Школы князей Владимира и Ярослава

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVH вв. - М., 1985.

2. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование. - Великий Новгород, 1999. - 1,2 гл.

3. Забияко А.П. История древнерусской культуры: Учебное пособие. -М., 1995.

4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - нач. XX вв.). - М., 1998.

5. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. - Л., 1987.

6. Мошкова Л.В. Три грани древнерусского образования // Европейская педагогика от Античности до Нового времени. - М., 1994.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. - М., 1989.

8. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.XI - нач. XII вв. - М., 1978.

9. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. - М.,1985.

10. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. - М., 1993.

11. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. - М., 1979.

12. Янин В.Л. Новгородские берестяные грамоты // Российская археология. - 1996.-№ 3.

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XVIII ВЕКЕ

Образовательная политика Петра I. Просветители начала XVIII в. Дворянское образование. Деятельность М.В. Ломоносова. Реформы Екатерины II

"...всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум...".

Н.И.Новиков

В историю духовной культуры, важной составляющей частью которой является педагогика, XVIII в. вошел как век Просвещения. Именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

Период первой четверти XVIII в. характеризуется новым пониманием образования, введением в русское педагогическое самосознания новых педагогических начал. С самого первого года XVIII в. Петром I и другими видными деятелями Петровской эпохи начинает высказываться мысль о том, что нет никакой другой цели в образовании, кроме значения пригодности его для той или другой профессии. Государство заботится о том, чтобы военная, гражданская и духовная служба осуществлялись наилучшим образом, школа должна отвечать этим потребностям. "Школьное образование - дело зело нужное для государства", - утверждал Петр I. Таким образом, исторические судьбы России привели ее к осознанию государственной потребности в теоретически подготовленных, обученных людях. Для этого необходимы были профессиональные подготовительные школы, которые государство начинает заводить с большой энергией.

Образцом для большинства "петровских школ" служила Школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 г. в помещении Сухаревой башни. Для организации работы школы в Москву был приглашен профессор Эбердинского университета (Шотландия), математик и мореплаватель Г.Фарверсон, а также двое англичан и выпускник Славяно-греко-латинской академии А.Ф.Магницкий. Для подготовки учеников к обучению в собственно навигацкой школе при ней были организованы 2 начальных класса: "русская школа" - чтение и письмо по-русски; "цифирная школа" - начало арифметики, а также фехтование. Все предметы изучались последовательно, экзаменов не было, ученики переводились из класса в класс по мере выучки. Необходимо отметить, что классно-урючная система отсутствовала. Выпускали из школы по мере готовности учащегося к какой-либо деятельности или по требованию различных ведомств, остро нуждавшихся в образованных специалистах. На освободившиеся места сразу набирали новых учеников. Учение в этой школе приравнивалось к службе, ученикам выдавались "кормовые деньги". Они обеспечивались книгами, таблицами логарифмов, географическими картами циркулями и т.д. По окончании учебы они должны были это все вернуть. Выпускники служили не только на флоте, но и в артиллерии, гражданских ведомствах, учителями начальных школ. Отдельные учащиеся отправлялись за границу.

Наряду с этой школой открываются также: в 1701 г. - артиллерийская школа (пушкарская школа); в этом же году - школа в Немецкой слободе, где обучали языкам; в 1707 г. - Медицинская школа; в 1709 г. - Инженерная школа; в 1715 г. - Морская Академия; в 1719 г. и 1721 г. - Горные школы при заводах. Необходимо отметить, что высшие классы Артиллерийской школы, готовящие офицерские кадры, были рассчитаны на обучение дворянских детей. Поступление в школу и учение в ней были строго обязательны, как и поступление на службу и прохождение ее. Школа готовила к службе и, можно сказать, с поступлением в школу уже начиналась служба.

Реформированию подверглась и система духовных учебных заведений; организованы были духовные училища (бурсы), духовные семинарии, открыта духовная академия (реорганизована Славяно-греко-латинская академия). Для подготовки дворянских детей к службе Петр I открыл архиерейские школы.

