Вокальные упражнения (распевка)

Начинают распевку в соль-мажоре. Это ноты соль, си, ре, т.е. тоническое трезвучие.

1) Поем верхнюю ноту этого трезвучия, т.е. ноту -ре, поем закрытым звуком, очень тихо. Далее по хроматизму поем каждый звук вниз до ноты си или си-бемоль. Одно дыхание на один звук.

2) Поем то же упражнение на гласной "а", потом на гласной "у". Необходимо следить за ровным звучанием голоса и не забывать про резонаторы. При распевке дуэта, трио и т.д. следить за слиянием голосов по тембру, силе звука и т.д., одним словом, должен быть ансамбль.

3) Тональность соль-мажор, нота ре, мягкие выдохи со звуками на "ха-ха-ха". Трижды поем (выдыхаем) один звук с добором воздуха (строго через нос)! Если дыхания хватает, то добирать воздух не надо. Помните: необходимо научиться, а лучше сказать, приучить себя дышать только носом, как на сцене, так и в повседневной жизни. Это упражнение также поется по хроматизму до ноты ля. Следует помнить, что каждая нота, которую мы поем, должна петься с удовольствием, легко. Первая нота, которая звучала с трудом из-за того, что она для вас низкая, то ее петь не следует, а тем более ноты, идущие за ней.

4) То же упражнение на слоги МА-МЭ-МИ-МО-МУ. Все пять слогов поются на одной повторяющейся ноте и на одном дыхании. Последний слог МУ звучит дольше предыдущих, как финал.

5) То же упражнение, но вместо пяти слогов поем пятнадцать, втрое увеличив темп: МА-МЭ-МИ-МО-МУ-ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ-РА-РЭ-РИ-РО-РУ. Последний слог долгий. Сложность упражнения в экономии дыхания. Его должно хватить на все упражнение, т.к. упражнение поется без добора дыхания.

6) Упражнение на дыхание. Тональность соль мажор, нота ре, распев на слова "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч". Упражнение поем в среднем темпе. При повторении этого упражнения текст поется дважды, без остановки и без добора воздуха. Затем то же самое в более медленном темпе или спеть весь текст трижды. Сложность и смысл упражнения в том, чтобы спеть весть текст на одном дыхании, строго следя за дикцией. Необходимо научиться распределять дыхание на всю фразу, какой бы длинной она ни была. Все описанные упражнения можно и нужно петь дуэтом в малую или большую терцию, трио - минорное или мажорное трезвучие, квартет - доминантсептаккорд и его обращения с разрешением в тоническое трезвучие и его обращения.

ГЕКЗАМЕТР

1. Много зловещих письмен на дощечке складной начертал он.

2. И на погибель ее приказал передать ее тестю.

3. Тот и отправился в путь под охраной богов неотложно.

4. Вскоре в Ликию пришел, к берегам святоструйного Ксанфа,

5. Где дружелюбно был принят владыкой обширной реки.

6. Девять заклали быков, девять дней угощение длилось.

7. И на десятый лишь день, с появленьем зори лучезарной,

8. Царь стал расспрашивать: нельзя ль ему знаки увидеть?

Гекзаметр произносится на опоре и на распев.

Прежде всего, надо знать, что гекзаметр читается каждым занимающимся индивидуально, с фортепьяно или гитарой (настроенной по камертону), с тем, чтобы можно было брать тон на каждую строку гекзаметра. Найдите удобную для вас тональность для того, чтобы все ноты гаммы, выбранной вами тональности, были для вас доступны и по возможности удобны. Начать произносить гекзаметр следует с самой удобной ноты вашей примарной зоны. Как найти "свою" тональность? Это делается следующим образом. Если вы уже знаете свою примарную зону, то ваш разговорный тон должен быть серединой этой тональности. На примере тональности До-мажор это будут ноты "Фа", "Соль". На этом звуке произнесите весь текст гекзаметра (Предположим, что это будет звук "фа").

(Строки гекзаметра пронумерованы. Цифры после звуков - это номера строк гекзаметра).

а) Звук "Фа" - 1, 2 б) Звук "Фа" - 1, 2 в) Звук "Фа" - 1, 2

-"- "Ми" - 3, 4 -"- "Ми" - 3, 4 -"- "Соль" - 3, 4

-"- "Фа" - 5, 6 -"- "Ре" - 5, 6 -"- "Ля" - 5, 6

-"- "Ми" - 7 -"- "До" - 7, 8 -"- "Си" - 7, 8

-"- "Фа" - 8 -"- "До" - 1, 2 -"- "Си" - 1, 2

-"- "Ре" - 3, 4 -"- "Ля" - 3, 4

-"- "Ми" - 5, 6 -"- "Соль" - 5, 6

-"- "Фа" - 7, 8 -"- "Фа" - 7, 8

г) От ноты "До" до ноты "До" по звукам гаммы вверх и вниз. Условие: одна нота - одна строка гекзаметра.

СКОРОГОВОРКИ

Тренируя дикцию на фразах и текстах, не забывайте об их смысле:

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Маланья болтунья, молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

3. В луку Клим луком кинул.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

6. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не коли дрова на траве двора.

7. Купи кипу пик.

8. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

9. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

10. Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.

11. Протокол под протоколом протоколом запротоколировали.

12. Около кола колокола.

13. Король - орел, орел - король.

14. Либретто "Риголетто"

15. Была у Фрола, на Лавра Фролу врала, а теперь пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

16. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

17. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

18. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Наши рекомендации