II. Слова со стечением согласных

Существительные

Кость, стена, тесто, костюм, листья, тюльпан, аптека, телятник, темнота, аистёнок, библиотека.'

Глаголы

Есть, спать, нести, мести, стоять, плести, плясать, ответить.

Прилагательные Тёмный, тесный, стеклянный.

Наречия Тесно, темно.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ть.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук ть.

Тя,ка, са, те, то, со, тю, ку, су, ту, те,ты, ... Тя, ся, те, то, сё, тю, сю, ту, те, се, ке, ты, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звук ть.

Тело, кепка, торт, сила, сено, кино, теремок, трава, телёнок, котёнок, лисёнок, гусь, локоть, кровать.

III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА ТЬ
Звук ть в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ти-те-тя ать-оть-уть тьи-тье-тьё пти-сти-фти

те-тё-тю ить-еть-ять тьё-тью-тье пте-сте-кте

2. Повторить ряды слогов.

Ти-ти-те, ти-ти-те, ти-ти-те и т. д. Ти-тё-тё, ти-тё-тё, ти-тё-тё и т. д. Тё-тя-тя, тё-тя-тя, тё-тя-тя и т. д.

3. Повторить ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который
из них ударный?

Ти-ти-ти, ти-тй-ти, ти-ти-ти и т. д.

Звук ть в словах

1. Назвать слова со звуком ть по картинкам или отраженно (см. словарь
на с. 76).

2. Определить по картинкам детенышей, в названиях которых есть звук ть.
Произнести названия, постепенно ускоряя темп.

Телёнок, козлёнок, котёнок, лисёнок, утёнок, львёнок, ослёнок.

3. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов
в каждом слове. Разложить все картинки на три группы: односложные,
двухсложные и трехсложные слова.

Кость, стена, метель, телефон, аптека, пять, костюм, утюг, тюльпан.

4. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.

Кто не знает дядю (Стёпу)? Подъезжают к семафору —

Дядю (Стёпу) знают все. Что такое за обман?

............................................................................. Никакого семафора —

Он разыскивал на рынке (На пути стоит Степан).
Величайшие (ботинки).

5. Прослушать предложения. Произнести слова со звуком ть.

Катяпасёт телёнка.Зимой часто метут метели. Тюльпаныочень красивые цветы.

6. Запомнить и произнести ряд слов. Расставить картинки в той же
последовательности.

Котята — котёнок, телята — телёнок:

7. Назвать маленький предмет или назвать предмет ласково, например:
лист — листик.

Лексический материал: винт — ... , билет — ... , букет —... , компот —... , самокат — ... , пакет — ... , самолёт —... , бинт —... , бант —... .

Звук ть в словосочетаниях и в предложениях

1. Договорить предложения с помощью предметных картинок и вопросов.

а) Картину повесили (куда?) ... (на стену.). Мы пойдём за лекарством (куда?) ... (в аптеку).

* б) На столе стоит ваза (с чем?) ... (с тюльпанами). Около конуры :тоит миска (с чем?) ... (с костями). Осенью дети собрали букеты (из iero?) ... (из листьев).

2. Повторить предложения за учителем.

Настя любит тюльпаны. В небе летят самолёты. За окном метёт сильная 1етель. На плите стоит утюг. У Бобика в зубах кость. В комнате темно. Звук пь — мягкий звук. Паук плетёт паутину.

3. Игра «Лото».Игра состоит из шести больших и маленьких карт,
>азделенных пополам: на одной половине изображены один или несколько
1етенышей (например, котенок или котята), другая половина пустая.
~ Рис. 128—139.

На наборном полотне — шесть маленьких карт с изображением тех ке детенышей. Ученикам раздается по одной карте. Учитель спрашивает: кого котенок?»

Образец. У меня котёнок. У меня котята.

Правильно ответивший ученик берет с наборного полотна нужную ему картинку.

Лексический материал: котёнок — котята, утёнок — утята, телёнок — телята. Игра .может быть усложнена взаимоопросом — ученики задают друг другу вопрос: «Кто у тебя?»

Звук ть в текстах

1. Выучить наизусть стихотворения. Назвать слова со звуком ть.

Нельзя котику мяукать, Спят утята, спят котята,

Станет Настеньку баюкать, Ослик спит, и козлик спит.

Станет котик напевать, Двое маленьких котят

Станет сны навевать. Спать сегодня не хотят.

2. Прослушать и отгадать загадку.
Мохнатый, усатый, ест и пьёт, песни поёт.

Преобразовать текст, используя «ласковые» слова; выучить наизусть. Мохнатенький, усатенький, ест, пьёт, песенки поёт.

3. Прослушать тексты. Ответить на вопросы к тексту. Выучить тексты.
Назвать слова со звуком ть.

В аптеке

Мама и Витя были в аптеке. Они купили витамины. Пить витамины полезно.

Где были мама с Витей? Что они купили в аптеке?

В библиотеке

Тима и Настя любят сказки. Они были в библиотеке. Там есть сказки. Тима и Настя взяли любимые сказки.

Где были Тима и Настя? Что они взяли в библиотеке?

Наши рекомендации