Глава 1. Валеология, предмет и задачи. Краткая история валеологии

Знаменитому древнеримскому философу Луцию Аннею Сенеке приписывают выражение «Здоровье - это не все, но все без здоровья - это ничто». И действительно, только на фоне полноценного здоровья, как физического, так и психического и нравственного, человек может полностью реализовать себя. Еще древнегреческий историк Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

Издавна принято считать, что здоровьем человека должны заниматься медики: врачи-лечебники и врачи-гигиенисты. Но медицина, по определению, занимается изучением и лечением болезней, а гигиена (профилактическая медицина)- изучением влияния факторов внешней среды на здоровье людей и предупреждением заболеваемости. Иначе говоря, ни медицина, ни гигиена не формируют у человека жизненные установки на здоровье. В то же время, по выражению акад. Н.М.Амосова, «...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Отсюда возникла необходимость в науке, предметом которой стало бы самовозрастающее здоровье, как отдельного человека, так и нации в целом. Такой наукой в настоящее время является валеология, представляющая собой совокупность знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Любая наука детерминирована социальным заказом, и недаром валеология появилась в России (термин предложен И.И.Брехманом в конце 80-х годов ХХ века). По выражению акад. В.П.Казначеева «...возникновение валеологии - это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье». Западный термин «Health care» - «забота о здоровье» созвучен нашему термину «здравоохранение», но Министерство Здравоохранения РФ - это министерство медицины, но не министерство здоровья. В.В.Колбанов (1999) предлагает в основу валеологии положить т.н. «здравотворчество», т.е. активное отношение к формированию собственного здоровья, что особенно актуально для России, ибо в настоящее время состояние здоровья россиян поистине катастрофическое. Генофонд Российского этноса сильно ослаблен вследствие социальных и экологических катаклизмов ХХ века (революции, гражданская и Великая Отечественная войны, репрессии, пренебрежение природоохранными мероприятиями, пьянство, наркомания, гипокинезия и другие вредности привычного образа жизни). Постсоветское время, характеризующееся социальной неустроенностью большинства населения, особенно детей и пенсионеров, также не прибавило здоровья россиянам. И.П.Волков (1998) отмечает, что по оценкам компетентных экспертов, состояние здоровья российских граждан таково, что валеология может претендовать на национальную научную идею действительного, а не декларированного возрождения заботы о здоровье населения.

Хотя валеология - наука относительно молодая, она уже имеет свою историю, включающую как взлеты, так и падения. К середине 90-х годов ХХ века она была уже достаточно сформирована, имела свой предмет (здоровье здорового человека), свои задачи (оздоровление), широкий арсенал средств и методов исследования. Отрадным фактом являлось то, что в те годы достаточно широко осуществлялась «валеологизация» образования: валеология была включена в программу образования средних школ, средних и высших специальных учебных заведений; был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности «врач-валеолог» и «учитель-валеолог»; в ряде высших учебных заведений (преимущественно медицинского и педагогического профиля) были открыты факультеты и кафедры валеологии.

В то же время некоторыми учеными (особенно гигиенистами) валеология была встречена в штыки: они полагают, что валеология – это перепевы отдельных положений гигиены (хотя это далеко не так – гигиена изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, а валеология – индивидуальное здоровье, его механизмы). Кроме того, к сожалению, под маской валеологии в школу хлынули представители различных эзотерических школ, а зачастую и просто шарлатаны. Большой удар по валеологии нанесло введение в школьные программы курса «половое воспитание», вызвавшего много негативных откликов как среди педагогической общественности, так и родителей. В результате появилось открытое письмо Министру образования Российской Федерации под названием «Что кроется под мантией валеологии?» (МГ № 5 от 26.10.2000), подписанное 140 выдающимися деятелями науки, культуры, церкви. В этом письме утверждалось, что «Эта лженаука, представляющая собой смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела, одновременно принижает и сводит на нет духовные начала человека. Валеология сегодня, по существу, противопоставлена всем понятиям о духовных и нравственных ценностях, которые проверены человечеством на протяжении всей мировой цивилизации. В основе этой «науки» лежит идеология вседозволенности и бездуховности… Исходя из того, что все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут угрозу национальной безопасности государства, просим Вас исключить специальность «Валеология» из Перечня направления и специальностей высшего педагогического образования».

