Характеристика работы учащегося в семестре

ДНЕВНИК

Педагогической практики

Студент (ка)   Усова Надежда Витальевна
    (ФИО)
    Музыкально-театральное искусство, 4 курс
    (специальность, курс)
Учащийся   Горощенко Мария Валерьевна, 89521769277
    (ФИО, контактные данные)
    Артистка хоровой капеллы ТГУ
   
Руководитель практики   Зинченко Людмила Александровна
    (ФИО)
   
    (контактные данные)

Расписание занятий

Курс   Семестр
Предмет День недели Время Класс
Педагогическая практика среда 14.15 – 15.00

Краткая характеристика учащегося перед началом занятий

(заполняется студентом-практикантом)

Горощенко Мария Валерьевна (26 лет) имеет небольшой по силе звука низкий голос с красивым тембром. Диапазон голоса: ля малой октавы – соль второй октавы. Тип голоса: меццо-сопрано. Переходные ноты – до, ре второй октавы. Примарный тон – ре, ми первой октавы. Маша закончила Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова. В настоящее время является артисткой хоровой капеллы ТГУ.

Маша музыкальная, эмоциональная девушка с хорошо развитым воображением. Имеет представление о начальных вокально-технических навыках, хорошую музыкальную память. У Маши хорошее чувство ритма и безупречная дикция.

Среди недостатков: недостаточно свободна нижняя челюсть и, следовательно, поджата гортань; широкий звук (распяленная артикуляция), неточная интонация, иногда использует верхнереберное дыхание. Нужно работать также над раскрепощением диафрагмы.

Установка индивидуального обучения на семестр

(заполняется студентом-практикантом согласно учебному плану)

Главная задача – формирование основного фундамента вокально-технических навыков на среднем участке диапазона в посильном репертуаре (вокализы, песни, несложные романсы и арии). Знакомство с такими понятиями как «Певческая установка», певческий «Вдох», «Артикуляция» и ее особенности, «Атака звука», «Опора дыхания» и освоение их на практике.

«Певческая установка». Состояние радостного воодушевления и готовности к работе при свободных и как бы «тяжелых» мышцах. Положение корпуса ровное, опора на пятки и большие пальцы ног. Прямое свободное положение головы без запрокидывания назад, смещения вперед, или наклона вниз.

«Вдох» маленький, радостный, «непонятный». Как бы «потянуть с кончика нижней губой аромат цветка». Язык у корней нижних зубов. Нижняя челюсть свободная, тяжелая; опущена вниз под весом собственной «тяжести», но не механически. Можно представить, что нижняя челюсть тряпичная и насквозь пропитана водой.

Вдох состоит из 3-х фаз: собственно вдох, задержка дыхания, атака.

Атака. В глубине рта все закрыто. Гласная следует за согласной. Объем рта зависит от согласной, количества дыхания и тесситуры (чем выше звук – тем больше объем). Мягкая атака – дыхание чуть раньше звукоизвлечения, согласная «едет на санках», где санки – это дыхание.

Опора – ощущение «столбика», где верх – позиция, а низ – «отошедшая вперед» диафрагма.

Артикуляция четкая, звуки следует произносить «близко», но быстро отдавать в потоке дыхания.

Нужно воспитывать мышечный слух, двигательную моторику, работать над расширением диапазона, мышечным раскрепощением.

Репертуар

Авторы и название произведения Дата сдачи Оценка
И.Н. Вилинская вокализ №29 g-moll 26.12.16
Итоговая оценка  

1)Общие сведения о произведении и их авторах.

Вилинская Ирина Николаевна (1920-1986) украинский музыкальный педагог, певица и композитор. Получила музыкально-теоретическое и вокальное образование. Современники отзывались о ней как о хорошей пианистке. Вилинской принадлежат ряд теоретических работ, посвященных вокальной педагогике, а также тщательно разработанные вокальные репертуарные сборники. В своих вокальных сочинениях стремилась обеспечить бережное и постепенное развитие природных данных певцов.

