Психолого-педагогическая характеристика современной семьи
Введение
Ни для кого не секрет, что семья всегда являлась главным институтом воспитания ребенка. Именно семья в большей степени влияет на развитие личности малыша. То, что ребенок получает в семье, он несет с собой на протяжении всей своей жизни.
Родители для ребенка - самые родные люди, лучшие друзья и защитники. С родителями ребенок чувствует себя в безопасности. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в нелегкие минуты отчаяния и волнений.
В любой семье существует своя система воспитания. Выбор типа воспитания происходит исходя из того, какие цели и задачи ставит перед собой родитель, какие методы он будет применять, что будет допустимо по отношению к ребенку.
Родители оказывают важнейшее влияние на своих детей. Родители чувствуют, каким должно быть поведение ребенка, что знать, как должен учиться. Именно родительское чутье имеет главное значение в формировании будущего растущего ребенка.
Однако не стоит забывать, что семья - это не только родители и дети. Прародители (дедушки и бабушки) являются неотъемлемой частью современной семьи. Не важно, живут ли они вместе со своими детьми и внуками или раздельно. Они вносят свой неоценимый вклад в развитие внуков.
Актуальность исследования прародительского воспитания определена тем, что в наше время рождается все больше семей, где отцы и матери ориентированы на профессиональную деятельность и выходят на полный рабочий день. Воспитание детей ,как правило, в большей степени перекладывается на плечи прародителей. Прародители проводят с внуками большую часть времени, принимают участие в главных моментах их жизни. Так чье воспитание наиболее эффективно? Кто более осведомлен в вопросах воспитания? Это и определяет актуальность нашего исследования и порождает 2 гипотезы:
1) Родительское отношение мам к дошкольникам характеризуется более высоким уровнем кооперации и большей верой в способности и возможности ребенка, чем отношение бабушек.
2) В современной семье прародители более осведомлены в вопросах воспитания детей: они обладают уверенностью в правильности своих представлений о воспитании, их представления о воспитании детей более полные, чем у поколения мам.
Цель исследования: изучение особенностей воспитания ребенка дошкольного возраста родителями и прародителями.
Объектом исследования выступает семейное воспитание.
Предмет исследования: подходы к воспитанию дошкольника со стороны родителей и прародителей
Задачи исследования направлены на рассмотрение:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме семейного воспитания дошкольников с позиции родителей и прародителей.
2. исследовать особенности воспитания дошкольников родителями.
3. изучить особенности воспитания дошкольников прародителями.
4. сопоставить полученные данные.
Курсовая работа, имеет следующую структуру: введение; две главы, в которых соответственно отражены теоретические и эмпирические аспекты работы; заключение, представляющее собой основные выводы из исследования; список использованной литературы.
Глава 1. Семейное воспитание как фактор формирования личности
Психолого-педагогическая характеристика современной семьи
В современной литературе, существует множество трактовок термина «семья», и на наш взгляд, наиболее обширным является следующее определение: "семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью" [3].
Семья, как сложная многофункциональная система, выполняет ряд взаимосвязанных функций: психологическую, репродуктивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и воспитательную.
Виды, формы и категории современной семьи весьма разнообразны. Многообразные категории семей по-разному функционируют различных сферах семейных отношений. Современные семьи отличаются друг от друга рядом следующих признаков: по составу (простая или нуклеарная, неполная семья, сложная, материнская семья или семья повторного брака и т.д.); по количеству детей (однодетная, многодетная, бездетная и т.д.); по структуре (с одной, двумя или более брачной парой с детьми или без детей, и т.д.); по типу главенства (авторитарные или эгалитарные семьи); по семейному быту; по семейному стажу; по географическому признаку (отдаленная, сельская или городская); по характеру проведения досуга; по состоянию психологического здоровья.
В периоды социально-экономических преобразований в обществе функции семьи претерпевают изменения. В историческом прошлом ведущей функцией была экономическая. Она подчиняла себе все остальные и определяла репродуктивную и воспитательную функции. В настоящее же время, экономическая функция не отмерла, но изменилась. Впрочем, как и другие функции, которые претерпели существенные изменения.
Сегодня ведущей общественной функцией семьи считают функцию репродуктивную. В ее основе лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за интеллектуальное, психическое и физическое развитие ребенка.
Человек становится ценным для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует систематического и целенаправленного воздействия. Ведь именно семья с ее естественным характером воздействия призвана формировать черты характера ребенка, его взгляды, убеждения и мировоззрение. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.