Формы отчетности о результатах педагогической практики

3.1. Текущая и итоговая аттестация качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами-практикантами в процессе педагогической практики, проводится методистами-предметниками и руководителем практики факультета. Они оценивают текущую работу студентов-практикантов на основе:

· представляемой отчетной документации (см. приложения);

· результатов посещения подготовленных зачетных уроков;

· анализа проведенных лично учебных занятий, анализа посещенных учебных занятий учителей и студентов-коллег;

· участия в методической работе учреждения образования, предметных неделях;

· активности и творческого подхода в выполнение группового методического задания.

3.2.Итоговая аттестация студентов-практикантов по результатам педагогической практики осуществляется в форме дифференцированного зачета.

При выставлении дифференцированного зачета предполагаются следующие требования:

10 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с индивидуальным планом работы;

· проявил способность самостоятельно творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал безупречное владение теоретическими знаниями и практическими навыками;

· свободно и системно владел материалом и осуществлял правильный выбор методики проведения занятий;

· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;

· показал владение активными методами, современными технологиями, приемами обучения, использовал технологии и приемы в системе, провел диагностику, подтверждающую эффективность их использования;

· проявил знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· показал полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по предмету, умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине, давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

· активно участвовал в анализе и самоанализе уроков различных типов, анализе реализации дидактических принципов на уроке;

· давал качественный анализ методов, применяемых на собственных уроках и уроках коллег. Применял проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы;

· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;

· проведенные уроки разнообразны по типам и видам, проведены в рамках группового методического задания и методической задачи учреждения образования, проведена диагностика знаний и умений учащихся;

· студент участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· активно участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, подготовке научных работ с учащимися, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

9 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил весь намеченный объем работы в срок в соответствии с индивидуальным планом работы, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал хорошее владение теоретическими знаниями и практическими навыками;

· осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;

· устанавливал межпредметные связи;

· показал владение активными методами и современными технологиями обучения, умел наполнить каждый этап урока определенными приемами;

· показал знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;

· самостоятельно и творчески решал сложные проблемы в нестандартной ситуации;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, анализ выполнения дидактических принципов на уроке. Применял проблемные, частично-поисковые, методы обучения;

· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;

· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

8 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· полностью выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, в установленные сроки сдал всю отчетность;

· свободно владел материалом и осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;

· показал владение активными методами, современными приемами обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· самостоятельно решал проблемы, возникавшие на уроках;

· показал владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной по учебной дисциплине;

· умело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, методов обучения с незначительными ошибками и недостаточно полно;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, не все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном соответствуют методическим рекомендациям;

· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

7 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, всю отчетность сдал в срок;

· показал сформированность теоретических знаний;

· грамотно владел материалом, делал правильный выбор методики проведения занятий, проводил занятия в основном с использованием традиционных методик обучения;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, редко – проблемный;

· не всегда справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;

· использовал научную терминологию, логически правильно излагал материал, делал обоснованные выводы;

· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не всегда использовал при подготовке к уроку дополнительную литературу;

· на достаточном уровне ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давал им критическую оценку;

· выполнял задания с элементами творчества;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности не совсем полно, с незначительными ошибками;

· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям6 в дневнике наблюдений имеются мини-анализы этапов уроков с элементами обобщения; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, формы организации деятельности однотипны (в основном фронтальная), уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие, допускает незначительные ошибки;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает незначительные ошибки.

6 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· полностью выполнил индивидуальный план, однако допустил просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки;

· показал владение материалом и правильный выбор методики проведения занятий, проводил только традиционные уроки;

· использовал необходимую научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал, однако не всегда мог сделать обоснованные выводы;

· самостоятельно применял типовые решения в процессе изложения учебной программы;

· не справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;

· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не использовал дополнительную литературу при подготовке к урокам;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности с ошибками;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками, оформление их не соответствует необходимым требованиям6 ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

5 баллов – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;

· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;

· показал владение материалом, однако затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;

· использовал научную терминологию, однако имелись затруднения в логике изложения материала в процессе преподавания, не всегда были сделаны выводы;

· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;

· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;

· не всегда ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;

· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· не участвовал в выполнении группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

4 балла – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил деятельность, намеченную в индивидуальном плане, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;

· показал частичное владение материалом, наличие погрешностей в выборе методики проведения занятий;

· использовал научную терминологию, делал выводы без существенных ошибок;

· показал допустимый уровень культуры исполнения заданий практики;

· допускал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;

· затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;

· материал излагался бессистемно, отсутствовала логика изложения в процессе преподавания, не были сделаны выводы;

· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;

· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;

· не ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;

· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· не участвовал в выполнении группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально, записи фрагментарны, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно било не соответствуют результатам, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками, задание выполнено частично;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

3 балла – ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил программу практики частично;

· показал недостаточное владение материалом, наличие ошибок в выборе методики проведения занятий;

· не посещал уроки коллег;

· показал незнание возможностей применения технических средств и использование их в учебном процессе;

· проявил незнание части основной литературы по учебной дисциплине;

· использовал научную терминологию, излагал материал с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

· слабо владел инструментарием учебной дисциплины;

· проявил некомпетентность в решении педагогических задач;

· неумело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;

· показал низкий уровень культуры исполнения заданий практики.

· представил документацию, которая носит схематический характер.

2 балла – ставится студенту-практиканту, который:

· не выполнил программу практики;

· показалфрагментарные знания в рамках учебной дисциплины, знания отдельных литературных источников по учебной дисциплине, рекомендованных учебной программой дисциплины;

· недостаточно владел материалом, методически неграмотно выбирал методики проведения занятий;

· не умел использовать научную терминологию дисциплины;

· показал низкий уровень культуры исполнения заданий;

· представил отчетные материалы, которые не соответствует требованиям.

1 балл – ставится студенту-практиканту, который:

· отсутствовал во время практики.

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Утверждаю

Групповой методист

«__»____________________201_г.

Вариант 1

Содержание деятельности Сроки выполнения Анализ выполненной работы
1. Работа по самообразования. - ознакомление с литературой в библиотеке; - обзор литературы, составление картотеки; - участие в разработке проекта группового методического задания, уроков в его рамках, диагностик;    
2. Совершенствование методического уровня. - планирование темы; - планирование уроков разных типов; - планирование уроков в разрезе методического задания; - участие в методической деятельности школы; - участие в предметных неделях; - участие в подготовке методических и дидактических материалов.    
3. Апробация традиционных и инновационных форм проведения уроков, проведение пробных уроков, оценка методистами отдельных фрагментов и урока в целом.    
4. Проведение зачетных уроков с использование традиционных и инновационных форм, методов, приемов.    
5. Ознакомление с передовым педагогическим опытом, применение его на практике.    
6. Мониторинг результатов деятельности учащихся.    
7. Анализ деятельности коллег и учителей, самоанализ собственной педагогической деятельности.    
8. Помощь школе: - систематизация материалов; - проведение массовых мероприятий; - составление планов, программ, проведение факультативных занятий; - организация краеведческой работы;    
9. Воспитательные мероприятия, подготовка, проведение, анализ.    
10. Психолого-педагогическое обследо-вание личности или классного коллектива.    

Вариант 2

Время Направление и содержание деятельности Формы и способы организации Отметки о выполнении Педагогическая результативность

Приложение 2

Наши рекомендации