По приказу Петра I, направленные в Новгород, в 1706 г. братья Лихуды вместе со своими учениками открывают в Кремле в двухэтажном здании, специально перестроенном за счет церковной казны, греко-славянское училище с двумя классами - отделениями: "эллинское" и "славянское". Позднее по царскому указу было открыто еще одно отделение для новгородских дворян-недорослей, которые направлялись сюда для обучения наукам и подготовке к государственной службе. Историки образования считают новгородское училище братьев Лихудов высшей школой, которая готовила российскую интеллигенцию, в том числе первых учителей России. Федор Максимов, ставший во главе училища после Лихудов, создал учебник "Грамматика славенская вкратце собранная в греко-славянской школе яж в Великом Новограде при доме архиерейском" с целью упростить грамматику М.Смотрицкого, ибо в ней, по мнению автора, "содержатся речения, российски вмале разумеваемы". Книга стала учебным пособием в новгородских школах.

Для девочек, дочерей священников, были открыты епархиальные училища.

В 1721 г. открывается школа Феофана Прокоповича. Важно отметить, что Феофан Прокопович - необычайно интересная личность эпохи Петра I. Это был человек, стоявший у истоков просвещения в России. Родился Феофан Прокопович в 1681 г. в Киеве. Рос и воспитывался в доме своего дяди, ректора Киевской духовной академии. После окончания этой же академии он продолжает обучение в Польше, а затем в Италии. За успехи в науках ему предоставили возможность пользоваться Ватиканской библиотекой. Феофан читал в подлинниках произведения Аристотеля, Плутарха, Овидия, Флавия и др. По возвращении в Киев Феофан становится преподавателем Киевской духовной академии. В 1709 г. происходит его знакомство с Петром I. По размаху мироощущения, по стремлению ко всему новому и по способности воплотить свои идеи они были близки друг другу. С 1716 г. Феофан Прокопович - в Петербурге. По поручению Петра он пишет предисловие к переводам книг, учебников, сам пишет учебники, богословские и политические трактаты, создает букварь "Первое учение отрокам", участвует в подготовке важнейших законодательных мероприятий.

Устав школы Феофана напоминал уставы иезуитских школ, лучших в то время. У нее была очень широкая программа с целым комплексом светских знаний: логика, метафизика, диалектика, риторика, политика, богословие, рисование, латинский и греческий языки и т.д. Школа Феофана решала задачи широкого общего образования и православного воспитания молодежи. Цели собственно профессиональной подготовки не ставилось. В школу принимались дети по способностям, предпочтение отдавалось детям-сиротам или детям бедных родителей. Учебный день в школе продолжался с утра до вечера, но умственные занятия перемежались с физическими, музыкальными, рисованием, прогулками. За 15 лет существования ее закончили 160 человек.

Нужно сказать, что в первой половине XVIII в. выдвинулась плеяда русских просветителей - сторонников Петра I. Большую известность получили педагогические идеи и проекты Ф.С.Салтыкова, И.ТЛосошкова, Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева.

Ф.С.Салтыков составил для Петра I две записки ("Пропозиции", "Изъявления, прибыточные государству"), в которых дал обоснование необходимости широкого распространения образования. Во всех губерниях России он рекомендовал открыть одну-две академии на 2 тысячи студентов каждая. Для академии намечалась обширная программа светского образования: грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география, верховая езда, фехтование, танцы. В каждой губернии предполагалось организовать крупные библиотеки.

Одним из первых Ф.С.Саптыков поставил вопрос об организации в России женского образования. В женских школах (по две на губернию) предполагалось обучать девочек шести-пятнадцати лет. Программа женских школ включала чтение, письмо, счет, французский и немецкий языки, рисование, музыку, пение, танцы. Специальные надзирательницы должны были обучать учениц внешним манерам и правилам поведения. Проект организации школьного образования, предложенный Салтыковым, свидетельствует о стремлении русских просветителей активно содействовать организации отечественной системы образования.

