Задания для обсуждения на занятии. 1. В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные исследовательские методы
1. В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные исследовательские методы. В правом столбике в таком же порядке – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов? Установите правильное соответствие.
Методы | Объекты изучения |
1. Анкетирование | 1. Газетные тексты |
2. Изучение документов | 2. Индивидуальные особенности сознания |
3. Интервью | 3. Межличностные отношения |
4. Контент-анализ | 4. Причинно-следственные связи |
5. Наблюдение | 5. Протоколы, отчеты, письма |
6. Тест | 6. Факты поведения людей |
7. Социометрический опрос | 7. Факты сознания (мнения, интересы и т. п.) |
8. Эксперимент | 8. Ценностные ориентации и установки |
2.Познакомьтесь с выдержками из выпускных квалификационных работ студентови авторефератов диссертаций. Проанализируйте соответствие избранных авторами методов исследования его задачам и гипотезе. Выявите допущенные ошибки. Предложите свой вариант выбора методов для каждой из этих тем.
1) Тема: «Использование тестирования для оценки качества школьного образования».
Цель– теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования тестов в процессе контроля за качеством школьного образования. Задачи:
1. изучить, описать и оценить практику использования тестов в опыте стран Запада и России;
2. уточнить содержание понятия «тест» в современной дидактической
квалиметрии;
3. определить факторы, выступающие «за» и «против» использования тестов в практике российского образования;
4. вывести единую типологизацию дидактических тестов;
5. проанализировать качество тестов, используемых в школьной практике, в том числе в старших классах МОУ-СОШ №4 г. Тулы;
6. на основе анализа предшествующего опыта выработать технологию конструирования тестов;
7. разработать экспериментальную батарею тестов и опытным путем проверить ее возможности в эффективной оценке качества школьного образования;
Реализация поставленных целей и задач поможет доказать гипотезу данной работы: наиболее эффективная оценка качества школьного образования возможна при использовании в педагогической квалиметрии тестов, отвечающих следующим основным требованиям: соответствие целям школьного образования, наличие инструктивно-методических материалов, структурная валидность, содержательная валидность теста, гетерогенность заданий, наличие выверенной системы оценивания выполнения каждого задания и всего теста.
В ходе работы использовались теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы документов и законодательных актов в сфере образования, результатов тестирования учащихся, моделирование педагогического эксперимента, классификация дидактических тестов, систематизация теоретического материала по разрабатываемой проблеме, операционализация понятий, экспертные оценки, тестирование учеников экспериментального и контрольного классов, наблюдение, педагогический эксперимент.
2) Тема: «Интерактивные технологии в обучении истории (опыт работы ИММК «Бобрики»)».
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий эффективного использования технологий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея на примере историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики».
Ход исследования определяется гипотезой: технологии интерактивного обучения истории в рамках образовательной деятельности музея будут эффективны, если:
- определены критерии эффективности использования интерактивных технологий обучения истории;
- взаимодействие музейных сотрудников и учащихся будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на зону ближайшего развития;
- обеспечивается интеграция содержания школьных курсов истории и культурно-образовательных программ музея;
- музейные сотрудники владеют комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное внедрение интерактивных технологий в образовательные программы.
Задачи исследования-
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «интерактивные технологии», их сущность и цели.
2. Раскрыть психологические аспекты повышения эффективности обучения в процессе использования интерактивных технологий.
3. Определить возможности использования интерактивных технологий в обучении истории и критерии их эффективного использования.
4. Обосновать выбор организационно-педагогических условий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея.
5. Выявить начальный уровень обученности истории у учащихся экспериментального и контрольного классов.
6. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы культурно-образовательной деятельности историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики» с использованием интерактивных технологий в обучении истории.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ личного опыта профессиональной деятельности в МУК «ИММК «Бобрики»; проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы педагогической социологии (анкетирование, письменный опрос); наблюдение, тестирование.
3) Тема:«Формирование исторического сознания школьников средствами музейной педагогики».
Цель исследования: доказать эффективность средств музейной педагогики в области формирования исторического сознания младших школьников.
Ход исследования определяется гипотезой: средства музейной педагогики более эффективны для формирования исторического сознания младших школьников (особенно его эмоционально-ценностного компонента), чем средства традиционного школьного исторического образования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «историческое сознание», его структуру, формы (этапы), а так же уровни, методы и средства формирования.
2. Выявить особенности формирования исторического сознания у младших школьников и разработать критерии его сформированности.
3. Рассмотреть средства музейной педагогики и формы организации культурно-образовательной деятельности, показать их роль в формировании исторического сознания у школьников.
4. Проанализировать опыт музейно-педагогической деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по работе с младшими школьниками.
5. Разработать и экспериментально проверить программу культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по формированию исторического сознания младших школьников.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод изучения музейно-педагогической документации, метод формирующего эксперимента, а так же методы наблюдения, самонаблюдения, анализа продуктов деятельности, анкетирования, тестирования, причинно-следственного анализа.