2)Музыкально-теоретический анализ.

Жанр – вокализ. Форма – простая двухчастная. Тональность g-moll. Размер C.

Характеристика мелодии: скачкообразная мелодия напевного спокойного созерцательного характера. Аккомпанемент в первой части произведения представляет собой гармоническое сопровождение выраженное аккордами в левой руке и короткими арпеджио в правой. Вокальную партию не дублирует. Ритмический рисунок произведения очень простой: из длительностей только половинки, четверти, восьмушки; синкоп, смены ритма, полиритмии нет.

Гармонический план произведения соответствует классической гармонии. Вступление: VI7, D. Первая часть: T, II, D, T, T, II, VI7, D, T, II, D, VI7, G-dur, es-moll, D,T.

Вторая часть: нисходящая секвенция D2 к c-moll, D2 к B-dur, D6 к a-moll, D2 к T, D2 к c-moll, D2 к B-dur, D6 к a-moll, D, T.

3)Вокально-технический анализ.

Диапазон – ре первой октавы, ми бемоль второй октавы. Тесситура высокая. В основе интонационного рисунка широкие интервалы при сохранении плавности движения и звукоизвлечения. В первой части предусмотрено взятие дыхания после каждой фразы, во второй – между первой и второй частями фразы. Произведение должно быть выдержано в штрихе легато. Это продиктовано характером и ритмическим рисунком произведения.

4)Исполнительский анализ.

В произведении присутствуют такие настроения как мечтательная эмоциональная приподнятость, протест с оттенком отчаяния, светлая грусть, действенное воодушевление. Вокализ выдержан в спокойном темпе (andante – в темпе шага).

В первой части предусмотрена динамика негромкая (mP) c кульминацией в конце раздела. Вся часть должна быть выдержана в едином темпе, только в конце можно сделать небольшое расширение темпа, чтобы выразить растерянность.

Во второй части с помощью динамики противопоставляется первое (mF) и второе (F) предложения. В середине второй части темп должен быть сохранен в неизменном виде, иначе сопоставление не удастся. В конце произведения автором выписано замедление (rit) которое создает настроение радостной уверенности. Диминуэндо в конце произведения – выписанная филировка.

5)Педагогический анализ.

Основные вокально-технические задачи:

· Широкие интервалы. Брать дыхание перед фразой нужно предслыша самую высокую ноту в фразе. Нисходящее движение исполняется с ощущением восходящего. Не «перегружать» нижние ноты, петь их в «высокой позиции». Следует «брать» каждую ноту интервала как бы «сверху» мягкой активной атакой «прикрытым» округлым звуком чтобы интонация была точной.

· Длинная фраза. Нужно распределять дыхание. Для этого следует ощущать опору как отошедшую вперед диафрагму; шире горло, это достигается путем освобождения нижней челюсти, так как последняя иннервирована с гортанью. Не начинать петь на распущенном дыхании – перед атакой обязательно задержка дыхания.

Основные музыкально-исполнительские задачи:

· Слышать гармонию, «вплетать» вокальную партию в аккорд.

· Быть внимательнее к ладотональным тяготениям.

6)Исполнительский план произведения.

Уже в однотактном вступлении заложена дуальность конфликта рассматриваемого произведения – пессимистическая инертность шестой ступени и активная уверенность в благополучном разрешении ситуации выраженная D7 изложенном по принципу сопоставления по отношению к VI ступени.

Первое предложение первой части вокализа – светлая мечта, которая в конце предложения сменяется сомнением по поводу реальности ее осуществления. Образная насыщенность этой темы воплощена при помощи разнообразного интервального состава и регистрового сопоставления.

Первые два такта второго предложения первой части – почти точное повторение начала вокализа, но в этом разделе произведения «светлая мечта» ставится героем под сомнение и в завершающих двух тактах первой части герой испытывает отчаяние и неготовность бороться за свое счастье. Автор достигает такого эффекта, применяя минорные тональности, ломаные арпеджио, динамический «всплеск» выписанный в нотном тексте.

