Методы психолого-педагогического сопровождения застенчивых подростков
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [Пистун, 2014].
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1. Создание социально-психологических условий для умственного и психологического развития учащегося и его успешного обучения;
2. Организация и помощь детям-подросткам, имеющим проблемы в обучении и психологическом развитии;
3. Организация и проведение собеседования с родителями о проблемах ребенка, трудностях в его воспитании;
4. Отслеживание психологического состояния подростка, уровня его развития и обучения;
5. Информационная поддержка участников образовательного процесса (предоставление информационных буклетов родителям и педагогам по взаимодействию с ребенком, проведение консультаций родителей и др.);
Основными задачами педагога являются следующие:
1. Выявление детей с признаками застенчивости
2. Отслеживание ситуаций, в которых эта застенчивость больше всего проявляется.
3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье.
4. Правильная организация жизни детей в группе – чуткое и доверительно отношение к ребёнку, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребёнка в себе и своих силах.
5. Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному в себе ребёнку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера.
6. Помочь ребёнку овладеть навыками общения.
Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей может быть построено по следующим этапам:
ü Диагностический этап
ü Этап знакомства и установления контактов.
ü Основной этап.
ü Этап подведения итогов.
Первый вопрос, который возникает на этапе диагностики перед педагогом: каких детей следует отнести к группе застенчивых? Опираясь на жизненный опыт и на имеющиеся в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.
· В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления. Другими словами, ребёнок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, чаще всего при встрече с незнакомыми людьми. Такое поведение называют амбивалентным.
· Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций.
· Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога на занятиях.
Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на профилактику и коррекцию проявлений застенчивости у школьников, и должен строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания.
Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребёнку в классе учитель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т.е. застенчивых. При этом важно, чтобы внимание учителя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребёнка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению (из семей с формальным и жестко авторитарным стилями воспитания), можно и нужно хвалить не только за реальные успехи (правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид: «Какая ты сегодня красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!» Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома.
Если у застенчивого ребёнка не получается то, с чем справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем более высказывать критические замечания. Следует мягко приободрить ребёнка, выбирая слова, которые его не травмируют: «Сейчас у тебя получится!», «Давай вместе», «Видишь, уже лучше». При выполнении различных заданий рекомендуется объединять застенчивых детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребёнку, с одной стороны включиться в деловое общение со сверстником, с другой – сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе (делали-то вместе), что, естественно, повышает внутреннюю самооценку.
Очень благотворно сказывается на снижении застенчивости включение неуверенных в себе и робких детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребёнок будет только зрителем. Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, особенно в спектаклях и школьных мероприятиях. Это позволит им почувствовать себя более уверенными.
Удобным моментом для приучения застенчивых детей быть в центре внимания является празднование дней рождения в классе, когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. Положительное эмоциональное состояние ребёнка порождает в нём уверенность, что все его любят, всем он нравится. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своём дне рождения поможет и ему сказать несколько тёплых слов другому ребёнку, т.е. вступить с ним в общение и выразить свои чувства, что обычно для таких детей трудно [Волкова,2005].
Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи», некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать «отмашку» флажком и т.д.
На занятиях для застенчивых, робких и тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такие дети, столкнувшись с заданием, часто так волнуются, что начинают выполнять его, не понимая и не дослушав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому детям надо чётко всё объяснить и контролировать их работу по шагам. Здесь особенно важны индивидуальный подход, предоставление детям возможности действовать в своём темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка.
Самое главное - это поднять детскую самооценку, научить объективно относиться к себе и другим.
Взрослым стоит проанализировать свое отношение к ребенку. Конечно, папа и мама любят своего малыша - но всегда ли они выражают это чувство? Как часто они говорят ему о своей любви? Нередко взрослые обращают внимание на малыша только тогда, когда тот делает нечто неправильно, а достижения и хорошие поступки часто остаются без внимания. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше. И они ценят эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. При этом возникает доверие к людям, что позволяет активно и смело входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только, когда тот обращается за помощью, но и тогда когда, на первый взгляд, она не нужна [Мустакас, 2003].
В чем заключается поддержка? Это самые разнообразные способы одобрить то, что делает ребенок. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях в свободное время. Застенчивый ребенок боится негативной оценки, но это не означает, что оценка ему не нужна. Хорошо, когда родители, делая нечто вместе с ребенком, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, когда что-то не будет выходить. Если ребенок очень сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые примеры и чувство юмора, которое должно быть направлено не на ребенка, а на ситуацию в целом.
