Унифицированные обороты, используемые при написании
научных докладов, отчетов, курсовых и дипломных работ или слова «клише»
Определение задач курсовой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить…, определить…, выявить…, сформулировать…, создать…, построить…, обосновать…,
систематизировать… и т.д.
В теоретической и практической главах используются следующие унифицированные обороты:
Наше исследование посвящено…
В этой связи необходимы исследования, разработки в области …
Деятельность нашей проектной /исследовательской/ группы была направлена ….
Известно, что…
Современная ситуация…
Это определяет актуальность нашего исследования…
Теоретическим основанием нашего исследования явились положения…
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу…
Приступая к теоретическому рассмотрению интересующих опросов…
Для нас этот вывод важен как…
Существенным аспектом…
Решение проблемы…
Особенно серьезное внимание …
Однако для … недостаточно только…. необходимо, прежде всего…
Комплексное решение…
Мы разделяем позицию … (автора) на то, что … (взгляд автора на решений следующей проблемы…
Противоречия порождает проблему…
В связи с вышеуказанным подчеркнем…
Все вышесказанное представляет собой скорее постановку проблемы… (вопроса…) нежели описания способа ее (его) решения.
Приведенное наше обсуждение о … следует рассматривать как…
Поэтому мы считаем, что …
Есть основание считать…
С точки зрения данных авторов…
Данные положения позволяют подчеркнуть…
Подводя промежуточные итоги, заметим…
С учетом сказанного мы определяем…
В связи с полученными данными / можно констатировать, что…, мы …/выделяем/…
В качестве иллюстрации к вышесказанному рассмотрим следующую ситуацию…
На основе теоретических положений, изложенных в первой главе ...
Наблюдения за деятельностью детей позволяет нам утверждать, что…
Перейдем к непосредственному обсуждению…
После сказанного понятно, что…
Организация педагогической деятельности в новых условиях позволила…
По всей видимости…
В качестве примера…
Одновременно с…
Как правило…
Переход (перейдем) к рассмотрению вопроса…
Трудности, возникшие в ходе экспериментальной / исследовательской/ деятельности, во многом обусловлены … / или тем, что…/
Данное положение подтверждает…
Установлено, что…
Основными путями достижения высоких результатов / высокого уровня развития…/ были…
Определение приоритетного направления позволило нам…
Нами определена…
Нам представляется, что попытка…
Особый интерес для нас представляют исследования группы ученых (…), так как…
Другая часть авторов (…) видит процесс ( проблему…) в том, что…
Полученные нами результаты…
Так, в ходе опытно-экспериментальной работы нами было обнаружено…
В ходе дальнейшей работы мы обнаружили, что…
Результаты говорят о том, что …
Полученные данные приведены в таблице №… и на рисунке №… /диаграмме №…, схеме №…/примечание: разные виды графического изображения начинаются с первого номера и далее/;
Анализируя полученные данные, мы видим, что…
Мы стремились выяснить…
Результаты говорят о том, что…
В качестве основных вводов следует указать следующие…
Завершая анализ…, опираясь на результаты исследования ( опытно-экспериментальной работы), мы пришли к выводу, что в целом сравнительно низкая (-ое, -ий)… обусловлена (обусловлено) следующими факторами…
Глаголы и словосочетания.
Глаголы, соответствующие передаче выводов, обнаружению явления: из всего сказанного / из этого/ следует, можно заключить или сделать вывод, вытекает, означает, это доказывает, подтверждает что, свидетельствует о том, что; определяет то, что…; приводит к результату, основываясь на этом; исходя из этого.
Глаголы чаще всего используются в настоящем времени.
Наречия, модальные слова: следует, отсюда, таким образом, следовательно, итак, значит; союзы- так, что; в связи с этим и т.д.
Вводные конструкции – Как было отмечено / указано/, указательные местоимения /упомянутый, названный, рассматриваемый, следующий и т.д.
Между абзацами – поэтому, отсюда, сначала, затем, далее и т.д.
Модально- вводные слова и конструкции логической связи– В начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, наконец и др.; противоречия– однако, между тем, в то время как, тем не менее; причинно-следственные связи – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме этого, к тому же, прежде чем перейти…, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть..; предположения– видимо, надо полагать, возможно, вероятно; итоги– итак, значит, таким образом, в заключении отметим…, подведем итоги и др.
Сложноподчиненные предложения – известно, что..; несмотря на то, что…; если, то и др.
Различные конструкции –Важно /можно/ отметить; Совершенно очевидно, что…; ясно, что…; Бесспорно утверждение; Перейдем к вопросу; Рассматривая проблему…, мы…;Остановимся на …; Опираясь на данные исследования д.п.н., профессора …;Следует отметить / заметить/; Перейдем к вопросу о… и т.д.
В работе используется множественное число первого лица «мы», нами и т.д.
Вводные конструкции – на наш взгляд, с нашей точки зрения, с точки зрения ученых, как считает…, по мнению…; вводные слова - разумеется, бесспорно, очевидно и др.
При оценке работы учитывается содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).
На защите курсово й работы студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии.