Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике

Образование как один из важных элементов социальной инфра­структуры разных стран мира уже около 200 лет изучается в сопо­ставительном плане одной из отраслей педагогики - сравнительной педагогикой. С древнейших времен закономерный интерес к тому, как и на каких основах строится воспитание и обучение в дру­гих странах и чем эти процессы отличаются от отечественных, посте­пенно оформился в научно-педагогическую отрасль знания, разви­тие которой в настоящее время приобретает все большее значение. Мировые процессы глобализации и интеграции экономики, расши­рение возможностей межкультурной коммуникации, формирование и функционирование единых информационных, коммуникацион­ных, образовательных и иных пространств - все это динамично ви­доизменяет различные сферы общественной жизни, влияет на дея­тельность и развитие разных социальных институтов, самым суще­ственным образом затрагивая и систему образования. Исследовате­ли-компаративисты (Вульфсон Б.Л., Малькова З.А., 1996) отмечают, что в таких условиях огромную значимость приобретает тщательное, систематическое и объективное изучение в сопоставительном плане международного опыта становления образования, ибо во всем мире оно претерпевает глубокие и динамичные изменения - обновляются все его звенья, модернизируются и возникают передовые образо­вательные технологии, складываются новые формы связей между сферой образования и сферой труда.

Отечественные компаративисты определяют сравнительную педа­гогику как самостоятельную отрасль научного знания, которая име­ет свой предмет, задачи и методы исследования. «Она анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в различных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, вскры­вает соотношение всеобщих тенденций и национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур».

Каждой стране необходимо понимание того, как может быть оценена ее система образования в сопоставлении с аналогичны­ми системами других стран. Сравнительная педагогика позволяет с научной точки зрения познавать окружающее многополярное и мно­гослойное мировое образовательное пространство и благодаря это­му анализировать и регулировать происходящие в мировом образо­вании сложные системные процессы. Вместе с тем она способству­ет взаимопониманию между народами, между педагогами разных стран, совершенствованию форм и методов международного сотрудничества в сфере образования.

Важное значение компаративных исследований состоит также в том, что их результаты и выводы помогают систематизировать нацио­нальные и интернациональные культурно-образовательные тенден­ции, собирать и осмысливать ценные образовательные инновации, изучать возможность и необходимость их внедрения в отечественном контексте. Эти исследования становятся основой для анализа и оценки, существующих в стране образовательных реалий и для выработ­ки рекомендаций к оптимизации управленческих решений в сфере социокультурной и образовательной политики.

Еще в 1900 г. известный отечественный педагог П. Капнист на много десятилетий вперед сформулировал задачи сравнительной педагогики: «В деле образования и воспитания как одной из сто­рон исторического развития человечества, неизбежно существует связь и не которого рода преемственность между всеми культурными странами, а потому и для нас, русских, несмотря на все наши нацио­нальные особенности, должно представляться весьма важным изуче­ние развития хода просвещения у других народов и вместе с тем ос­новательное ознакомление с организацией у них школьного дела, с деятельностью в этом отношении государства и с теми течениями общественного мнения, которые образовались по сему предмету у наших соседей. Но подобное изучение должно, по нашему мнению, поставлять себе целью не безотчетное вторение последним и не сле­пое подражание первой, а должно дать нам, во-первых, возможность воспользоваться чужим опытом для проверки собственных наблю­дений у себя дома с целью научиться вернее различать то, что состав­ляет в деле воспитания национальные особенности школы, где бы таковая ни существовала, и, во-вторых, изучение школьного вопроса в чужих краях должно избавить нас от необходимости повторять всю ту массу опытов и экспериментов, через которые уже прошли шко­лы других стран и результаты которых уже давно известны» '.

1 Вульфсан Б.Л., Малькава З.А. Сравнительная педагогика. - М.; Воро­неж, 1996. - С. 34.

Специальное образование включается в качестве подсистемы в общую систему образования, являясь ее неотъемлемой частью. Поэтому, безусловно, что задачи сравнительной педагогики становятся одновременно и задачами сравнительной специальной педагогики как составной ее части. Вместе с тем сравнительная специальная педагогика направлена на исследования и решение специфических зaдач, относящихся именно к феномену специального образования. Она изучает состояние и тенденции развития сложной и разноуровневой сферы целостного педагогического процесса специального образования в международном, межкультурном и ретроспективном аспектах, ее структуру, цели, функции, содержание и результаты деятельности, а также эффективность экономических и социально-политических условий, созданных для специального образования в разных странах. Сравнительная специальная педагогика сопоставляет существующие в них теоретико-методологические основания специ­ального образования и его практику, а также исследует частные вопросы обучения, воспитания и коррекционно-педагогической помо­щи людям с ограниченными возможностями в разных странах и регионах мира.

