Слушание музыки. Вокально-хоровая работа над песней

— А теперь давайте вспомним, какому герою принадлежит эта песня?

Учитель наигрывает мелодию из песни «Емеля». Учащиеся называют её.

— Прежде чем мы продолжим разучивать дальше эту песню, вспомните, в каком настроении мы должны её исполнять. (Настроение должно быть задорным, веселым, ведь в песни есть юмор.)

IV. Итог урока.

— Мы изучили первую часть учебника, значительную часть.

Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека — универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определенность.

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 22.

***

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Урок 23

Тема: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

Цели урока:

Ø Учить прослеживать взаимосвязи двух видов искусства: живописи и музыки.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание).

Ø Г. Струве. Весёлое эхо (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, художников, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит вариация феи Зимы из балета С. Прокофьева «Золушка».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Всех звуков и цветов соотношенье, А также способы переложенья Любых оттенков цвета, ноты, звука. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! (Г. Гессе)

II. Сообщение темы урока.

– Связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, а вот музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Сегодня мы и поговорим об этом союзе.

III. Работа по теме урока.

Связь музыки и изобразительного искусства

— Музыка и поэзия — искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, в едином ритме.

Изобразительное искусство — явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у которой своя художественная область. Встретиться они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.

Изучая обширный пласт программной музыки, мы встречаем не только названия, навеянные литературными образами: например — «Шехеразада» Римското-Корсакова, «Пер Гюнт» Эдварда Грига, «Снегурочка» Римского-Корсакова и т.д., но и симфонические картины, этюды-картины, фрески и эстампы.

Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы — «Лес» и «Море», «Облака», «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок», «Римские фонтаны».

Значит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыку.

Работа с учебником

— Откройте учебники на стр. 145 и прочитайте, что написал немецкий поэт-романтик Людвиг Тик о Звуке и Цвете. (Поэт говорит о том, что богиня Фантазия соединяет то, что разъединили боги, и что каждый Звук знает свой Цвет.)

Разделив искусства, боги не затронули мир природы, который живёт

и дышит в единстве своих проявлений.

Каждое искусство хотя и живёт своей собственной жизнью, но всё же непременно соприкасается с другими своими видами или собратьями.

Прочитайте отрывок из поэмы Ивана Бунина «Листопад».

Учащиеся самостоятельно читают отрывок.

— Как описывает автор краски осени? (Очень поэтично, живописно,

образно.)

Конечно, даже на этом маленьком примере видно, что литература имеет достаточно большой изобразительный спектр.

Музыкальные образы

— Музыкальные образы, как и всякие подлинно художественные образы, вызывают у чутких слушателей массу ассоциаций, внутренних видений.

Особенно если исполнение музыки великолепное. Тогда действительно возможно увидеть музыку на экране нашего воображения, как увидел её слепой в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар».

Умирающего старика неожиданно навестил незнакомец. Он оказался великим Моцартом. Но никто этого не знал. Больной доверил ему свою последнюю мечту — хоть на миг увидеть покойную жену Марту, ещё раз полюбоваться солнцем, взглянуть на сад в весеннем цветении.

Незнакомец сел за клавесин и заиграл. «Слушайте, — сказал он. —

Слушайте и смотрите». И старик увидел — увидел тот далекий день, когда впервые встретился с Мартой и девушка от смущения разбила кувшин с молоком. Небо было прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась.

— Смеялась, — повторил старик, прислушиваясь к журчанию струн.

Музыкант продолжал играть, и новые картины открывались перед внутренним взором больного. Моцарт помогал ему, подсказывал словами «программу» музыки: «Ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы... Небо делается всё выше, всё сильней, всё великолепней, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной».

— Я вижу всё это! — крикнул старик».

Мы видим, что рассказ Паустовского наглядно показывает силу музыки, её образность и реалистичность.

Давайте попытаемся ответить на вопрос: что в музыке способно придать звучанию зримость?

Музыка и архитектура

— В учебнике приводится изречение Иоганна Вольфганга Гёте «Архитектура — это застывшая музыка». Можно ли уподобить музыкальные

произведения архитектурному произведению?

Что такое музыкальное пространство? Как можно выразить его при помощи звуков?

Все вы, наверное, знаете, что такое эхо. Это природный «носитель» звукового пространства. Прослушаем произведение Орландо Лассо «Эхо» и попытаемся понять, в чём состоит его пространственный эффект.

Слушание музыкального произведения.

— В чём же заключается эффект эха? (Сам отголосок, то есть эхо, звучит, тише.).

Совершенно верно, то есть очертания пространства зависят от приближённости или удаленности эха, то есть от степени громкости его звучания.

Таким образом/ одним из элементов пространства в музыке является положительная динамика. Это привело к открытию области выразительных средств, связанных с распределением уровня громкости.

В музыке эти уровни называются оттенки и нюансы, в точности как в живописи.

Музыкальные оттенки имеют свою шкалу:

Учитель открывает таблицу на доске.

pp пианиссимо предельно тихое исполнение
p пиано тихо
mp меццо пиано умеренно тихо
mf меццо форте умеренно громко
f форте громко
ff фортиссимо предельно громко

— Если сравнивать произведения живописи и музыки с точки зрения динамики, становится понятно, что объект, который изображён на переднем плане картины, «звучит» (если можно так выразиться) громче,

чем то, что является фоном.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины Клода Моне «Стог сена в Живерни». Что вы видите на переднем плане, а что на заднем? (На переднем плане мы видим стог сена, если сравнить с нюансами в музыке — форте, чуть дальше — белёные домики (умеренно громко), ещё дальше — лес (умеренно тихо), совсем далеко — неясные очертания (предельно тихо).)

А не вспомните ли вы направление художников, к которым принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это направление называется импрессионизм, изображение передаётся в движении.)

Рельеф и фон — это тоже пространственные понятия, которые относятся к изобразительному искусству, но также они относятся и к любому другому художественному произведению.

В музыке помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в соотношении солиста и хора; в опере, где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план — арии, каватины, ариозо, в инструментальной музыке — главная и побочная темы и т.д.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношении главных и второстепенных персонажей.

Понятие «второстепенный» в искусстве, носит условный характер, в любом произведении фон несёт определенную смысловую нагрузку. К примеру, картина «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова. Как много могут сказать предметы и вещи, окружающие этого обедневшего аристократа: похудевший пудель, надкусанный кусок хлеба, книга об устрицах, лежащая на стуле, кресло, стол, настольная лампа. Если внимательно посмотреть, можно сделать вывод о том, что этот человек, действительно обедневший аристократ.

Вокально-хоровая работа

Учитель вывешивает на доску рисунок Емели.

— Ну, а сейчас мы вернёмся к нашему живописнейшему персонажу, кто это, ребята? (Это тот самый Емеля, который сумел рассмешить царевну Несмеяну.)

Исполнение песни.

IV. Итог урока.

— Итак, ребята, что же общего у таких казалось бы различных видов искусства как живопись и музыка? (Общего много. И музыка, и живопись воссоздают определённые образы. Только каждая своими средствами: музыка — звуками, живопись — цветом, линиями. Многие понятия в этих двух видах искусства имеют общие названия: динамика, оттенки, нюансы...)

V. Домашнее задание.

Выучить музыкальные оттенки. Выполнить задание в «Дневнике музыкальных произведений» на стр. 23.

Урок 24

Наши рекомендации