Тема 1. слова со стечением согласных
При изучении данной темы учитывается, что: написание предлагаемых слов соответствует произношению; для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие.
Учебная задача включает:
1) развитие фонематического восприятия;
2) развитие умения различать на слух звуки и уточнять звуко-буквенный состав слов;
3) формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.
Схемы уроков
Урок 1. Образование слов со стечением согласных.
1. Образование слов путем наращивания (рот— крот, вол —волк, сон — слон) и перемещения звуков в словах (кот — кто).
2. Работа с настенными таблицами образования слов со стечением согласных.
3. Графическое обозначение звукового состава слов.
4. Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Урок 2. Стечение двух согласных в начале слова.
1. Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова.
2. Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.
3. Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.
Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова.
1. Списывание слов с данного образца.
2. Придумывание аналогичных образцу примеров.
3. Составление слов со стечением согласных из букв разрезной азбуки. Запись этих слов.
4. Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске.
Урок 4. Упражнения в написании слов со стечением согласных.
1. Запись под диктовку слов со стечением согласных «по сле
дам анализа».
2. Списывание предложений, в состав которых входят слова
со стечением согласных, с заданием вставить пропущенные бук
вы в этих словах.
Урок 5. Проверка усвоения написания слов со стечением согласных.
1. Запись под диктовку слов со стечением согласных.
2. Упражнения в дописывании предложений, вставлении вместо картинок слов со стечением согласных.
Приведем примерную разработку одного из уроков по данной теме.
Второй урок на тему «Стечение двух согласных в начале слова»
Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, горизонтальное наборное полотно, кружки для обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, конверты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2. У каждого ученика— набор разрезной азбуки, цветные карандаши.
Примерный ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Образование слов со стечением согласных путем наращивания звуков и букв. Учащиеся по заданию учителя составляют слова из букв разрезной азбуки (мех, сор) и преобразуют их, добав
ляя буквы в начале слова или после первой буквы. В результате получаются слова смех, спор.
Пары слов мех — смех, сор — спор анализируются по звуковому составу, записываются на доске и в тетради.
3. Анализ и запись слов с опорой на предметный рисунок. Всему классу предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран.
Слова, названия изображенных предметов анализируются. На наборном полотне выставляется столько кружков, сколько звуков в слове.
Слова составляются из букв разрезной азбуки и записываются в тетради.
4. Анализ и запись слов на основе слухового восприятия. Работа проводится, как и предыдущая, но со словами, более сложными по составу — крыша, слива, без предъявления картинок, на
основе только слухового восприятия.
5. Упражнения на закрепление изученного.
На доске столбиком написан ряд предложений: Крот рыл яму. На дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.
Все предложения вначале прочитываются. Слова, на написание которых следует обратить особое внимание, подчеркиваются цветным мелом. После этого упражнение списывается в тетрадь.
6. Подведение итогов работы.
7. Задание на дом.
Коррекционная направленность урока. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на третьем и четвертом этапах. Основное внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и произношения.
Дети с недостаточным фонематическим восприятием анализируют слова, устанавливают количество и порядок звуков в слове. Для них обязательна графическая запись слов и составление их из букв разрезной азбуки с последующим чтением. После записи слов в тетради необходимо их сравнить с ранее составленными из букв разрезной азбуки.
Школьники с нарушенным произношением перед составлением и написанием каждого слова предварительно уточняют артикуляцию тех звуков, которые им трудны для произношения.
На пятом этапе большое внимание уделяется ученикам с нарушением фонематического восприятия и моторики. Так, первым из них перед списыванием каждого предложения дается задание составить подчеркнутые слова из букв разрезной азбуки, а вторым предлагается списать только два предложения или выписать из предложений слова со стечением согласных.
Подобное построение урока, когда один вид работы сменяется другим, стимулирует и организует внимание учащихся с нарушением работоспособности. Кроме того, некоторым из них можно дополнительно предложить выписать слова со стечением согласных, другим — вместо списывания сделать подписи под картинками, составить предложения со словами грач, книги и т. д.