Организационная модель школы

О комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

О внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вари­ативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы произво­дится на добровольной основе по уровням познавательного интереса уча­щихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;

О профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекоменда­ций учителей и родителей, самоопределения школьников.

О

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом ос­воения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностя­ми для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на про­двинутом уровне.

Технология коллективного взаимообучения

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология кол­лективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Т. Ривина

Организационная модель школы - student2.ru имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «ра­бота учащихся в парах сменного состава».

ПреимуществаКСО

су в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются на­выки логического мышления и понимания;

&* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

укаждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

су повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

уотпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в пону­кании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в кол­лективе;

уформируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений;

уобсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увели­чивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Варианты работы в парах

□ статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняю­
щихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых уче­
ника, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

D динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

□ вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по
схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четы­
ре порции учебного содержания.

И

Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изу­чаемого.

Технология модульного обучения

Модуль— целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, ин­тегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложе­ны П. Ю. Цявичене.

Организационная модель школы - student2.ru Сущностьмодульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоя­тельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состо­ит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяю­щий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Содержаниеобучения представляется в законченных самостоятельных комп­лексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответ­ствии с целью.

Дидактическая цельформулируется для обучаемого и содержит в себе не толь­ко указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.

О

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, ин­дивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индиви­дуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Технология проектной деятельности

Д.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную дея­тельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: / поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из

жизни; / применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся,

так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; / получить в итоге реальный результат.

Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат:опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Наши рекомендации