И.Т.Посошков наиболее полно изложил свои педагогические взгляды в "Завещании отеческом сыну своему" и "Книге о скудности и богатстве". Он ставил вопросы об организации широкой сети школ в России, об улучшении печатного дела, о необходимости создания отечественных учебников и пособий, об упрощении церковнославянского алфавита, о распространении грамотности среди крестьян. Он считал, что крестьянских детей следует обучать чтению и письму 3-4 года. Необходимо приучить юношу регулярно читать книги, для чего ему на каждый день надо давать определенное количество страниц для чтения; читать их следует не быстро, а с прилежным вниманием, держать при себе бумагу и чернила, чтобы делать выписки, отмечать, откуда они взяты и где могут пригодиться. Большое значение Посошков придавал воспитанию трудолюбия, скромности, любви и преданности Отечеству; выполнение воинского долга ставил превыше всего. Он советует родителям украшать себя не золотом и серебром, а храбростью, правосудием, правдивым и твердым словом, книжным учением и разумом.

Ф.Прокопович доказывал, что основательное и доброе учение есть корень всякой пользы обществу, советовал шире распространять грамотность населения и устраивать школы. В "Духовном регламенте" он разрабатывает план организации высшей духовной школы - академии общеобразовательного типа, где могут обучаться дети разных сословий: духовенства, приказных, дворян. Учебный план академии предполагал изучение семи последовательных циклов предметов: 1. Грамматика, география, история. 2. Арифметика, геометрия. 3. Логика или диалектика. 4. Риторика, поэзия. 5. Физика, краткая метафизика. 6. Политика. 7. Богословие. Начиная обучение, преподаватель должен вызвать интерес учащихся к науке, рассказать кратко и ясно, в чем состоит сила настоящего учения, чего можно достигнуть благодаря учению. Важно, чтобы ученики видели цель учения и охотнее брались за дело. Условием эффективности обучения является строгий порядок и организация жизни учащихся, поэтому необходимо составить устав, где четко обозначить, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам. При академии предполагалось открыть семинарию - среднее учебно-воспитательное учреждение со строгим надзором за поведением учащихся; организовать их разумное времяпрепровождение и полезные развлечения.

С именем В.Н.Татищева связано создание первых профессиональных горнозаводских школ на Урале, в которых сочетались общеобразовательная и специальная (горнорудное дело) подготовка учащихся. Педагогические взгляды Татищева отражены в трактате "Разговор о пользе наук и училищ", в сочинении "Духовная моему сыну".

Можно утверждать, что образование, примененное к государственным потребностям, развивалось в двух последовательных формах: 1) элементарной, ремесленно-технической выучки; 2) профессионального образования на более или менее широких научных основах. В обоих случаях образование понималось как создание "толкового служилого человека", профессионала.

В 1714 г. выходит устав об открытии светских государственных начальных школах ("цифирных") в различных городах России. По мысли Петра I, городское управление обязано было изыскивать средства для учреждения и содержания начальных школ во всех городах.

Во время существования цифирных школ из морских училищ (Петербургского и Московского) было отправлено 47 учителей. Из них 18 возвратилось из-за отсутствия учащихся и только 29 осталось в губерниях и провинциях. В 1727 г. число цифирных школ упало с 29 до 23, а в 1744 году -до 8. Впоследствии и они были превращены в гарнизонные. Учеников в школы собирали с помощью солдат, выдавали деньги, но и это не помогало. Школы воспринимались как явление инородное, чуждое, не соответствующее самобытному русскому самосознанию того периода.

Еще одним важным событием петровской эпохи было открытие Академии наук в Санкт-Петербурге в 1725 году. Проект этой Академии был подписан Петром I в 1724 году, были заключены договоры с учеными из стран Западной Европы. Академия мыслилась как центр развития естественнонаучной и математической мысли. Кроме этого, при Академии мыслилось открыть университет и гимназию.

