Организационно-методическая система обучения грамоте

План

1. Особенности перехода от игры к новому виду деятельности – учению.

2. Требования к речи учителя.

3. Периоды обучения грамоте (общая характеристика).

1.

Начало обучения в школе - важный этап в жизни ребенка, ко­торый связан с переходом его к другому виду деятельности - уче­нию. Если в дошкольный период основной «работой» ребенка была игра - подражание занятиям взрослых людей (учителю, доктору, продавцу и т.п.), то в школе на первый план выдвигается деятель­ность познания. Поэтому одной из важнейших ролевых игр ста­новится игра в «ученых». Деятельность ученого - особая деятель­ность, требующая осознанности и понимания собственных дей­ствий, именно этим она похожа на деятельность учения. Ребенок должен научиться осознавать цели, ставить учебные задачи («про­блемы»), предполагать результат «продукт»), выбирать необходимые средства для достижения поставленной цели, находить способ решения поставленной задачи, сравнивать искомое с полученным в ходе решения этой задачи, уметь отслеживать и анализировать путь достижения цели, вносить необходимые коррективы в свои действия - всего этого требует продуктивное учение.

Первые дни пребывания ребенка в школе тесно связаны с пер­выми уроками - уроками обучения грамоте. Особенностью этих уроков является решение общепедагогических и частнометодиче­ских задач: с одной стороны, они предназначены для того, чтобы обучить начинающего ·ученика элементарному чтению и письму, с другой - они служат для адаптации ребенка к новой для него сфере жизни.

Обучение детей грамоте в 1 классе общеобразовательной шко­лы рассчитано на 7 - 7,5 месяца (243 ч по программе для 1 - IV клас­сов). В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, про­водя первичную диагностику знаний и умений детей своего клас­са, а затем регулярно учитывая результаты усвоения детьми учеб­ного материала, может сократить время, отведенное для прохож­дения всего курса, допустим, до 3,5-5 месяцев в 1 классе (I-IV). Общеизвестно, что многие первоклассники приходят в школу уме­ющими читать и - реже - писать. Поэтому в настоящее время в большинстве пособий для учителя не дано распределения мате­риалов учебника по отдельным урокам, а планирование уроков является примерным. Урок длится 35 мин с постоянной сменой умственных и двигательных видов работы. Первые дни в школе важны с точки зрения формирования правильной посадки ребен­ка за партой, умения организовать рабочее пространство стола и листа бумаги (тетради), освоения правил поведения в классе, на уроке, в школе.

В школе ребенок оказывается в новых для него условиях: пре­обладает новый вид деятельности - учебная, которая квалифици­руется как организованный умственный труд, требующий устой­чивого внимания, значительных волевых усилий, умения контро­лировать себя. Новый тип деятельности представляет для детей значительные трудности, и для их преодоления учебный час стро­ится так, чтобы, во-первых, каждые 10-12 мин менялись виды учебных действий, во-вторых, детский организм получал необхо­димую разностороннюю активность: умственный труд должен че­редоваться с физическими упражнениями.

На уроках предусматривается постоянная мотивация: учитель про­думывает занимательные и игровые формы для каждого задания, что­бы поддерживать познавательный интерес учеников. Это и отгады­вание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, свободное рисование на сюжет сказки. Чтобы побудить учащихся к рассказы­ванию или слушанию, следует придумывать интригующие ситуации, элементы соревнования. Так, например, к чтению стихов наизусть побуждает импровизированный «конкурс чтецов», перед звуковым анализом можно предложить «слетать на планету Звуков» и т. п.

2.

Речь учителя должна быть позитивной: правильной, энергич­ной (в отличие от громкой), выразительной, вежливой и спокой­ной. Для первоклассников это чрезвычайно важно: чаще всего они реагируют не на содержание сказанного, а на его тональность. Психологи и физиологи экспериментально доказали, что утверди­тельные задания в виде требований-приказов («назовите ... », «ска­жите ... », «сделайте ... » и т.п.) снижают осмысление информации на 60 %, вызывают тревожность. Вопросительная ин­тонация в отличие от императива запускает в сознании человека важные интеллектуальные процессы, связанные с пониманием, поиском нужных знаний, подбором соответствующих слов, поня­тий и построением из них ответа, т.е. то, что в разделе «Развитие речи» мы называли вторичной коммуникативной деятельностью. Поэтому в 1 классе особенно рекомендуется формулировать зада­ния в виде вопросов: «Сможем ли услышать звук, который мы из­учаем, в разных словах?», «Из каких элементов состоит эта буква? («Какие палочки и крючки спрятались в этой букве?», «Чей рас­сказ полнее?», «Кто правильно назовет первый в слове мягкий звук?» Такое обращение учителя вызывает у ребенка естественные процессы размышления, поиска ответа.

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать школьные пра­вила, учатся громко, отчетливо, связно отвечать на вопросы учите­ля, слушать друг друга, в ответах своих одноклассников не только замечать ошибки, но и оценивать положительные стороны.

3.

Период обучения грамоте делится на подготовительный и основ­ной этапы.

Подготовительныйэтап по «Букварю» или по «Азбуке» для четырёхлетней школы продолжается около шести недель (примерно 54 урока), и деятельность учителя направлена на два параллельно суще­ствующих процесса: формирование элементарных учебных действий lа уроках чтения и письма и формирование гигиенических привы­чек, необходимых для обучения грамоте (правильной посадки, уме­ний располагать тетрадь, держать ручку и др.). Основные задачи под­готовительного периода: приобщение детей к учебной деятельности, Приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате ана­лиза звучащей речи, Подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся - обогащение словаря, составление предложений, расска­зов. Подготовительный период имеет две ступени.

