Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
1) яйцевидный | 2) овальный | 3) обратно-яйцевидный |
Длина превышает ширину в 3–4 раза. | ||
4) ланцетный | 5) продолговатый | 6) обратно-ланцетный |
Д. Край листа
1) цельнокрайный | 2) волнистый | 3) пильчатый | 4) двояко-пильчатый | 5) лопастной |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Часть 2
Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ
Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.
Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.
Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.
29 |
Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.
1) Какие организмы образуют лишайник?
2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?
3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?
30 |
Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля
(в мг на 100 г)», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Таблица
Содержание соланина в различных сортах картофеля (в мг на 100 г)
Сорт | Глазок | Мякоть клубня | Ягода | Листья | Стебель |
Детскосельский | 4,0 | 0,2 | 7,5 | 4,5 | 9,0 |
Синеглазка | 5,0 | 0,1 | 9,0 | 6,0 | 7,0 |
Чугунка | 4,0 | 0,2 | 8,5 | 5,5 | 9,5 |
Скала | 1,0 | 0,4 | 6,8 | 4,8 | 11,2 |
Золушка | 3,0 | 0,3 | 8,0 | 7,5 | 8,0 |
Ранняя роза | 3,0 | 0,1 | 4,0 | 4,6 | 8,9 |
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина? (Укажите три органа.)
2) В какой части клубня соланин накапливается в наименьшем количестве?
3) Объясните, какие сорта картофеля Вы могли бы рекомендовать для посева в целях безопасного использования его в пищу.