Во второй четверти XVIII в. линия Петра в образовании приходит в упадок. Изменяется государственная политика - изменяется и школа. В образовательной политике государство все больше ориентируется на дворянское воспитание: возникают привилегированные дворянские учебные заведения, открываются частные пансионы, но ведущим видом дворянского образования становится домашнее образование.

В усадьбе воспитывала природа. Воспитывала русская обстановка, русские праздники. Кроме того, ребенок находился в домашней атмосфере, в привычном для него кругу общения. Так продолжалось до поступления в университет. Анна Иоановна издает закон, по которому дети дворян могли обучаться дома, но в 12, 15, 18 лет должны были пройти экзаменовку. Через домашнее воспитание в дворянскую семью входит народная педагогика, лучшие традиции народного воспитания. На воспитание дворянина оказывают влияние, с одной стороны, западноевропейская культура и традиции европейского воспитания (иностранные гувернеры, раннее изучние языков), с другой - традиции народной культуры, русской народной педагогики (няни, крестьянские дети, игравшие с дворянскими детьми, участие жителей усадеб в праздниках и обрядах). На этом выросла культура XVIII в., покорившая мир.

Для других сословий государство по существу в этот период ничего не сделало. Продолжает развиваться традиционная педагогика, согласованная с религиозным воспитанием. Быт этих сословий, образ жизни практически не изменяется.

Выдающаяся роль в развитии педагогической мысли России середины XVIII в. по праву принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Он - один из типичных просветителей XVIII в. После окончания Славяно-греко-латинской академии Ломоносова посылают, как лучшего ученика, в Германию для продолжения образования. По возвращении в Россию, он - адъюнкт физики в Академии наук, профессор химии в университете. М.В.Ломоносов обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, механику, геологию, филологию. Он - автор проекта первого русского университета в Москве. Будучи творцом науки, Ломоносов осознал необходимость науки для народа. Он считал, что Москва - это центр России, куда будут стекаться народные силы. Именно с Ломоносова начинается народная традиция в русской педагогической науке. Ломоносов предлагал открыть в университете 3 факультета: философский, юридический, медицинский и обязательно при университете иметь гимназию. Контингент студентов определялся в 100 человек, "разных чинов людей", но крепостных крестьян принимать в университет не разрешалось. По его мнению, университет должен быть обеспечен кадрами российских ученых. Содержание высшего образования по факультетам Ломоносов представил еще в "Предположениях об устройстве и уставе Петербургской академии". Московский университет стал средоточением культурных и научных традиций России.

Кроме вопросов высшего образования он занимался разработкой вопросов гимназического образования. Они отражены в "Проекте Регламента Московских гимназий, 1755 г." и в "Проекте Регламента Академической гимназии, 1758 г.". Программа гимназий построена на основе демократизма, народности (право родного языка!), научности. Ломоносов обозначил структуру гимназий, содержание образования, обязанности учителей и гимназистов. Ломоносовский учебный план давал возможность гимназистам получать широкие и глубокие знания. Он отстаивал единство и преемственность учебных планов средней и высшей школы.

М.В.Ломоносов - автор учебников для гимназий: "Российская грамматика", "Риторика", "Экспериментальная физика", основанная на философском материализме и выводах из проводимых им физических опытов.

По оценке А.С.Пушкина, Ломоносов " сам был первым нашим университетом", "он все испытал и во все проник".

Последняя треть XVIII в. - период бурного социально-экономического развития страны. Россия становится великой державой. Одновременно развивается национальное самосознание. Возникает потребность разработки определенной концепции политики в образовании. Это прекрасно понимает Екатерина II, которая отводила важное место педагогическим вопросам государственной жизни. Она собирает законодательную комиссию для составления нового "Уложения" о народном просвещении, приглашает в Россию знаменитого Д.Дидро и просит его составить проект развития образования в России. Но эти начинания оказались недолговечны.

Большую роль в развитии школы и просвещения России второй половины XVIII в. сыграл Иван Иванович Бецкой (1704-1795).

