Вопрос №14 Методология педагогики и её уровни
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания. Это возможно в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Для этого наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации построения теоретической (научной) и практической деятельности, т. е. на методологию.
Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека.
С учетом вышесказанного, методология педагогики — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э. Г. Юдину):
Высший, философский, уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией; методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).
Конкретно-научная методология — совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологическая методология представлена методикой и техникой исследованият. е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии, образуя систему, соподчинены друг другу. При этом философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон переход количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечественных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.
В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы единства социального и биологического, единства общего, особенного и единичного, единства теоретического и практического, единства логического и исторического, соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.
Например, принцип единства теоретического и практического применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Существуют определенные циклические связи междупрактикой и наукой. Педагогическая практика является и критерием истинности научных знаний, и источником новых проблем образования, которые требуют проведения исследований.
Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, что позволяет получать знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.
В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как "педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая базовая культура, профессиональная культура) и материальная база (средства). Их взаимосвязанное движение, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.
Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких общенаучных методах, как моделирование, кибернетический, информационный, статистический, методы теории вероятности, социологии и др. К этой же группе причисляют логические методы: сопоставление, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.