Результаты освоения программы
Итоговые и промежуточные результаты по разделу «Ознакомление с окружающим миром» при реализации индивидуальной программы коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ адаптивной общеобразовательной программы группы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении адаптивной общеобразовательной программы. В случае невозможности освоения адаптивной общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, результатом коррекционной работы является формирование практически-ориентированных навыков и социализация воспитанников.
Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
§ называть свое имя;
§ отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;
§ показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;
§ показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
§ показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
§ узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
§ отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.
Показатели развития к концу второго года обучения
Дети должны научиться:
§ называть свое имя, фамилию, возраст;
§ показывать и называть основные части тела и лица;
§ знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);
§ выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;
§ называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
§ определять по изображениям два времени года:, лето и зиму;
§ определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;
§ адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
Показатели развития к концу третьего года обучения
Дети должны научиться:
§ называть всех членов своей семьи, знать их имена;
§ находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
§ называть имя друга или подруги;
§ рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;
§ иметь представления о повседневном труде взрослых;
§ адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;
§ выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;
§ называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
§ называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;
§ называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;
§ определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.
Показатели развития к концу четвертого года обучения
Дети должны научиться:
§ называть свое имя, фамилию, возраст;
§ называть город (населенный пункт), в котором они проживают;
§ называть страну;
§ узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
§ выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;
§ различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;
§ называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;
§ определять признаки четырех времен года;
§ различать время суток: день и ночь.
Использованная литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре Текст./В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2000. – 416 с.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2010. Входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.
4. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.
5. Тригер С.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
Приложение 1
Оценка знаний об окружающем мире ребёнка с ОВЗ
Изучение знаний и представлений детей о себе и окружающем мире. Выявить особенности кругозора детей.
1. Обследование кругозора детей:
- представлений о предметном мире;
- о природе;
- о ближайшем окружении.
2. Занесение данных обследования в психолого-педагогические карты.
3. Анализ и оценка знаний детей о себе и окружающем мире.