Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины

История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века

Направление подготовки

037700 - ФИЛОЛОГИЯ

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск - 2011

1. Цели освоения учебной дисциплины:

формирование целостного представления о литературном процессе в России в хронологических границах 1890 – х – начала 20-х годов ХХ века.

Задачи:

– получение достаточного для формирования целостного представления о литературе изучаемого периода объёма знаний;

– обоснование истоков оформления, эволюции, эстетического своеобразия основных эстетических направлений (символизма, акмеизма, футуризма);

– монографическое изучение художественного мира ряда писателей;

– формирование представлений об основных тенденциях в области жанрово-стилевых поисков.

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в Модуль 1 «Отечественная филология (русский язык и литература). Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 033700 – «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра филологии «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Древнерусская литература», «История русской литературы VIII века», «История русской литературы ХIХ века», «Философия».

Данная учебная дисциплина осваивается не только как продолжение предыдущих историко–литературных курсов, но и в составе различных дисциплин гуманитарного цикла (прежде всего – культурологического и педагогического профиля); входит в круг дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение историко-литературной составляющей филологических наук и практики литературоведческого анализа.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– наиболее значимые историко–литературные факты и явления изучаемого периода, периодизацию литературного процесса;

– эстетические доминанты, истоки и эволюцию основных литературных направлений (символизм, акмеизм, футуризм);

– творческую судьбу репрезентативных художников;

– жанрово-стилевые процессы в литературе изучаемого периода.

Уметь:

– рассматривать литературный процесс в социокультурном контексте эпохи;

– обозначить те или иные тенденции развития и хронологию историко–литературных явлений;

– сопоставлять произведения, принадлежащие к различным эстетическим направлениями и аргументировать их типологическую и индивидуально авторскую принадлежность;

– охарактеризовать творческий путь отдельных писателей;

– грамотно использовать терминологический аппарат в анализе текстов различной эстетической природы и жанрово–родовой принадлежности.

Владеть:

– навыками, методами, приёмами исследовательской, аналитической и практической работы с текстами.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология»:

  1. Общекультурные (ОК):

– владеть культурой мышления, осознанно воспринимать, анализировать и обобщать информацию (ОК–1);

– логически верно, аргументировано выражать мысли в формах устного сообщения или письменной работы (ОК–2);

– готовность к работе в коллективе (студенческой группе) над составлением групповых проектов (ОК–3);

– стремление к расширению культурной эрудиции в сфере изучаемого курса (ОК–6);

– использовать данные и методические приёмы смежных гуманитарных наук (истории, философии, лингвистики, культурологи) при решении филологических проблем (ОК–9);

– грамотное привлечение интернет-ресурсов для получения и обработки информации (ОК-11);

2.Профессиональные (ПК):

Общепрофессиональные:

– способность демонстрировать знание основных проблем и тенденций развития литературы изучаемого периода, существующих в отечественном литературоведении и зарубежной славистике методологических принципов изучения данной литературы; навыки филологического анализа текста (ПК–1);

– владение базовыми навыками собирания и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК–2);

– владение одним из европейских языков на уровне, позволяющем читать научную литературу (ПК–3);

– владение основными методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации (ПК–4).

По видам деятельности с учётом профиля подготовки:

В научно–исследовательской деятельности:

– представление в письменной и устной форме материалов и результатов собственных исследований (ПК–8).

В педагогической деятельности:

– способность к подготовке и проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий по данной дисциплине в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях), центрах детской внешкольной деятельности (ПК–9);

– умение составлять и оформлять учебно–методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе традиционных и новейших методик (ПК–10);

– способность к популяризации знаний в области данной дисциплины в разных социальных стратах и возрастных группах (ПК-11).

В прикладной деятельности:

– владение навыками обработки и доработки (редактирование, комментирование, реферирование) научно–критических текстов (ПК–13).

В проектной деятельности:

– владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно–просветительских учреждениях, в социально–педагогической, гуманитарно–организационной, массмедийной, коммуникативной сферах (ПК–15).

В организационно–управленческой деятельности:

– владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК–16).

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа.

Из них:

Аудиторные занятия – 36 часов;

– лекции – 16 часов

– практики – 20 часов

– самостоятельная работа (СР) – 36 часов

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Введение. Социокультурная ситуация в России и особенности литературного процесса Л 2 СР- 2     Реферат культурологического содержания - 2
Поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм 2-4 Л: 6 ПР СР: 2 К: еженед. Тесты, коллоквиумы
Проза 1890 – 1910-х годов: диалог с классикой, проблема взаимодействия реализма и модернизма 5-7 Л: 6 СР: 10     ПР: 2 К: еженед. Тесты, коллоквиумы
4. Драматургия 1900-1910-х годов в контексте споров о «новой драме и театроведческих исканий Л:2 СР: 22 ПР: 6 К: еженед. Рецензии, презентации

Курс лекций

Раздел 1. Введение.

Наши рекомендации