Сетевое взаимодействие опорной школы «Гимназия №2» с учебными учреждениями сети
Мухомедзянова Т.Н.
Выбирая модель организации работы гимназии №2 как опорной школы, остановились на модели опорной школы в рамках сетевого взаимодействия с внешним ресурсным центром – Белгородским государственным университетом. Осуществляя анализ модели- гимназия с внешним ресурсным центром- выявили ее признаки:
- оптимальное территориальное размещение. Гимназии, школы №7,№37, №29, №27и университет располагаются в непосредственной близости друг к другу; поблизости располагаются школы№7,№37, №29, №27, для которых гимназия становится опорной школой;
- возможность безопасной и своевременной доставки обучающихся;
- возможность использовать ресурсы Белгородского государственного университета;
- с БелГУ и отдельно с факультетами заключены договоры о сотрудничестве. Сложилась система традиций в плане сотрудничества: оказания методической помощи, курирования кафедрами, проведения методических семинаров и семинаров по обмену опытом работы, предоставления производственных площадей, гимназия является базой для прохождения педагогической практики студентов; гимназия входит в Ассоциацию Белгородского государственного университета.
- наличие оборудования для дистанционного образования в БелГУ и гимназии;
- достаточно высокий конгнитивный уровень учащихся гимназии;
- выбор обучающимися и их родителям профиля обучения; численность обучающихся в старших классах позволяет открыть 3 класса и более разных профилей обучения с учетом потребностей социума;
- возможность использования потенциала социума: Дворца детского творчества, Дворца культуры «Сокол», Центра молодежных инициатив, Городской дворца культуры, библиотеки, кинотеатра «Радуга», Детской музыкальной школы №3, спортивных школ №2, №5, №8, БУПК и др.;
- предоставление ресурсов (материально-технических, организационно-правовых, кадровых, методических и др. ) гимназии как опорной школы для осуществления образовательных услуг обучающимся микрорайона;
- возможности оказания методической помощи : обмен опытом проведения совместных методических семинаров по проблемам обучения и воспитания, развития межпредметных компетенций, взаимодействие в сфере дополнительного образования .
С точки зрения организационной структуры, руководствуясь принципами модульности и целостности, выделяем тип организационного оформления взаимодействия: гимназия, школы сети и БелГУ организуют систему взаимодействия на основе договора о сотрудничестве с сохранением юридического лица участников сети.
Гимназия как опорная школа характеризуется следующими особенностями:
- является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения;
- имеет достаточное материально-техническое и кадровое обеспечение для осуществления взаимодействия с образовательными учреждениями микрорайона;
- создан Управляющий совет, орган управления гимназии;
- организация образовательного процесса, права и обязанности его участников определяются Уставом гимназии;
- оснащена современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, системой видеоконференцсвязи;
- ученики и выпускники регулярно показывают высокие достижения в изучении гуманитарных предметов(русский, английский, немецкий языки, история, краеведение);
- создана воспитательная система;
- создана система дополнительного образования, функционируют клубы, кружки, Советы, музеи, в работе которых обучающиеся имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- налажено сотрудничество со школой Штрюнкеде (ФРГ), осуществляется обмен учащимися;
- является членом Союза гимназий России; имеет оборудование для проведения видеоконференций через систему ВКС с другими образовательными учреждениями России;
- в микрорайоне расположены школы, учащиеся которых имеют возможность пользоваться услугами и возможностями, предоставляемыми гимназией как опорной школой;
- находится в партнерских отношениях с общеобразовательными школами №27, и школой №29; образовательными учреждениями социума(БУПК, детские спортивные школы №2, №5, №8, музыкальная школа №3, и др.) ;
- является опорной школой для прохождения педагогической практики студентов БелГУ, Белгородского педагогического колледжа.
Одной из целей введения структуры «опорная школа» является организация профильного обучения на старшей ступени образовательных учреждений общего образования и предоставление возможности учащимся получить образование в соответствии с образовательными потребностями и возможностями через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Однако в одном образовательном учреждении сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащихся, их интересы и запросы. Совокупные ресурсы (материально-технические, методические, кадровые), которыми располагает гимназия как опорная школа, позволят открыть более трех профилей обучения. Это соответствует целям введения профильного обучения в стране.
Отношения выстраиваются между опорной школой с внешним ресурсным центром муниципальным общеобразовательным учреждением «Гимназия №2», муниципальным общеобразовательным учреждением «СОШ №27», «СОШ №29», «СОШ №37», «СОШ №7» в форме сетевого взаимодействия, создания единой информационно-образовательной среды; осуществления сетевого обучения; проведения единой методической работы, взаимодействия в воспитательной системе и дополнительном образовании.
Сетевое взаимодействие между учреждениями строится на основе положения об опорной (базовой) школе с выстраиванием горизонтальных и вертикальных связей. По этим связям между учреждениями происходит обмен ресурсами (материально-техническими, методическими, кадровыми), информацией и перемещение учащихся. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ к ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Учащиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы: образовательные, получения дополнительного образования.
Таким образом, опорной школой становится в микрорайоне Гимназия №2, реализующая многопрофильное обучение и заключившая договоры со школами микрорайона, внешним ресурсным центром БелГУ, готовым оказать помощь организационную, кадровую, методическую, предоставить оборудование), системой дополнительного образования: детской музыкальной школой, спортивными школами, ДДТ, городским дворцом творчества, библиотеками, кинотеатром, педагогическими сообществами, создающими условия для реализации творческого потенциала, повышения внутренней культуры, развития интеллекта.
В опорной школе разрабатывается программа сетевого взаимодействия, которая включает следующие направления работы:
· нормативно-регулирующая деятельность;
· организационная деятельность
· система управления опорной школой ;
· деятельность, направленная на получение профильного образования;
· деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
· работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;
· инновационная и опытно-экспериментальная деятельность;
· методическая работа;
Методическая служба опорной школы включает в себя научно-методический совет гимназии №2, и методические советы МОУ СОШ №27, МОУ СОШ №29, МОУ СОШ №37, МОУ СОШ №7. Кафедры и МО гимназии и методические объединения школ, временные творческие и проблемные группы объединяются в межшкольные методические объединения. Возглавляет работу межшкольных методических объединений заместитель директора по НМР опорной школы, который осуществляет взаимодействие с внешним ресурсным центром (с кафедрами БелГУ). Внешним ресурсным центром для методической службы становится БелГУ (преподаватели кафедр факультетов, курирующих методическую работу межшкольных методических объединений учителей).
Проектируя сетевое взаимодействие для реализации профильного обучения, гимназия провела следующие мероприятия:
- провела анализ состояния внутренних ресурсов, выбор модели организации профильного обучения на старшей ступени, адекватной внешним условиям и внутренним ресурсам;
-разработала нормативно-правовую документацию(положение об опорной школе, приказ, заключила договоры и др.);
- создала пакет документов организационного, методического, нормативно-правового и экономического характера, обеспечивающего функционирования профильных классов;
- распределила функции и полномочия между всеми участниками образовательного процесса, разработала модель управления профильной сетью;
-провела организационную работу по привлечению учащихся микрорайона в старшую профильную школу;
- организовала и провела диагностические обследования выпускников основной школы и их родителей с целью конкретизации выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе, комплектование профильных классов на уровне отдельных образовательных школ;
- построила модель взаимодействия опорной школы с внешним ресурсным центром с другими образовательными учреждениями;
-заключила договор с БелРИПКППС о сотрудничестве, повышении квалификации педагогов;
- определила критерии и показатели эффективности работы сетевого взаимодействия.