С точки зрения содержания по русскому языку первая ступень называетсябезбуквенной,поскольку дети знакомятся практически с такими понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударе­ние, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с глас­ным. Начинается работа с первой учебной книгой - «Азбукой», «Букварем»): первые 20-40 страниц занимaют картинки, по ко­торым дети составляют устные рассказы. Рассматривая букварь, ученики узнают, как устроена книга, что написано на обложке, как выглядит страница и что на ней размещено. Для учителя это возможность проверитъ речевую подготовку учеников. Успех под­готовительного периода, его безбуквенной ступени, обеспечивает­ся преемственностью между детским садом и школой - многие дети приходят хорошо подготовленными: читают полными слова­ми, различают звуки в слоге и слове, знают алфавит, некоторые умеют печатать слова. Возможно, что в результате дошкольной ра­боты в детском саду или в семье проводились развитие речи и эле­ментарный звуко-буквенный анализ. Поэтому рекомендуется за­вести дневник речевого развития класса, занести туда список уче­ников и составить таблицу их знаний и умений.

На второй ступени начинается изучение букв основных гласных звуков: а, о, у, и.

Основной- букварный - этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, а также знаков ь и Ь. Звуки и буквы изучаются в определенной последовательности: в учебни­ках заложен частотный принцип введения букв - это позволяет увеличивать количество слов для чтения. В основной период обу­чение письму не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Процесс обучения грамоте строится на методе решения задач, что способствует совершенствованию речевой деятельности учащихся, так как опирается на уже имеющийся навык разговорной речи. Система аналитико-синтетических упражнений, опирающихся на жизненный опыт самих учащихся, позволяет развивать мышление школьников, их фонематический слух и орфографическую зор­кость, так как за основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после зна­комства со звуком. Звуковой и слого-звуковой анализ помогает формированию навыка слогового чтения, так как в качестве еди­ницы чтения берется слог. Формирование фонетических умений и развитие фонематического слуха происходят с опорой на моде­лирование - модели слогов, элементы слов, предложений дети видят в азбуке и на доске, учатся составлять их в тетрадях, схема­тизировать самостоятельно. В дальнейшем звуковые упражнения аналитического и синтетического характера про водятся на каждом уроке обучения грамоте. Причем постепенно от работы с готовыми опорными схемами учащиеся переходят к коллективному, а ютом и к самостоятельному составлению этих схем. Несмотря на то, что на основном этапе ученики уже знают многие буквы, слова для звукового анализа следует предлагать только звучащими, а не зaписанными, иначе учащиеся будут оперировать не звуками, а буквами, и мы не сформируем фонетических умений, которые предшествуют выработке фонематического слуха. На уроках основного этапа обучения грамоте систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии без теоретических сведений - на практической основе.

Обучение некоторым нормам речевого поведения (слушать го­ворящего, смотреть на него, не перебивать, не мешать думать в тишине, не говорить слишком тихо (громко), правильно обращаться к учителю, к различным работникам школы, к сверстникам; Пользоваться различными формулами приветствия, прощания, бла­годарности) в период обучения грамоте продуктивно проводить, используя ролевые игры: «Кто так разговаривает?», «Как правиль­но задать вопрос?» (учителю, родителям, прохожему, продавцу, доктору, милиционеру и т. п.), «Вежливый посетитель» (в школе, в магазине, в библиотеке, в кинотеатре и т.п.), «Внимательный собеседник» .

Начиная с 1 класса дети приучаются к самостоятельному конт­ролю своих знаний, так как самоконтроль - один из важнейших психологических механизмов человеческой деятельности. «Челове­чек»-вопросик «Как?», появившийся на первых уроках, сопрово­ждает ученика на каждом уроке и помогает ему контролировать свою работу и по способу познавательных действий, и по качеству выполнения задания.

Завершается период обучения грамоте повторительно-обобщающими уроками, имеющими целью для учеников закрепить все пройденное, а для учителя - проверить результаты обучения и сравнить их с первоначальной диагностикой знаний и умений детей.

В период обучения грамоте детям не ставят оценокза их труд по традиционной пятибалльной системе. Учитель поощряет уче­ника за правильно выполненное задание словами («отлично», «за­мечательно», «молодец», «умница» и т. п.), отмечает удачно прописаннную букву (элемент буквы, слово), прочитанные слоги (сло­ва, предложения), составленные схемы слов и предложений, хвалит за аккуратность, прилежание, внимание, помощь товарищам на уроке. Некоторые учителя используют карточки, изображающие ежика, елочку и т.п., отмечая работу ребенка на уроке кружочка­ми разных цветов. Ежику приклеивают «яблочки» - красное, жел­тое и зеленое, что соответственно означает «пять», «четыре», «три»; на елочку вешают шарики-игрушки, также обозначающие цветами степень оценки ученического труда. Дети очень быстро сообража­ют, что это те же оценки, и часто можно услышать от расстроен­ного ученика: «А у меня одни тройки! Видите, все шарики зеле­ного цвета». Следует понимать, что степень сформированности навыка зависит от целого ряда обстоятельств: психофизических особенностей организма ребенка, его бытовой среды, самочувствия в конкретный момент обучения, субъективности учительского отношения и т.п. Поэтому дидакты и психологи категоричны в сво­их требованиях не оценивать труд первоклассника даже в такой адаптированной форме, как «ежики», «цветочки», «звездочки» и т. п. Это не исключает, однако, регулярной диагностики учителем уровня знаний и умений перво­классников.

Наши рекомендации