Объекты, предмет и пределы надзора
Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор) призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления.
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих (базовых) направлений в деятельности прокуратуры РФ. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти.
В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.
Предмет и объекты надзора определены в ст. 21 закона о прокуратуре :
1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
2) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
Таким образом, предметом надзора за исполнением законов является: а) соблюдение Конституции РФ — прокурор должен осуществлять надзор за точным соблюдением требований Конституции РФ; б) исполнение законов — исполнение всех законов, действующих на территории Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ); в) законность правовых актов, порождающих, изменяющих или прекращающих определенные правоотношения.
К числу задач, традиционно стоящих перед прокуратурой в сфере надзора за исполнением законов, относятся:
· формирование единого правового пространства;
· укрепление правовых основ российской государственности;
· обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
· решение вопросов политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства;
· обеспечение точного и неукоснительного исполнения законов поднадзорными прокуратуре органами.
Исполнение законов может выражаться в виде действия или принятия правовых актов.
С содержанием предмета надзора за исполнением законов тесно связано решение вопроса о его пределах – их знание необходимо для обеспечения единого правового подхода прокуроров к надзорной деятельности.
Границы прокурорского надзора очерчены законодательством о прокуратуре. В поле зрения прокурора находится лишь та часть деятельности поднадзорных объектов, которая носит правовой характер, связана с исполнением законов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а прокуроры не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.
При осуществлении общенадзорных функций у прокурора отсутствуют административные полномочия. Он не вправе и не должен лично устранять нарушения закона. Исключением из данного правила являются те случаи, когда прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
При выявлении нарушений закона, их причин и способствующих им условий прокурор ставит вопрос об их устранении перед органом или должностным лицом, полномочным своей властью устранить указанные недостатки (включая суд). Содержание конкретных мер, направленных на устранение нарушений закона, и порядок их реализации определяются данным органом или лицом самостоятельно.