Организация работы в семестре

Работа по курсу «Введение в языкознание» строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задания, студент может получить определенное количество баллов и при условии отсутствия пропусков семинарских занятий получить определенные льготы на экзамене.

По окончании лекции студенты получают задание для самостоятельной работы, и в течение 2-х недель они имеют возможность подготовиться к семинару. Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:

- чтение учебной литературы, текстов лекций по теме семинара (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы, предложенные в данной разработке;

- выполнение заданий и упражнений (можно выполнять письменно и сдавать в начале семинара - в этом случае можно заработать дополнительные баллы),

- подготовка сообщения на 5-7 минут по темам, которые предлагаются для каждого семинара. Об этом виде работы необходимо сказать особо. Студент, который берет на себя труд готовить сообщение, должен отдавать себе отчет в том, что эта работа потребует серьезных усилий как по поиску дополнительной литературы, так и по написанию собственно текста. Если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара.

Семинарское занятие состоит из 3-х частей:

1. Контрольная письменная работа (15 мин.).

Образец письменной рабы:

1) Дайте определения терминов «фонография» (1 балл), «диахрония» (1 балл), «метаязык» (1 балл).

2) Напишите кратко, в чем суть фатической функции языка (3 балла).

3) Опишите артикуляцию звука [д] (3 балла).

Важно отметить, что работа должна быть безукоризненной в ортологическом плане; наличие орфографических, пунктуационных и других ошибок не позволяет оценивать ее максимальным количеством баллов.

2. Сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам. (Каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов.)

3. Обсуждение основных вопросов по теме семинара, выполнение практических заданий и упражнений. (За ответ на вопрос можно получить до 5 баллов.) В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома.

Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по выбору.

При составлении заданий и упражнений к семинарам была использована следующая литература:

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1998.

Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. - М., 1985.

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А.Семиотика, или азбука общения. - М., 1997.

Норман Б.Ю. Основы языкознания. - Минск, 1996.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 1996.

Тема 1. Строение науки о языке (2 часа)

Общее представление о строении науки о языке: науки о конкретных языках (русистика, англистика... германистика, славистика...), их внутреннее устройство (фонетика, морфология, синтаксис... диалектология, история языка... стилистика...).

“Внутренняя” и “внешняя” лингвистики: сравнительно-историческое языкознание (компаративистика); диахроническая лингвистика; типологическое языкознание; ареальная лингвистика; контрастивная лингвистика; психолингвистика; социолингвистика.

Место языкознания в системе наук. Язык и социальные науки (этнография, социология, культурная антропология; семиотика; филология, герменевтика; история; психология; теория информации и др.). (См. схему на стр.7)

Тема 2. Язык как знаковая система (2 часа).

Функциональное и сущностное определения языка: язык как средство общения и орудие мышления - язык как знаковая система.

Общая семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания (означаемое и означающее). Билатеральная и монолатеральная концепции знака. Информация как идеальный аспект знака. Виды знаков (Ч. Пирс: индексы, иконические знаки, символы). Особенности языковых знаков. Синтактика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц.

Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Классификация знаковых систем (первичность-вторичность, конвенциональность, функции).

Разные каналы чувственного восприятия: зрение, слух, осязание. Возможности переориентации знаковой системы с одного канала на другой.

Трансформации плана выражения естественных языков и производные от естественных языков знаковые системы в их отношении к естественному языку: азбука Морзе, азбука незрячих, морская сигнализация флажками; ср. также два типа языка глухонемых.

Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка.


Наши рекомендации