Формы отчетности о результатах педагогической практики
3.1. Текущая и итоговая аттестация качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами-практикантами в процессе педагогической практики, проводится методистами-предметниками и руководителем практики факультета. Они оценивают текущую работу студентов-практикантов на основе:
· представляемой отчетной документации (см. приложения);
· результатов посещения подготовленных зачетных уроков;
· анализа проведенных лично учебных занятий, анализа посещенных учебных занятий учителей и студентов-коллег;
· участия в методической работе учреждения образования, предметных неделях;
· активности и творческого подхода в выполнение группового методического задания.
3.2.Итоговая аттестация студентов-практикантов по результатам педагогической практики осуществляется в форме дифференцированного зачета.
При выставлении дифференцированного зачета предполагаются следующие требования:
10 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с индивидуальным планом работы;
· проявил способность самостоятельно творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал безупречное владение теоретическими знаниями и практическими навыками;
· свободно и системно владел материалом и осуществлял правильный выбор методики проведения занятий;
· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;
· показал владение активными методами, современными технологиями, приемами обучения, использовал технологии и приемы в системе, провел диагностику, подтверждающую эффективность их использования;
· проявил знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;
· показал полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по предмету, умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине, давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
· активно участвовал в анализе и самоанализе уроков различных типов, анализе реализации дидактических принципов на уроке;
· давал качественный анализ методов, применяемых на собственных уроках и уроках коллег. Применял проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы;
· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;
· проведенные уроки разнообразны по типам и видам, проведены в рамках группового методического задания и методической задачи учреждения образования, проведена диагностика знаний и умений учащихся;
· студент участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;
· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;
· активно участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, подготовке научных работ с учащимися, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.
9 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил весь намеченный объем работы в срок в соответствии с индивидуальным планом работы, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал хорошее владение теоретическими знаниями и практическими навыками;
· осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;
· устанавливал межпредметные связи;
· показал владение активными методами и современными технологиями обучения, умел наполнить каждый этап урока определенными приемами;
· показал знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;
· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;
· самостоятельно и творчески решал сложные проблемы в нестандартной ситуации;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, анализ выполнения дидактических принципов на уроке. Применял проблемные, частично-поисковые, методы обучения;
· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;
· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;
· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;
· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.
8 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· полностью выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, в установленные сроки сдал всю отчетность;
· свободно владел материалом и осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;
· показал владение активными методами, современными приемами обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;
· самостоятельно решал проблемы, возникавшие на уроках;
· показал владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной по учебной дисциплине;
· умело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, методов обучения с незначительными ошибками и недостаточно полно;
· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, не все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном соответствуют методическим рекомендациям;
· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;
· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;
· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.
7 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, всю отчетность сдал в срок;
· показал сформированность теоретических знаний;
· грамотно владел материалом, делал правильный выбор методики проведения занятий, проводил занятия в основном с использованием традиционных методик обучения;
· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, редко – проблемный;
· не всегда справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;
· использовал научную терминологию, логически правильно излагал материал, делал обоснованные выводы;
· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не всегда использовал при подготовке к уроку дополнительную литературу;
· на достаточном уровне ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давал им критическую оценку;
· выполнял задания с элементами творчества;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности не совсем полно, с незначительными ошибками;
· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;
· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям6 в дневнике наблюдений имеются мини-анализы этапов уроков с элементами обобщения; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, формы организации деятельности однотипны (в основном фронтальная), уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;
· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие, допускает незначительные ошибки;
· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает незначительные ошибки.
6 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· полностью выполнил индивидуальный план, однако допустил просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки;
· показал владение материалом и правильный выбор методики проведения занятий, проводил только традиционные уроки;
· использовал необходимую научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал, однако не всегда мог сделать обоснованные выводы;
· самостоятельно применял типовые решения в процессе изложения учебной программы;
· не справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;
· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не использовал дополнительную литературу при подготовке к урокам;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности с ошибками;
· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;
· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;
· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками, оформление их не соответствует необходимым требованиям6 ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;
· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;
· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.
