Раскройте значение исследований онтогенеза речи для современной логопедии.
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.
Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно повысили эффективность логопедической работы.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.
Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.
4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.
5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.
6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.
9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.
11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.
12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.
№ 24 Дайте характеристику основных концепций усвоения языка.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется одинаковыми чертами у разных детей. Различные исследователи намечают разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. А. Н. Леонтьев четыре этапа выделяет: подготовительный — до года; период первоначального овладения языком, который заканчивается на 3-м году; период обогащения языка я развитие речи в процессе практики ребенка-дошкольника; наконец, развитие речи в период школьного обучения. Два этапа устанавливает Г. Л. Розенгард-Пупко: подготовительный до 2 лет, позднее, самостоятельное оформление речи. Четыре этапа выделяет А. Г Смоленский, три — М. М. Кольцова, два — Pichon н т. д Как виляв, это деление на этапы, периоды чисто условное и вводится только ДЛЯ удобства изучения пути развития детской речи.
Схема онтогенеза речи практически здорового ребенка может быть сведена к следующему.
Первые месяцы жизни у ребенка на базе врожденных рефлексов начинают накапливаться условно-безусловные рефлексы первой сигнальной системы. Так, при раздражении кожи липа образуется сосательный рефлекс, при воздействии болевого раздражителя происходит отдергивание конечности и т. д. При этом образуются недифференцированные, аморфные звуки, голосовые реакции, что принято называть гулением. На 3—4-м месяце изменяется характер гуления, оно становится более тягучим и приобретает различные интонации. Характер издаваемых звуков и интонаций впоследствии все более опосредуется примитивными эмоциональными переживаниями ребенка. Первые звуки являются рефлекторными, они не зависят от воли ребенка, не регулируются сознанием, а возникают сами в процессе внеречевой деятельности речевого аппарата. В период гуления первыми появляются гласные звуки {а, о, у, а), как наиболее легкие для артикулирования, затем — губные звуки (п. б, л), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (е, к, х), что связано с физиологическим актом глотания и постоянно оттянутым, приподнятым корнем языка, в основном и лежачего положения ребенка Смесяца у ребенка образуются условные реакции со всех афферентных систем. Это ведет к очень большому усложнению леей формирующейся условнорефлекториой деятельности.
Развитие понимания начинается до того, как ребенок овладевает активной речью. Первые проявления понимания выражаются в первичных реакциях ребенка на тмс говорящего. В конце 2 педели ребенок перестает плакать, когда с ним говорит, в конце 3 й недели колыбельная песнь действует на него успокаивающе. Затем ребенок начинает наклонять голову в сторону говорящего с ним.
Таким образом, на базе первой сигнальной системы и образного мышления у ребенка происходит постепенное развитие второй сигнальной системы — речевой деятельности.
4.Факторы развития речи. Основные переодизации речевого развития