Первое предложение второй части выражает смирение героя перед судьбой. Композитор использует в этом месте скрытое многоголосие, причем статичная нисходящая мелодия (ре, до, до, си, си, ля, ля) написана в слабую долю. На сильную долю приходятся звуки, выполняющие роль органного пункта (поступенное движение вниз). Диапазон и вокальной и фортепианной партий здесь уже и выраженная нисходящая направленность присутствует как в вокальной строчке, так и в фортепианном сопровождении.

Заключительная часть вокализа – это взгляд на сложившуюся ситуацию с оптимистической точки зрения. Здесь почти тот же нотный текст, что и в предыдущем предложении. Разница лишь в том, что все заключение выдержано в динамике «форте», а в вокальной партии в скрытом многоголосии ведущая мелодия помещена в сильную долю. Этими средствами автор создает ощущение уверенности и жизнеутверждающего мироощущения, несмотря на то, что произведение написано в миноре.

Содержание работы Дата Кол-во часов Преподаватель
Работа над формированием навыков, указанных в «Установке индивидуального обучения на семестр». Освобождение нижней челюсти. Используется метод показа; яркие образные сравнения, призванные разбудить воображение обучающегося. Например, представить, что на задних отделах нижней челюсти лежат горячие картошечки, или ученик пьет и смакует что-то очень вкусное. Формирование произвольной двигательной моторики через активную мышечную работу: ощущать активный кончик языка, близко и четко произносить согласную и быстро «отдавать» ее в посыле дыхания. Щеки не распускать, как бы отодвигать их к коренным зубам. Губы «дооформляют согласную», но не держат ее. Особенности артикулирования. Артикуляция четкая, но рот не зажат, он как бы мягко следует за дыханием. Рот открывать по тесситуре (чем выше звук – тем больше объем ротовой полости). Формообразование. Самое главное – не закрывать горло перед добором дыхания, брать дыхание перед следующей фразой быстро, но осмысленно, соблюдая все правила вдыхательной установки. «Пропускать» дыхание через свободное горло не спеша, особенно первую ноту фразы, но при этом не терять движение. Работа над чистотой интонации. Не давить на голос. Правильный вдох. Следить за правильной артикуляцией. Брать звук «сверху», отдавать гласную «на точку Морана». Мягкая атака звука. Использование грудного резонатора в верхнем регистре диапазона. Фонетический метод. В вокале не используются «чистые» согласные. Например «е» нужно петь с ощущением «а» (прикрывать, округлять, петь как через надставную трубу). Петь «е» с ощущением половины яблока на корне языка. 07.09- 28.12   Зинченко Л.А.

Характеристика работы учащегося в семестре

(заполняется студентом-практикантом)

Учащаяся ответственно подходил к работе на уроке, к самостоятельной подготовке во внеурочное время. Работает на уроке активно, занимается с удовольствием. Внимательно относится к замечаниям и пожеланиям педагога, старается исправляться.

Пока не удалось справиться с мышечными зажимами: Маша поджимает плечи, диафрагму, не может расслабить нижнюю челюсть, зажимает корень языка (открывает в глубине рта лишний объем до звукоизвлечения). Это лишает тембр голоса мягкости, является причиной неточной интонации и приводит к нехватке дыхания, что в свою очередь негативно сказывается на формообразовании. Также мышечные зажимы не дают возможность использовать динамические оттенки голоса.

Маша старается опираться на активную мышечную работу (активный кончик языка, четкое близкое слово), но в связи с несвободой артикуляционного аппарата на данном этапе обучения это имеет вид «выжевывания текста».

В следующем семестре планируется работа по освобождению артикуляционного аппарата (в первую очередь – нижней челюсти), а также «округлению» и «приближению» звука, благодаря чему интонация станет чище.

Наши рекомендации