5 баллов – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;
· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;
· показал владение материалом, однако затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;
· использовал научную терминологию, однако имелись затруднения в логике изложения материала в процессе преподавания, не всегда были сделаны выводы;
· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;
· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;
· не всегда ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;
· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;
· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;
· не участвовал в выполнении группового методического задания;
· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;
· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;
· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.
4 балла – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил деятельность, намеченную в индивидуальном плане, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;
· показал частичное владение материалом, наличие погрешностей в выборе методики проведения занятий;
· использовал научную терминологию, делал выводы без существенных ошибок;
· показал допустимый уровень культуры исполнения заданий практики;
· допускал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;
· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;
· затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;
· материал излагался бессистемно, отсутствовала логика изложения в процессе преподавания, не были сделаны выводы;
· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;
· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;
· не ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;
· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;
· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;
· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;
· не участвовал в выполнении группового методического задания;
· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально, записи фрагментарны, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно било не соответствуют результатам, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;
· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками, задание выполнено частично;
· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;
· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.
3 балла – ставится студенту-практиканту, который:
· выполнил программу практики частично;
· показал недостаточное владение материалом, наличие ошибок в выборе методики проведения занятий;
· не посещал уроки коллег;
· показал незнание возможностей применения технических средств и использование их в учебном процессе;
· проявил незнание части основной литературы по учебной дисциплине;
· использовал научную терминологию, излагал материал с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
· слабо владел инструментарием учебной дисциплины;
· проявил некомпетентность в решении педагогических задач;
· неумело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
· показал низкий уровень культуры исполнения заданий практики.
· представил документацию, которая носит схематический характер.
2 балла – ставится студенту-практиканту, который:
· не выполнил программу практики;
· показалфрагментарные знания в рамках учебной дисциплины, знания отдельных литературных источников по учебной дисциплине, рекомендованных учебной программой дисциплины;
· недостаточно владел материалом, методически неграмотно выбирал методики проведения занятий;
· не умел использовать научную терминологию дисциплины;
· показал низкий уровень культуры исполнения заданий;
· представил отчетные материалы, которые не соответствует требованиям.
1 балл – ставится студенту-практиканту, который:
· отсутствовал во время практики.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Утверждаю
Групповой методист
«__»____________________201_г.
Вариант 1
Содержание деятельности | Сроки выполнения | Анализ выполненной работы |
1. Работа по самообразования. - ознакомление с литературой в библиотеке; - обзор литературы, составление картотеки; - участие в разработке проекта группового методического задания, уроков в его рамках, диагностик; | ||
2. Совершенствование методического уровня. - планирование темы; - планирование уроков разных типов; - планирование уроков в разрезе методического задания; - участие в методической деятельности школы; - участие в предметных неделях; - участие в подготовке методических и дидактических материалов. | ||
3. Апробация традиционных и инновационных форм проведения уроков, проведение пробных уроков, оценка методистами отдельных фрагментов и урока в целом. | ||
4. Проведение зачетных уроков с использование традиционных и инновационных форм, методов, приемов. | ||
5. Ознакомление с передовым педагогическим опытом, применение его на практике. | ||
6. Мониторинг результатов деятельности учащихся. | ||
7. Анализ деятельности коллег и учителей, самоанализ собственной педагогической деятельности. | ||
8. Помощь школе: - систематизация материалов; - проведение массовых мероприятий; - составление планов, программ, проведение факультативных занятий; - организация краеведческой работы; | ||
9. Воспитательные мероприятия, подготовка, проведение, анализ. | ||
10. Психолого-педагогическое обследо-вание личности или классного коллектива. |
Вариант 2
Время | Направление и содержание деятельности | Формы и способы организации | Отметки о выполнении | Педагогическая результативность |
Приложение 2