Задачи психолого-педагогического сопровождения

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению: Профилактика– это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Диагностика(индивидуальная, групповая (скрининг)

Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Вопрос№3Составьте план изготовления поделки на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида, объяснить используемые методически приемы обучения

Технология изготовления плоской игрушки

Цель урока:

Познакомить учащихся с последовательностью изготовления игрушки с использованием ручных швов; ознакомить с историей игрушек.

Задачи:

Познакомить учащихся с последовательностью изготовления игрушки, расширить кругозор.

Развивать внимание, речь, память; навыки самостоятельной работы.

Воспитать интерес к предмету, к творчеству.

Дидактическое обеспечение:

презентации: «История игрушек», «Технология выполнения игрушки»; иллюстрации, технологическая карта, звёзды с загадками, звёзды с образцами швов, рисунок звездолёта.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Повторение пройденного материала.

IV. Введение в тему урока.

Физкультминутка

V. Формирование новых знаний.

Учитель: Рассмотрим последовательность изготовления плоской игрушки.

Подбор материала и подготовка его к работе.

Раскрой деталей

Соединение деталей

Набивка игрушки

Окончательная отделка

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с тестом. Учитель: Вам нужно самостоятельно указать в левом столбце правильную последовательность процесса выполнения мягкой игрушки, т.е расставить в нужной последовательности этапы.

VII. Подведение итога урока.

Что особенно интересно было на уроке?

Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?

С чем познакомились сегодня на уроке?

С каким настроением уходите Вы сегодня с урока?

Билет 29

№1Дизонтогенез. Классификация видов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия(регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

· Общее психическое недоразвитие;

· Задержанное психическое развитие;

· Поврежденное психическое развитие;

· Дефицитарное психическое развитие;

· Искаженное психическое развитие;

· Дисгармоничное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).Задержанное психическое развитие- замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах.М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

№2Содержание коррекционно-образовательных программ учреждений VIII вида.

Обучение VIII вида в классах осуществляется педагогами, прошедшими специальные курсы по работе с детьми, обучающимися по специальным (коррекционным) программам
Учебный план составлен на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой (1 вариант). УП для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации в социуме. Всё обучение разбито на 2 этапа.
^ На первой ступени осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Учебный план 4 класса включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Общеобразовательные курсы представлены следующими предметами: чтение и развитие речи( 4 часа в неделю), письмо и развитие речи( 5 часов в неделю), математика (6 часов в неделю), изобразительное искусство ( 1 час в неделю), музыка и пение (1 час в неделю), физкультура ( 2 часа в неделю). Трудовая подготовка в 4 классе представлена трудовым обучением.
К коррекционным занятиям в 4 классе относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ( 2 часа в неделю), специальные занятия по ритмике ( 1 час в неделю).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия ( 1 час в неделю), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов ( 1 час внеделю) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями. Основной задачей проведения коррекционных индивидуальных и групповых занятий является коррекция имеющихся специфических нарушений. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими специфические нарушения, ведется с учетом выявленных пробелов.На второй ступени продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Общеобразовательные курсы представлены следующими предметами: чтение и развитие речи ( 5-8 класс), письмо и развитие речи(5-8 класс), математика (5-8 класс), природоведение (5 класс), биология (6,8 класс), география (6,8 класс), история Отечества (8класс), обществознание ( 8 класс), изобразительное искусство (5 -6 класс), музыка и пение (5-8 класс), физкультура (5-8 класс).
С 5 класса ведется профессионально-трудовое обучение. В 6 классе обучается девочка, и обучение ведется по направлению « Цветоводство и декоративное садоводство». В 5,8 классах обучаются мальчики по программе «Столярное дело».
Коррекционная подготовка в старших классах проводится по программе –«Социально-бытовая ориентировка»: в 5 классе -1 час в неделю, в 6, 8 классах по 2 часа в неделю.
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия в 5-6 классе по 1 часу в неделю. Основной задачей проведения коррекционных индивидуальных и групповых занятий является коррекция имеющихся специфических нарушений. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими специфические нарушения, ведется с учетом выявленных пробелов.Программа обучения на дому.
Увеличено количество часов физической культуры в 5, 6, 8 классах за счет часов школьного компонента. Факультативные занятия проводятся для получения дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность свободной ориентировки в современном обществе и быту, изучения истории и культуры родного края. Курс «Природа и экология Красноярского края» ориентирован на воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, представлен в 5, 6,8 классах по 0, 5 часа. Курс «Художественная культура Красноярского края» направлен на формирование умения работать с природным и художественным материалом, воспитание интереса к творчеству деятелей искусства и культуры, представлен в 5, 6 классах по 0,5 часа. Курс «История Красноярского края» изучается в 8 классе и направлен на воспитание чувства любви и уважения к своему краю, развитие интереса к истории своего края.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся.

Психолого-медико-педагогический консилиум.Специалистами ПМПк, в состав которого входят: социальный педагог, педагог- психолог, дефектолог проведена диагностика учащихся начального звена, разработаны индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится большая коррекционная работа Социально-психологическая служба осуществляла работу с отдельными группами учащихся: с опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми «группы риска».

Наши рекомендации