Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие "методология" педагогической науки.Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология - это учение о научном методе познания;

2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

-общенаучная методология(материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная(методология педагогики или др. науки);

-предметно-тематическая(методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и ... т.д.)

В педагогикенаиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:

-30.11.2011-3к.ф.Методология- учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1} гносеологическая (познавательная)функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2} праксеологическая (преобразовательная)функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3} аксиологическая (оценочная)функция или функция критикиразвития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы

оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований,

инноваций и т.д.;

4) рефлексивнаяфункция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки;

5) функция нормативного предписания- показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая)функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики;это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем;т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования.

Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.

Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:

Алгоритмы. Аналитические данные

Детерминизм педагогических явлений

Закономерности

Идеи

Изобретения в педагогике. Инновации

Квалиметрические данные

Комплексы педагогические

Концепции

Критерии оценки

Методологические разработки

Методы исследования и преобразования педагогических структур

Модели педагогические

Нормативы педагогические

Открытия в педагогике

Ошибки педагогические

Парадигма

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов

Понятия

Правила. Приемы. Принципы. Проблемы

Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации

Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике

Тезаурусы. Теоретические положения

Тенденции

Технологии

Условия функционирования и развития педагогических явлений

Формы деятельности

Эффективность преобразований, инноваций

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использоваться для моделирования нововведений.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.

Наши рекомендации