Формирование лексико-грамматических средств языка.
— Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие из двух слов перелетные птицы, существительное стая.
— Дифференцировать понятия зимующие птицы — перелетные птицы — домашние птицы, птицы — животные — люди.
— Вводить в пассивный словарь детей обобщающее понятие насекомые.
— Развивать наблюдательность детей. Учить выделять характерные особенности, повадки перелетных птиц, рассказывать о них.
— Совершенствовать сенсорные способности детей. Учить вслушиваться в голоса перелетных птиц, узнавать их по силуэту, оперению, закреплять знания о цвете. Учить рассказывать об этом.
— Продолжать учить ориентироваться в пространстве (на дереве, на земле, под скворечником, над крышей и т.д.) и во времени (Осенью перелетные птицы улетают на юг, а весной возвращаются к нам).
— Закреплять различение понятий клюв — нос, руки — крылья, ноги — лапы, перья — волосы и т.д.).
— Продолжать закреплять у детей категорию одушевленности (различать вопросы кто?, что?).
— Продолжать упражнять в образовании всех форм мн. ч. существительных. Обратить внимание на образование существительных мн. ч. на -ъя, -ъи (перья, крылья, деревья, воробьи), -а (гнезда, яйца), их род. п. (перьев, крыльев, гнезд, яиц), а также род. п. в значении принадлежности (Чье гнездо? Чей птенец? — Ласточки, грача, скворца).
— Упражнять в употреблении существительных среднего рода (перо, дерево, гнездо, солнце).
Закреплять умение использовать в речи родственные слова (весна — весенний, скворец — скворушка — скворечник, песня — певец — певчие -— петь).
- Расширять глагольный словарь детей приставочными глаголами (лететь — прилететь —улететь — облететь — подлететь, вить — свить, петь — спеть — запеть, щебетать — защебетать), глаголами совершенного и несовершенного вида (пел — спел, вил — свил), настоящего и прошедшего времени (поет — пел, вьет — вил).
— Продолжать закреплять понятия многозначности глаголов (поет птица, человек, хор; летит шарик, птица, самолет).
- Упражнять детей в употреблении будущего сложного времени глаголов (будут вить гнезда, будут откладывать яйца), в использовании устойчивых словосочетаний с глаголами (вить гнезда, прилетать из теплых краев, откладывать яйца, высиживать птенцов) и с прилагательными (певчие птицы, вредные насекомые, теплые края).
— Закреплять умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде, числе (грач вил, ласточка вила, птицы вили); подбирать соответствующие глаголы к существительному (ласточка летит, щебечет, поет, вьет, строит, делает, высиживает, выводит, клюет, кормится, питается, ест) и существительные к глаголу (вьют гнезда грачи, ласточки...); подбирать прилагательные к существительному, согласовывая их в роде, числе, падеже (о пестром скворце, в теплом гнезде, на высоком дереве, за пестрой бабочкой); отвечать на вопросы какой?, какая?, какое?; образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (черненький, пестренький); согласовывать числительные с существительным (один.грач, два грача, пять.грачей; одна ласточка, две ласточки, пять ласточек).
- Продолжать упражнять детей в использовании предложений разной конструкции, в ответах на вопросы где? (в гнезде, в скворечнике}, чем? (жучками, паучками, мухами, насекомыми, жуками,
пауками, червяками), откуда? (с юга, с дерева, из гнезда), за кем? (за бабочкой), куда? (в гнездо, в поле).
— Учить детей употреблять словосочетания с заменой имени собственного на местоимение (Скворец прилетел с юга. Он поет песню) и сложное предложение с союзом потому что (Птицы прилетели с юга, потому что стало тепло, пришла весна).
— Закреплять умение использовать предложения с союзом а (Лебедь белый, а грач черный), со словосочетанием много..., а нет (Грачей много, а снегирей нет), сначала..., а потом (Сначала птицы откладывают яйца, а потом высиживают птенцов).
-Активизировать в речи детей антонимы (тихо — громко, шумно, звонко; быстро — медленно; весело — грустно).
- Закреплять материал логопедических занятий: учить составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.