И.И.Бецкой был одной из замечательных личностей России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный, деятельный. Он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времени - так оценивали И.И.Бецкого его современники.

Все зло и добро, по мнению Бецкого, определяется воспитанием. Воспитание может все. Благодаря воспитанию можно создать новую "породу людей". По мысли И.И.Бецкого и Екатерины II, "новая порода людей" поможет России догнать Европейские страны. Воспитать таких людей можно только в закрытых учебных заведениях. Никто так твердо не отстаивал принцип закрытости, как И.И.Бецкой. По разработанным Бецким докладам и уставам были открыты:

1. Воспитательные дома в Москве (1764) и в Петербурге (1770).

2. Училище при Академии художеств для мальчиков всякого звания, исключая крепостных (1764).

3. Училище при Академии наук (1764).

4. Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц, 1764).

5. Мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц(1765).

6. Преобразован Шляхетский сухопутный корпус (1766).

7. Коммерческое училище (1772).

И.И.Бецкой понимал, что для России важно создать третье сословие. Он сделал ставку на "зазорно рожденных" и организовал Воспитательные дома для сирот и подкидышей. Главная их задача - это удаление всего порочного от ребенка, так как добродетель есть не что иное, как полезные и добрые дела, совершаемые нами для самих себя и для близких. Для Бецкого характерно гуманное отношение к ребенку. Поэтому в Воспитательных домах были запрещены физические наказания.

Но основная направленность деятельности И.И.Бецкого была устремлена на дворянское сословие - создание "новой породы людей" из дворян. Поэтому большее внимание уделяется организации работы Смольного института благородных девиц и Шляхетского сухопутного корпуса.

Главная фигура в Смольном институте - классная дама. Учитель приходил и уходил и вне уроков не имел права разговаривать с воспитанницами. В институте изучали французский язык, историю, русскую словесность, кое-что из географии. Обязательными занятиями были: ритмика, музыка, танцы, рукоделие, домоводство (основы хозяйства). Формировали умения "делать подарки" мужу (вышить бисером кошелек, тапки и т.д.). Большое внимание уделялось физическому закаливанию воспитанниц -прогулки в любую погоду, водные процедуры, легкая одежда и т.д. Преподавались "основы театрального мастерства" - разыгрывались сценки, проводились "деловые игры" (прием у императрицы). Но вопрос о серьезном образовании девочек не ставился.

Являясь некоторое время директором Шляхетского сухопутного корпуса, И.И.Бецкой реорганизовал его деятельность - ввел гражданское содержание образования.

До Екатерины II вопрос об образовании народа фактически не ставился. Поэтому в 1782 г. императрица приглашает в Санкт-Петербург Янковича-де-Мириево. Федор Иванович Янкович родился в 1741 г. в Австрии. Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию и камеральные науки. Этим отчасти и объясняется его любовь к реальным наукам, отразившаяся в его взглядах на сущность народного образования. В 1773 г. его назначают первым учителем и директором народных училищ в Сербской провинции в Австрии. За успешную и подвижническую педагогическую деятельность Янкович был пожалован императрицей Марией-Терезой "дворянским достоинством". В 1782 г. Янковича, хорошо владеющего русским языком, назначают руководителем комиссии по учреждению народных училищ в России. Н.А.Добролюбов писал о нем: "Пока будет жив народный учитель, он будет помнить Янковича".

Ф.И.Янкович по существу написал первую русскую дидактику: "Руководство для народных учителей". В ней предлагается классно-урочная система, при которой ученики собираются по уровню подготовленности для "совокупного объяснения", "совокупного восприятия", "совокупного чтения". В "Руководстве" представлены методы преподавания, приемы использования наглядных пособий; большое внимание уделяется домашнему заданию; даны описания добродетелей учителя. Кроме "Руководства" Ф.И.Янковичем написаны учебники для малых и главных народных училищ. Всего около 50. Важно отметить, что по учебникам Янковича учились в некоторых школах до 1917 года.

