Логопедия как наука. Предмет. Объект, цель, задачи. Методология научных исследований в логопедии.

Логопедия – «логос» слово, «падиа» воспитываю. Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального назначения и воспитания. Предмет логопедии – нарушение речи, и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речевой деятельности. Объект исследования – состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц расстройствами речевой деятельности. Структура логопедии – логопедия дошкольников, школьников, подростков, взрослых. Цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а так же система предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии:

· Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений;

· Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи;

· Выявление динамики, спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи, а так же влияние нарушений речи на развитие их личности, психики, поведения и на различные виды деятельности;

· Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии;

· Выяснение этиологии, механизмов и структуры речевых нарушений;

· Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;

· Систематизация речевых расстройств;

· Разработка принципов, методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств;

· Разработка вопросов организации логопедической помощи и преемственность логопедической работы дошкольных и школьных учреждений;

· Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений;

· Разработка ТСО, внедрение в работу компьютерных технологий и лабораторно-экспериментального оборудования;

· Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии;

· Унификация (приведение к одному знаменателю логопедических понятий) категориального аппарата.

Для решения этих задач необходимо:

1.Использование межпредметных связей и привлечение различных специалистов.

2.Обеспечение взаимосвязи теории и практики, для более быстрого внедрения в практику новых достижений.

3.Распространение логопедических знаний среди населения.

Связь логопедии с другими науками:

· Внутрисистемные – общая педагогика, возрастная педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, с методиками обучения других предметов.

· Межсистемные – науки медико-биологического цикла (отоларингология, психопатология, невропатология, нейропсихология, педиатрия и т.д.), науки лингвистического цикла (лингвистика, психолингвистика), психологические науки (общая, возрастная, специальная психология, психодиагностика).

Методы логопедии:

1.Организационные: сравнительный, лонгитюдиальный (изучение в динамике), комплексный.

2.Эмпирические: метод наблюдения, метод эксперимента, психодиагностические методы (тесты, анкеты, интервью и т.д.), биографический метод (сбор и анализ анамнеза).

3.Количественный и качественный анализ результатов: метод математической статистики.

4.Интерпретационные: позволяют выявить связь между частями и целым, функцией и личностью и т.д.

Широко используются технические средства.

Принципы и методы логопедии как науки:

1.Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

2.Деятельностного подхода (учитывать тип деятельности в зависимости от возраста);

3.Системности (опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, где структурные компоненты находятся в тесной взаимосвязи). Входит звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь,

4. Комплексного подхода – диагностика и коррекция нарушений речи должна быть медико-педагогической.

5.Развития – анализ процесса возникновения дефекта и учет зоны ближайшего и актуального развития.

6.Онтогенетический – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия, с учетом появления форм и функций речи, а также видов деятельности в нормальном онтогенезе.

7.Этиопатогенетический – принцип учета причин и механизмов речевых нарушений.

8.Учета симптоматики нарушений и структуры дефекта – выделение ведущих расстройств, а также соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

9.Обходного пути – предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена (компенсация).

10.Общепедагогические принципы: наглядности, доступности, сознательности, активности, научности знаний, прочности знаний, воспитывающий характер обучения, систематичности и последовательности, индивидуального подхода.

Принципы логопедической работы – это общие сходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Большое значение общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Специальные принципы:

1). Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

2). Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.

3) Комплексность - расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

4). Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

5). Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

6). Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

7). Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

8). Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).

9). Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.

Метод обучения – Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.

1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.

2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.

3. пересказ– краткий, выборочный, развернутый;

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.

А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.

Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.

В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

2. игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указанием, вопросами (игры в «магазин», «врача»).

3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.

Наши рекомендации