Важнейшие задачи сравнительной специальной педагогики ­пOИСК путей улучшения и нормализации жизненной и образова­тельной ситуации человека с ограниченными возможностями, повышение качества его жизни средствами специального образования 11 включение его в социум. Исследуя особенности феномена огра­ничения жизнедеятельности и социального участия человека, срав­нительная специальная педагогика выявляет отношение к этому феномену в многообразных социокультурных, этнокультурных условиях, существующих в различных по уровню экономического, политического, социального и культурного развития странах и ре­гионах мира.

В ее задачи входит не только критическое осмысление положения дел в специальном образовании, во взаимосвязанных с ним микро и макросистемах своей страны в сопоставлении с другими странами, но и, принимая во внимание широкие возможности, предоставляе­мые мировым информационным пространством и благоприятными условиями для международного сотрудничества, разработка новых, интернационально значимых решений проблем специального образования.

I Капнист П. Классицизм как необходимая основа гимназического обра­зования / / Исторический очерк развития среднего образования в Германии. Вып. П. - М., [900. - С.4-5.

Сравнительная специальная педагогика представляет собой по­стоянно пополняемую копилку мирового передового опыта специaльHoгo образования, позволяющую заинтересованным в прогрессе странам быстрее продвигаться вперед, минуя стадии и периоды са­мостоятельного открытия уже известного опыта образования людей с ограниченными возможностями с его апробацией и внедрением. В ряде случаев она также помогает избежать ошибок и неверных уп­равленческих решений в специальном образовании на основе уже приобретенного негативного опыта.

Являясь составной частью сравнительной педагогики, сравнитель­ная специальная педагогика использует ее методологические подхо­ды и методы исследования. Зарубежные и отечественные компаративисты выделяют ряд основных методологических подходов.

Феноменологический подход, следуя которому ученый изучает и описывает новый для него феномен в сфере специального образо­вания, - знакомство и описание системы специального образова­ния в той или иной стране, описание организации и содержания де­ятельности разных педагогических систем, форм организации, мето­дов и т. п. без сопоставления с отечественными, или ранее известны­ми зарубежными. Этот подход особенно характерен для начального этапа развития сравнительной специальной педагогики.

Аналитико-эмпирический подход предполагает изучение и анализ, прежде всего количественных и, особенно, статистических дан­ных о специальном образовании разных стран - количество обра­зовательных учреждений для разных категорий детей с особыми об­разовательными потребностями, число учащихся, находящихся в сфере внимания одного учителя, количество учащихся по категори­ям отклонений в развитии, по возрастам и пр. Применение этого подхода опирается на использование математических методов и со­временных компьютерных технологий. Однако, как справедливо от­мечают отечественные исследователи, количественные показатели имеют свои границы применения. Многие сущностные стороны пе­дагогической действительности могут оказаться вне поля зрения исследователя, если он будет опираться только на аналитико-эмпи­рический подход. В первую очередь это может сказаться на изучении важнейших составляющих специального образования, - его содер­жании, образовательных и коррекционно-развивающих технологий и методов. В то же время нередко именно статистика позволяет найти ответы на вопросы, контекст которых не лежит на поверхности. На­пример, только сопоставление числа специальных школ в Японии до начала интеграционных процессов и в настоящее время, когда зна­чительная часть учащихся с ограниченными возможностями посеща­ет массовую школу, приводят к выводу о том, что в этой стране ин­теграция проводится не с целью экономии средств, выделяемых на систему специального образования, а, наоборот, для его развития и совершенствования. Несмотря на обучение в условиях интеграции

значительного числа детей с сенсорными нарушениями, количество специальных школ за 40 лет не только не сократил ось, но и несколь­ко возросло, что свидетельствует об улучшении условий образования для тех, кто их посещает. И действительно, значительно уменьшилось число учеников специальных школ, приходящихся на одного учи­теля.

Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов специального образования, что делает более понятными многие его современные особенности. Так, например, не зная своеобразия становления и развития японского специального образования, трудно объяснить и понять существо­вавшую до недавнего времени приоритетность в этой стране разви­тия специального образования для глухих и слепых детей по срав­нению с другими категориями детей, имеющих ограниченные воз­можности.

