метод имеет сложную структуру, элементами которой явля­ются законы и категории, а также регулятивные принципы позна­вательной практически-предметной деятельности.

Становление и развитие феминологии основывается преж­де всего на общефилософском диалектическом методе, что означа­ет знание и применение законов и категорий общего порядка, а также обще социологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исто­рического и логического, восхождение от абстрактного к конкрет­ному, диалектика общего, особенного и единичного и др.

Метод феминологии представляет собой конкретизацию об­щефилософского метода применительно к частным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как про­блемы изучения общественных явлений во взаимосвязи с други­ми, например, определение социального статуса женщины в об­ществе, во взаимосвязи с социально-экономической политикой государства.

Метод феминологии характеризуется: во-первых, комплекс­ным, системным подходом к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. Это значит, что исследование любого явления происходит на основе четкого пред­ставления о том, что оно является частью целого и в нем проявля­ются действия общих закономерностей. Во-вторых, социально-политический подход рассматривает решение проблем женского вопроса сквозь призму исторической миссии самих женщин, спо­собных организовывать мощное движение в защиту своих прав, принципа равноправия и влиять на общественно-политическую жизнь общества. В-третьих, современная феминология опирается на опыт прошлого, внимательно его исследует, сохраняет преем­ственность, выявляет перспективы и тенденции своего развития.

Важнейшей задачей феминологии является научное предви­дение будущего развития женского движения, прогнозирование путей и перспектив создания эгалитарного общества.

Феминология как наука должна основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса женских проблем с по­зиций философии, социологии, психологии, политологии, жур­налистики. Только в такой постановке и дальнейшей ее разра­ботке можно получить целостное представление о сущности жен­ских проблем, раскрыть все позитивное и критически проанали­зировать спорные положения, наметив перспективы развития этой науки. Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций общегуманистической методологии, преодолеть эмпиризм и научно прогнозировать возможность использования женского фермента в современных политических процессах.

Феминология по структуре имеет свои особенности. Это прежде всего социальная феминология, в основе которой лежит проблема социального статуса женщины в обществе. Во-вторых, это политическая феминология, исследующая место и роль жен­щины в политической сфере государства, степень ее участия во всех политических процессах. В-третьих, феминология исследует место женщины в рыночных экономических отношениях. В-четвертых, раздел, посвященный социальной работе, где женщина выступает как объект и субъект этого направления социальной Деятельности. И, наконец, раздел, посвященный месту и роли жен­щины в семье.

Наши рекомендации