Организационная модель школы
О комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
О внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;
О профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
О |
Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
Технология коллективного взаимообучения
К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Т. Ривина
имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».
ПреимуществаКСО
су в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
&* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
укаждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
су повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
уотпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
уформируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
уобсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Варианты работы в парах
□ статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняю
щихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых уче
ника, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
D динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
□ вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по
схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четы
ре порции учебного содержания.
И |
Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.
Технология модульного обучения
Модуль— целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П. Ю. Цявичене.
Сущностьмодульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Содержаниеобучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цельформулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.
О |
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Технология проектной деятельности
Д.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: / поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из
жизни; / применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся,
так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; / получить в итоге реальный результат.
Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат:опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.