Целостный системно-синтетический подход включает в себя комбинацию подходов и методов функционального анализа, истори­ческой трактовки, аналитико-эмпирического изучения, системной социокультурной интерпретации условий и тенденций развития. Он выходит на всеобъемлющий сравнительный анализ системы (или си­стем) специального образования с учетом ее национально-государ­ственной, социокультурной и исторической обусловленности. Кри­тический анализ компаративисты применяют тогда, когда сопоста­вительно изучаются системы специального образования или иные их феномены и процессы в странах, идеологически антагонистичных:

ФРГ - ГДР, СССР-капиталистические страны, или когда исследу­емые феномены специального образования базируются на концептуально различающихся теоретических, социокультурных и иных платформах.

Наименее продуктивным признается имnлицитныЙ nодход, при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального обра­зования какой-либо страны или группы стран проводятся с позиций И на основе научных подходов, культурных, национальных и обра­зовательных особенностей своей собственной страны.

Применяется также и вненациональный подход, согласно кото­рому исследования сферы специального образования ведутся на ос­нове сформированной интернациональным научным коллективом вненациональной концепции с использованием совместно разрабо­танных методологий и совместно отобранных методов. При таком подходе исследования более свободны от национального субъекти­визма и иМПЛИЦИТНОСТИ.

Как отмечают зарубежные компаративисты, во второй половине хх в. широкое распространение получил nроблемный подход, ког­да для сравнительного исследования избирается какая-либо актуаль­ная проблема (возможно, выдвижение той или иной гипотезы ее решения), и ее изучение происходит на материале, полученном в нескольких странах. Примером использования такого подхода явля­ется изучение отечественными специалистами феномена интеграции (Л. М. Шипицына, Н. Н. Малофеев и др.).

Зарубежные компаративисты (в частности, Schneider F., 1961) выделяют вертикальный и горизонтальный способы сравнительного изучения как массового, так и специального образования. При этом отмечается, что вертикальный (исторический) способ анализа более характерен для изучения истории специальной педагогики, в то вре­мя как горизонтальный (актуальный) позволяет сопоставлять осо­бенности развитие специального образования в ряде стран в одном и том же историческом периоде. По мнению F. Schneider, горизон­тальное сравнение - важный признак, отличающий сравнительную педагогику (и сравнительную специальную педагогику) от других педагогических отраслей.

Сравнительная специальная педагогика заимствует методы иссле­дования и из сравнительной общей педагогики. Б. л. Вульфсон И з. А. Мальков а (1996) предлагают использовать в компаративных ис­следованиях следующие методы.

Широко применяется в комбинации с другими методами наблю­дение. В компаративных исследованиях оно может быть обычным и включенным. В процессе обычного наблюдения исследователь про­слеживает и осмысливает наблюдаемое со стороны, не включаясь в протекающий процесс. Наглядными при мерами этого могут быть деловые поездки и посещения зарубежных специальных образова­тельных учреждений, школ и классов, работающих в условиях интег­рации, диагностических и реабилитационных центров, консультаций и занятий с детьми и т. п. Включенное наблюдение имеет место тог­да, когда исследователь сам вступает в процесс, который он наблю­дает, получая возможность увидеть его как бы изнутри, в условиях повседневной жизни, а не специальной демонстрации, ощутить себя его участником и осмыслить приобретенные в результате этого соб­ственный опыт и впечатления. Примером такого наблюдения может служить стажировка в зарубежном образовательном учреждении. Ее успешность во многом зависит от владения иностранным языком, наличия некоторых предварительных знаний особенностей специ­ального образования в данной стране, а также от определенных на­выков профессиональной и межличностной коммуникации в изуча­емой образовательной среде.

Включенное наблюдение позволяет успешно использовать и та­кие методы исследования как беседа и интервьюирование. По сути, повседневные профессиональные, деловые контакты с зарубежными коллегами, учащимися, целенаправленно спланированное и органи­зованное общение с ними предоставляют исследователю возмож­ность находить ответы на поставленные вопросы. Естественно, что интервьюирование легче проводить, находясь не вовне, а внутри исследуемого зарубежного образовательного пространства. То же самое можно сказать и о социологическом опросе как методе ком­паративного исследования.

Анализ и синтез являются общенаучными методами, которые успешно применяются в компаративных исследованиях. То или иное событие педагогической действительности вначале изучается в деталях, анализируется, а затем исследователь воссоздает (синтезирует) его целостно - таким, каким он его видит и понимает.

