Схема 1. Федеральный уровень

Схема 1. Федеральный уровень - student2.ru

Схема 2. Региональное отделение

Схема 1. Федеральный уровень - student2.ru

Схема 3. Первичное отделение пилотной площадки РДШ

Схема 1. Федеральный уровень - student2.ru

Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач.

1. Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления , детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.

2. Использование Дней единых действий РДШ как технологии , позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.

3. Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами..

4.Формирование единой информационной среды для развития и маштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.

5. Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.

В соответствии с проведенным опросом общественного мнения, организованной Росмолодежью 2015 на I съезде РДШ были определены основные направления деятельности : личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное.

Направление «Личностное развитие» состоит из 3х проектных линий:

Популяризация ЗОЖ

¾ Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций;

¾ Организация туристических походов и слетов;

¾ Организаций мероприятия, направленных на популяризацию комплекса ГТО;

¾ Поддержка работы школьных спортивных секций;

¾ Развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;

¾ Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми

¾ Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

Творческое развитие

¾ Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;

¾ Развитие детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;

¾ Проведение культурно-образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов;

¾ Проведение культурно-досуговых программ: посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;

¾ Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций;

Популяризация профессий

¾ Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

¾ Популяризация научно-изобретательской деятельности;

¾ Поддержка и развитие детских проектов;

¾ Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

Направление «Гражданская активность»

¾ Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, акций и флешмобов;

¾ Поддержка детских проектов;

¾ Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

¾ Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций

¾ В рамках нескольких блоков направления:

Волонтерство:

¾ Экологическое волонтерство: изучение родной природы, совмещенное с экскурсиями и экологическими походами, участие в различных инициативах по охране природы и животных.

¾ Социально - культурное волонтерство: оказание помощи социально-незащищенным группам населения, оказание содействия в организации мероприятий культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.

¾ Волонтеры Победы – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти (благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации Всероссийских акций и праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы).

¾ Событийное волонтерство: участие волонтеров в спортивных, образовательных, социокультурных мероприятиях.

¾ Волонтеры школы Безопасности – воспитание культуры безопасности среди детей и подростков

Направление «Военно-патриотическое»

Осуществляется при координации с Всероссийским военно-патриотическим движением «ЮНАРМИЯ»

· совместно с ответственными педагогами сформировать систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания.

· организовать работу военно-патриотического клуба на базе образовательной организации и вовлечь в нее обучающихся.

· организовать профильные события, направленные на повышение интереса у обучающихся к службе в силовых подразделениях, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

· организовать проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, героями Отчизны;

· обеспечить координацию военно-патриотической деятельности образовательной организации с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.

Направление «Информационно-медийное»

Взаимодействие СМИ, государственных и общественных институтов.

¾ Перспективы развития направления в рамках деятельности РДШ.

¾ Информационное развитие: создание школьных газет, подготовка материалов для местных газет и журналов, а также TV, освещение деятельности в социальных сетях, включая съемку видеороликов;

¾ Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций;

¾ Подготовка информационного контента для детей.

Ключевой фигурой организации деятельности РДШ в образовательных организациях, обеспечивающей соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый. Это и лидер , признаваемый детьми, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность по направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный воодушевлять детей реализовывать себя в предлагаемых направлениях детско-юношеской организации.

Вожатый – понятие не только многозначное, но и многоликое. Это утверждение связано с анализом публикаций журнала «Вожатый» (1925-1991 г.г.) в каждом из номеров которого шел поиск ответов на вопрос «Каким должен быть вожатый? Какое его лицо?», «В чем заключается его позиция?» В публикациях 20-х годов есть следующие интересные наблюдения и мнения: «Вожатый должен быть примерным, относиться к детям хорошо, быть политически развитым, веселым товарищем, ласковым» (мнение пионера); «… это организатор детей; чуткий, умелый руководитель; хорошо знает детей, их интересы, запросы, поведение; знакомый с различными способами подхода к детям; умеющий найти себе помощников среди детей и взрослых; имеющий творческий интерес к работе» (мнение вожатого).

О профессионально важных качествах вожатого 30-х годов есть материал в трудах Н.К.Крупской «… пионер- вожатому … надо уметь учиться, во-вторых, быть политически грамотным, в третьих, быть активным общественником, в четвертых, знать ребят и знать, как надо им помочь».

А вот лицо вожатого 40-х годов: это «хороший организатор, имеет трудовые навыки, должен быть дисциплинированным, самостоятельным, владеть культурой речи, хорошей военной подготовкой».

В 50-60 г.г. в связи с расширением демократических норм жизни общества заметно изменились требования к личности вожатого. К ним добавились следующие: «способность понимать ребят, предвидеть результат своей работы, умение уважать достоинства ребенка, гражданственность, честь, политическое видение мира, презрение к показухе, чувство юмора, страстность, боевитость, умение подниматься до ребячьих чувств, быть общественником».