Нужно отступить от правил. Застенчивые дети осторожны, их пугает все новое. Они склонны придерживаться правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети не соглашались рисовать губной помадой на листе бумаги, в то время как другие делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей степени сформирован внутренний запрет на действия и поступки, за которые ругают взрослые, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любопытство. Может, иногда стоит нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха быть наказанным, от излишней скованности. На самом деле, вместо дорогой помады можете взять старую и ненужную, а если жалко обоев, подойдет и их кусочек, который остался со времен ремонта. Можно разложить это все на полу и рисовать вместе. Кстати, если ребенок будет рисовать не только карандашами и кисточками, но и пальцем, а то и целой ладошкой, это только пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.
Возможно, застенчивый ребенок и вызывает большее восхищение у окружающих, чем непоседливый. Однако застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться. А чем она обернется для него в будущем? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях взрослый человек может сам справиться со своей застенчивостью. И сделать это будет труднее, чем в детстве. Зачем обрекать ребенка на трудности во взрослой жизни, если их можно успешно преодолеть уже теперь?
Заключение.
В своем исследовании мы стремились изучить нарушения общения подростка, застенчивость, причины и пути преодоления.
Решая первую задачу - проведение теоретического исследования нарушений общения и коммуникативных барьеров, мы проанализировали понятие "общение", выявили, что общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна, а нарушения в общении и коммуникативные барьеры существенно осложняют социальные отношения человека в обществе.
Проанализировав психологические причины возникновения нарушений общения у подростков, т.е. выполнив нашу вторую задачу, мы пришли к выводу, что причины нарушения общения у подростков могут быть самыми разными. Однако, основная причина возникновения у детей трудностей коммуникации – это жесткие завышенные требования родителей, которые приводят к застенчивости ребенка. Когда ребенок не чувствует безусловной любви со стороны родителей, он становится тревожным и неуверенным. Так же часто встречаемыми являются: смена учебного заведения, проблемы в семье, отсутствие желаемых особенностей внешности или черт характера, неразделенная любовь, несоответствие ожиданиям, а также недостаток материального обеспечения. Негативными последствиями застенчивости у подростка могут стать развитие комплекса неполноценности, замкнутости, различные фобий, агрессивность, а также проблем со здоровьем.
Для решения третьей и четвертой задач мы провели два исследования застенчивости у подростка. Для этого была посещена МОУ СОШ №48 г. Волгограда и проведено анкетирование 9-х классов. Целью исследования было выявление застенчивости у учеников 9 класса, в ходе анкетирования было выявлено, что большее число опрошенных имеют высокий (68%), и лишь 32% опрошенных имеют нормальный уровень застенчивости.
Для решения четвертой задачи была изучена соответствующая литература и составлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению застенчивых подростков. А именно, составлены рекомендации педагогам по работе с застенчивыми школьниками, а также по помощи таким детям адаптироваться в классе.
Библиография
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2008
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М. 1977
3. Волкова Е., Мишина Н., О специфике взаимодействия с тревожными детьми – 2005
4. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться. – СПб.: Питер Пресс, 1995
5. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991
6. Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис. ... канд. психологические науки / Е.В. Залюбовская - Москва, 1984
7. Куницына В.М., Казаринова Н.В., Погольшева В.М. Межличностное общение. – Санкт-Петербург, 2001
8. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. – Санкт-Петербург, 1991
9. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии.- Ульяновск, 2000
10. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р .и др. Дети с нарушениями общения. – М.1989
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков – 1983
12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М. 1992
13. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции - М. 2002
14. Морозова Т. Н., Морозов С.А. Мири застеклянной стеной- М. 2002
15. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2006
16. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей / К. Мустакас; пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2003
17. Н. Д. Левитов Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006
18. Немов Р.С. Психология кн.1, М. 2003
19. Немов Р.С. Психологический словарь - 2007
20. Парыгин Б. Д. Анатомия общения-Спб. 1999
21. Пистун Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066.
22. Пол Экман Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010
23. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010
Приложение 1
Для определения того, к какому типу человек относится, авторыпредлагают каждому оценить себя по следующим высказываниям:
· Я справляюсь с такими делами, когда надо убеждать, инструктировать, распоряжаться (Д).
· Я легко решаю алгебраические задачи (Л).
· Я бы не смог работать санитаром в больнице, так как не переношу грязи (Э).
· В любую минуту я готов сразить соперника удачной репликой или ответить на его выпад (Б).
· У меня мирные отношения с людьми, я избегаю споров и борьбы (П).
· Когда я оказываюсь неподвижным, меня тянет в сон (Н).
· Я люблю мечтать, не задумываясь, насколько реальны мои мечты (М).
· Я быстро подмечаю слабые стороны человека, его идей и т.п. (С).
Если записать соответствующие символы в порядке убывания значимости, то полученная формула примерно будет соответствовать психологической структуре тестируемого. Комбинация символов, т.е. психологическая структура, влияет на поведение личности в общении. Диаметральные противоположности комбинаций создают барьеры в общении.
Приложение 2
Вот основные правила коррекционной работы:
1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но "коррекцию всей жизнью". Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
Приложение 3