Изучение источников обусловлено необходимостью привлечения многообразного спектра материалов для достижения точности и объективности в оценке политико-экономического, социокультурно­10, правового, образовательного контекстов компаративных иссле­дований в сфере специального образования. Сюда входят государ­ственные и международные нормативные документы, затрагивающие сферу специального образования (документы ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, информации Международного бюро просвещения, кон­ституции, законы и подзаконные акты государств), официальные документы общественных организаций, в том числе и организаций )людей с ограниченными возможностями, или их родителей и педагогов, принятые этими организациями постановления и решения на съездах, форумах, конференциях и т. п. Например, документы Все­мирной Федерации Глухих (ВФГ), материалы конгрессов ВФГ, меж­дународных съездов по проблемам умственной отсталости и т. п. Весьма информативны документы и материалы, содержащие реко­мендации министров образования изучаемых стран, тематические профессиональные периодические издания (газеты, журналы, альма­нахи) и специализированные Интернет-сайты.

Не менее важные сведения могут предоставить исследователю ­компаративисту школьные учебные планы, программы и учебники, а также методические пособия для специальных педагогов и психо­логов, используемые в системе специального образования изучаемой страны. При возможности доступа (например, во время стажировки) представляют значительный интерес для изучения рабочие матери­алы учащихся, их тетради, дидактический материал, контрольные задания и т. п. Ценным источником информации в сфере специального образования являются научные монографии, в том числе и посвященные сравнительной специальной педагогике, подготовлен­ные учеными как одной страны, так и группы стран, а также анали­тические публикации международных организаций (Международно­10 бюро просвещения; ЮНЕСКО; ООН, ЮНИСЕФ), материалы международных форумов специалистов в области специального об­разования (доклады или их тезисы).

Разновидностью такого рода источников служат статистические данные о специальном образовании и связанных с ним социальных сферах. Проблема использования в компаративных исследованиях статистических сведений из разных стран осложняется тем, что не только не существует единой мировой системы статистических показателей, но и отсутствует четко очерченный понятийный аппарат, нет единства в обозначениях категорий людей с ограниченными воз­можностями.

Такая реальность весьма затрудняет процесс сопостав­ления материалов, относящихся к разным странам. Предоставляемые ежегодниками ЮНЕСКО статистические сведения ограничены по числу параметров. Причина этого заключается также в различиях трактовки понятий и категорий в специальном образовании, кото­рые характеризуются теми или иными числовыми показателями. По­добные различия существуют и в способах организации и в процес­сах реализации задач специального образования в разных странах мира, в своевременности принятия ими классификаций, признанных международными. Так, в нашей стране выделена категория детей с задержкой психического развития (ЗПР), состав которой весьма нео­днороден. В других странах такой термин не используется: в боль­шинстве европейских стран речь идет о детях с трудностями в обу­чении. Подобное происходит и в классификации людей с умствен­ной отсталостью: отечественная классификация в этой области дол­гие годы отличалась от международной (МКБ-10). Таким образом, статистика испытывает затруднения в категоризации и присвоении числовых показателей по тем или иным категориям детей в системах специального образования разных стран.

На завершающем этапе компаративного исследования, когда фак­тический материал изучен и проанализирован, используется метод сравнения. Сопоставляются однозначные параметры, в первую оче­редь количественные и статистические, хотя сравнению могут быть подвергнуты и содержательные характеристики. Применение совре­менных компьютерных технологий и математических методов дела­ет возможными обработку больших объемов информации, выявле­ние корреляции различных переменных, а также установление вза­имосвязи и взаимозависимости факторов в исследуемых феноменах специального образования.

Перечисленные подходы и методы редко используются в компа­ративных исследованиях поодиночке. Для получения системного достоверного представления об изучаемой проблеме привлекаются группы методов в таких сочетаниях, которые могли бы наиболее полно и объективно характеризовать рассматриваемый предмет (процесс, явление) в специальном образовании.

Вопросы и задания

1. Какое место занимает сравнительная специальная педагогика в си­стеме педагогического знания?

2. Назовите специфические задачи, решаемые компаративными иссле­дованиями в специальной педагогике.

3. Почему нельзя ограничиваться изучением опыта специального обра­зования только своей страны?

4. В чем состоят трудности компаративных исследований в специальной педагогике?

5. Охарактеризуйте каждый из методов компаративных исследований и приведите примеры применения таких методов в предложенной вам лите­ратуре.

Наши рекомендации