70-80 годы нашли свое отражение в обобщенном портрете вожатого глазами детей: «не ругать за плохие поступки, больше беседовать с детьми, разбираться в политике и искусстве, быть лучше всех, помнить свое детство»

Анализируя ответы на поставленный вопрос о вожатом в материалах журнала 90-х годов можно увидеть все разнообразие требований, расширяющих функции вожатого до невероятных границ. Так, например: «идеолог общественно-жизненных ценностей; досуговед-психотерапевт; человек, помогающий растущему человеку познать окружающий мир и самого себя; связующее звено между родителями и детьми».

В словаре-справочнике «Детское движение» (изданный Ассоциацией исследователей детского движения в 1998 году) о понятии «вожатый» сказано следующее: «Вожатый – название поручения, которое давал комсомол взрослому (комсомольцу или коммунисту), который направлялся в звено, отряд или дружину. В период существования Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина статус и позиция вожатого (старшего и отрядного) были закреплены в 1967 году специальным «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Первоначально вожатые выполняли поручение комсомола на общественных началах, затем старшие пионерские вожатые стали одной из категорий работников народного образования». Все это позволяет нам говорить о том, что изначально в позиции вожатых был заключен содержательный конфликт.

Дети 90-х годов были уверены в том, что вожатый – их современник. А сам старший вожатый зачастую был не готов к переоценке ценностей, принципов, убеждений, на которых он действовал в условиях единой пионерской организации. Данное утверждение не связано с тем, что в одночасье все старшие пионерские вожатые должны были стать организаторами досуга, педагогами-организаторами, кураторами детских общественных объединений. Важно здесь другое. Позиция взрослого в детском объединении (в рассматриваемом случае старшего вожатого в пионерской организации) определяется его личностно-психологическими особенностями. В соответствии с ними вожатый избирает деятельность, стратегию, нормы отношений, придерживается определенной «роли», обозначает свои социально-педагогические функции.

Мнение известного исследователя детского движения, профессора К.Д.Радиной о старшем вожатом на протяжении длительного времени связано с тем, что в пионерской организации взрослый (старший вожатый, классный руководитель, вожатый-производственник) прежде всего выполнял две функции: идеологическую и организаторскую.

Идеологическая функция старшего вожатого определилась самой сущностью пионерской организации, ее идейно-политической направленностью

Организаторская функция определилась конкретизацией общей, идеологизированной цели пионерского движения в общественно-значимой деятельности. В результате реализации этих функций участники пионерской организации вырастали как общественники-организаторы. Взрослый, выступая организатором пионерских дел, учил быть организаторами самих детей. Это составляло главную идею методики пионерской организации.

С 1990 года по настоящее время, то есть больше четверти века в российском обществе, в системе образования обсуждение функций вожатого, вопросов его педагогического стажа не нашли своего системного разрешения. Деятельность старших вожатых в большей степени определялась качеством регионального компонента, позицией директора школы, включенностью детей и подростков в вариативную деятельность детских общественных объединений, органов ученического самоуправления. Система повышения квалификации, подготовки кадров старших вожатых действовала точечно, исходя из возможностей и ресурсов субъектов РФ, сложившихся педагогических традиций тех или иных регионов страны. В общественном сознании понятие «вожатый» ассоциировалось исключительно с деятельностью детских оздоровительных лагерей, что отложило свой отпечаток на статус и выбор этой профессии молодежью. В начале 2000-х годов в ряде регионов Российской Федерации были возобновлены «советы вожатых», педагогические «отряды вожатых», к сожалению, не получившие массового распространения в связи с отсутствием приоритетов воспитания в системе образования. В 2015 году разработка профессионального стандарта «Специалиста-воспитателя» создала ситуацию оптимизации функций вожатого и разработку требований к трудовой деятельности вожатого.

В 2016-2017 учебном году в субъектах РФ были определенны пилотные площадки для старта деятельности РДШ в экспериментальном режиме.

Российское движение школьников основывается на принципах самоуправления, добровольности участия и равноправия и способствует совершенствованию государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. На основании данных положений Устава работа первичных организаций строиться на основании двух основополагающих подходов: вариативно - программного и проектного подхода.

Первичная организация РДШ состоит из проектных команд обучающихся, от 8 до 18 лет.

Участники первичной организации объединяются в проектные команды по направлениям деятельности РДШ. При формировании проектных команд учитывается личное желание обучающегося и полученное согласие от родителей.

Количество участников проектной команды ‑ от 5 человек, не включая старшего вожатого, ответственных педагогов от школы и эксперта проекта от организации- социального партнера.

Из числа обучающихся, участников первичной организации, избираются руководители проектных команд по направлениям.

Количество проектов, реализуемых одной проектной командой по направлению не ограничено.

В своей деятельности старший вожатый образовательн6ой организации – пилотной площадке РДШ должен ориентироваться на основополагающие принципы формирования первичного отделения РДШ:

· массовость и добровольность участия;

· дифференциация интересов обучающихся с учетом уровня и иерархии их потребностей, эмоционально-волевой и ценностно-нравственной сферы;

· вариативность выбора разнообразных сфер общения и отношений в воспитательном пространстве;

· субъект-субъектные отношения между взрослыми и детьми в процессе их совместной деятельности.

Российское движение школьников на первом этапе деятельности позиционируется как объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права на участие в принятии решений, затрагивающие их интересы.

Наши рекомендации