ІV. Вокально – хоровая работа. Исполнение песни
Музыкальное искусство 7 класс
Урок № 20
Тема урока: Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
III. Сообщение темы и цели урока. Изучение нового материала 1. Беседа. Этюд относится в светской музыке или к церковной?
Наибольшее развитие жанра этюд произошло в эпоху романтизма. Что вы можете сказать об этом понятии? Чем музыка классическая отличается от музыки романтизма?
В начале этой четверти мы познакомились в понятием музыкальная драматургия. Прослушайте Этюд и определите какие образы показал композитор.
2. Музыкальное восприятие
Слушание Этюда ми мажор Ф.Шопена.
Ответы детей: характеристика музыки, форма музыки (схема нескольких форм музыкальных, выбрать подходящую), драматургия образов (сколько образов, какие они по характеру).
Изначально этюд – это упражнения для исполнителя, чтобы совершенствовать мастерство.
А теперь подумайте, почему лирическая ми-мажорная пьеса Шопена названа этюдом? Ведь этот жанр прежде всего связан с решением технических задач, с развитием виртуозности пианиста? Но новаторство композитора и проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда (как и жанров мазурки, вальса, прелюдии), определивших музыкальную драматургию пьес. Этюду оказались подвластны самые различные чувства, в том числе и глубоко лирические переживания. Интрига развития музыки Этюда №10 ми мажор построена на драматургии сопоставления мягкой, певучей, лирической части с контрастной средней частью, в которой можно услышать традиционную трактовку жанра этюда. Возвращение к начальной теме приобретает характер утверждения основного чувства, как бы прошедшего испытания.
Жанр этюд относится к камерной музыке. В музыкальном словаре можно найти такие изречения:
Этюд (фр. е1иёе — изучение) — 1. Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.
Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины» С.Рахманинова и др.).
Посмотрите какую эволюцию прошел этюд – как вы думаете, с чем это связано?
(Развитие музыкального искусства (романтизм). Стремление людей поделиться своими мыслями и чувствами)
Но музыкальное произведение мы слышим не в исполнении композитора, его мысль, замысел к нам приходит через мастерство исполнителя.
Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из них были даны названия.
Послушайте и определите основную мысль этого произведения. (Этюд №12 Шопен) – первый видеосюжет!
- Почему его назвали революционным? Какие качества характера человека предполагает революционное выступление? Как это показал в музыке композитор?
Шопен был великолепным пианистом. И все произведения он писал, прежде всего, чтобы исполнять самому. Вы услышали, как исполняет произведение Шопена ученик музыкальной школы. Музыка очень яркая! Казалось бы, невозможно сыграть ее по-другому. Но…
Предлагаю вам еще один вариант исполнения этого Этюда. Характер музыки вам знаком и мне хочется, чтобы вы постарались сравнить два варианта звучания Этюда №12. Для вас играет Святослав Рихтер.
Просмотр. Ответы детей. Что в музыке изменилось – мелодия или структура произведения (форма музыки). Когда мы говорим об одном произведении, то предполагаем, что каждый исполнитель показывает его по-своему. В музыке для определения этого есть понятие интерпретация. Что при этом меняется в музыке? Характер звучания, исполнения. Образы приобретают новую окраску.
Интерпретация(лат. гп1егрге1аИо — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполнитель.
То есть, можно утверждать, что сколько исполнителей решится играть это произведение – столько вариантов и будет существовать. - Это будут разные музыкальные произведения? В чем будет разница?
А теперь еще два произведения. Посмотрим, что изменится в этом случае.
Слушают Каприс Паганини – характер музыки, исполнение.
Этюд Листа – характер музыки, исполнение.
- Какая разница в прозвучавших произведениях? Мелодия одна, а инструменты разные.
В эпоху романтизма в музыке появилось новое понятие - транскрипция. Это же понятие есть и в литературе. Что мы подразумеваем, когда говорим о речевой транскрипции? Письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения. А в музыке?
Транскрипция (лат. (гапясггр(го — переписывание) —1. Переложение музыкального произведения, его аранжировка. 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия.
Транскрипцию Каприса Паганини написал Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, писатель, общественный деятель. Его многогранная деятельность была направлена как на становление венгерской национальной музыкальной школы, так и на развитие мировой музыкальной культуры. Листа без преувеличения называют «Человеком мира». В этом убеждают его тесные связи с музыкантами, писателями, поэтами, драматургами Западной Европы (Англия, Италия, Франция, Австрия, Германия, Швейцария, Норвегия, Чехия, Польша и др.) и России. Ф. Лист воспитал свыше 300 пианистов из разных стран. Главной задачей его творчества было утверждение идеи стремления к свету.
Лист прошел долгий путь освоения различных жанров композиторского творчества - от создания и до исполнения на концертной эстраде виртуозных фортепианных пьес. В том числе и с целью их новой интерпретации.
Определите разницу музыкальных понятий:
Интерпретация… (смена характера исполнения)
Транскрипция… (смена средств музыкальной выразительности и формы муз произведения)
- Чем эти понятия похожи и чем отличаются? Почему они взаимосвязаны?
Какое из этих понятий можно применить к следующему произведению?
ІV. Вокально – хоровая работа. Исполнение песни
Продолжение работы над песней Слова и музыка В. Миляева. «Весеннее танго».
Разучивание по фразам. Работа над интонационным, ритмическим ансамблем.
Вот идет по свету человек-чудак,
сам себе печально улыбаясь.
В голове его какой-нибудь пустяк,
с сердцем, видно, что-нибудь не так.
Приходит время - с юга птицы прилетают,
снеговые горы тают - и не до сна.
Приходит время - люди головы теряют,
и это время называется "весна".
Сколько сердце валидолом не лечи -
все равно сплошные перебои.
Сколько головой о стену не стучи -
не помогут лучшие врачи.
Приходит время - с юга птицы прилетают,
снеговые горы тают - и не до сна.
Приходит время - люди головы теряют,
и это время называется "весна".
Поезжай в Австралию без лишних слов,
там сейчас как раз в разгаре осень,
на полгода ты без всяких докторов
снова будешь весел и здоров.
Приходит время - с юга птицы прилетают,
снеговые горы тают - и не до сна.
Приходит время - люди головы теряют,
и это время называется "весна".
Исполнение песни - «Весеннее танго» это интерпретация, или транскрипция? Объясните свой ответ.V. Итоги урока- Что нового учащиеся узнали на уроке? Определите связь между всеми понятиями нашей темы урока.
Мы проследили развитие одного из жанров камерной музыки - этюд. Выяснили разницу в музыкальных понятиях. Исполнили свою интерпретацию известной песни.
Домашнее задание:Слушать, анализировать инструментальную музыку (этюды) современных композиторов
Оценки за урок.