В XVIII в. были созданы в России крупные центры культуры и науки (Академия наук, Московский университет), новые типы реальных школ, организованы государственные школы, положено начало женскому среднему образованию, наметилась тенденция к расширению сословных учебных заведений; однако создать государственную систему образования не удалось.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в России в XVIII в. господствовала "государственная педагогика"? Сформулируйте основные черты государственной политики этого периода.

2. Каково значение указов Петра I для истории российского образования?

3. Дайте оценку педагогической деятельности И.И.Бецкого.

4. В чем сущность школьной реформы 1786 г.? Как она связана с русским просвещением XVIII в.?

Литература

1. Антология педагогической мысли России XVIII века. - М., 1985

2. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М., 1991.

3. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1959.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССРXVIII - первая пол. XIX в. - М., 1973.

5. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогикиXVIII века. - М., 1960.

Из ВИКИПЕДИИ

Образование в средневековой Руси

Школы князей Владимира и Ярослава

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами[1]

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Вологодско-Пермская летопись[источник не указан 632 дня] о школе Владимира Святославича 988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте».

Польский историк Ян Длугош (1415—1480) о Киевской школе «книжного учения» «Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств[1], кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров» . Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей к нам летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств (наук). По приблизительным подсчетам, «школа Владимира» с контингентом в 300 учащихся за 49 лет (988—1037) могла подготовить свыше тысячи образованных воспитанников[источник не указан 632 дня]. Ярослав Мудрый использовал ряд из них для развитии просвещения на Руси.

Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками. Князь набрал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря — 6 человек, в женских начальных школах Тиля — 4—5 учениц . Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого «Жития Сергия Радонежского», 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой «Азбуки» 1637 г. В. Бурцова.

О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В. Л. Янин предположил, что эта грамота принадлежит товарищу Онфима по школе. Соучеником Онфима был Данила, которому Онфим приготовил приветствие: «Поклон от Онфима к Даниле». Возможно, с Онфимом учился и четвертый новгородец — Матвей (грамота № 108), почерки которых очень схожи[источник не указан 632 дня].

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам"[2]

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

Граффити XI века из святой Софии Киевской[3]:

«Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Школы в других регионах Руси

Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» [4].


Известно в 1143 г. женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

Здесь учился Авраамий Смоленский «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием» . «…когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка» . «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» [5].

Училища развивалось во Владимире на Клязьме «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися» . «…6735 (1227). Маиа 11 учинился во Владимире великий пожар и згорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым» [6]. Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.

Школа действовала и в Нижнем Новгороде

Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… [7] Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав. В ст. 25 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали свое предложение ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты В XIII—XV вв.говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг. О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» [8]. Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» [9].

Общие достижения культуры средневековой Руси[10] во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».

Примечания

1. ↑ Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106—129, 145—148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X—XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI—XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».

2. ↑ См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989. — 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования

3. ↑ Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963

4. ↑ Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235

5. ↑ Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73

6. ↑ Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221

7. ↑ Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12

8. ↑ Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334

9. ↑ Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25

10. ↑ Культура и искусство Древней Руси http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/ Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/sarab/index.php Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lihach2/index.php Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/luk_pon.php Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.php Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/rabin_drevnznam.php Гуревич А. Категории средневековой культуры http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gurev/index.php Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_2/index.php Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_3/index.php Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_4/index.php Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ermol/index.php Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси http://nnm.ru/blogs/rodoslav18/barybakov_remeslo_drevneiy_rusi_1/ и др.

Образование в Российской империи

 

XVIII век

Школы князей Владимира и Ярослава - student2.ru

XVIII (18) век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию. Появилось множество новых учебных учреждений.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерийская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1876 — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).

При Анне Иоанновне (1730—1741) дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 1730-х гг. широкое применение получила практика записывать в полк малолетних детей, так что к совершеннолетию они получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741—1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1782 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.

К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

XIX век

К началу XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

Наши рекомендации