Письмо возымело свое действие – сейчас термин «валеология» является персоной «нон грата». Но от того, что науку о здоровье запретили законодательным порядком, здоровья не прибавилось, проблемы остались и продолжают усугубляться. И, в конце концов, не так уж и важно, под каким названием будет существовать наука, занимающаяся индивидуальным здоровьем, термин «валеология» ничем себя не запятнал, нужно только не спешить, не рубить с плеча, суметь «отделить зерна от плевел». За тот относительно небольшой отрезок времени, который существует валеология, ею сделано уже очень много полезного, и главное, подняты узловые проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья. И не об этом, собственно, идет речь – концептуальные основы валеологии вещь очень серьезная и сложная. Тем не менее, в рамках данного учебного пособия мы будем пользоваться именно валеологическими терминами, понимая под ними то, что было первоначально заложено основателями валеологии – И.И.Брехманом, Н.М.Амосовым, Г.Л.Апанасенко, В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко, В.В.Колбановым и др.

Еще в античные времена знаменитый врач Гален (главный врач школы гладиаторов в Пергаме) делил людей на 3 «состояния»: 1-е состояние – здоровые люди, 2-е состояние – больные люди и 3-е состояние – люди вроде бы еще не больные, но и уже не здоровые. Современные исследования показывают, что сейчас в развитых странах здоровых людей около 10%, больных – 10-15%, а основная часть населения (75-80%) относится именно к 3-му состоянию – т.е. их полностью здоровыми назвать нельзя, хотя болезни у них не всегда манифестированы, носят скрытый характер.

Как же осуществляется забота государства о здоровье своих граждан? О здоровье здоровых на первый взгляд заботиться и не нужно – они и так здоровы. О здоровье больных забота явная – для них строятся больницы, разрабатываются новые лекарства и новые методы лечения, – и это вполне естественно, любое государство заинтересовано в том, чтобы его больные граждане были вылечены. А люди 3-го состояния как бы выпадают из сферы внимания медиков – такие люди сами к врачам по большей части не обращаются («пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), а когда обращаются, выясняется, что они уже целиком относятся ко 2-му состоянию. Конечно, такая форма изучения здоровья населения, как диспансеризация (скрининговые и мониторинговые исследования здоровья) вещь необходимая, но, к сожалению, часто диспансеризация проходит достаточно формально (вспомним обследования здоровья школьников перед началом учебного года) и далеко не все взрослые люди проходят эту диспансеризацию. Имеющий широкое распространение у нас в стране термин «практически здоровый человек» по сути результат недостатков существующей системы диспансеризации.

Что же такое «здоровье» и от чего и в какой степени оно зависит? В современной литературе имеется около 100 определений здоровья, и уже это количество говорит о чрезвычайной сложности этого понятия.

В Большой Медицинской Энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, наиболее употребительного в настоящее время в большинстве литературных источников, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П.Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». И.И.Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

От чего же и в какой степени зависит здоровье человека? По современным представлениям, если принять все имеющееся здоровье за 100%, то примерно 1/5 его (20%) зависит от наследственных факторов (что дали человеку его папа с мамой) еще 20% - от внешнесредовых условий жизни, т.е. от экологии, 10% здоровья зависит от деятельности системы здравоохранения, т.е. от врачей. Основная же масса здоровья, а именно 50% зависит от самого человека, от того, как он заботится о себе, от его образа и стиля жизни.

К сожалению, сегодняшняя Россия с ее больной экономикой, катастрофической экологией и вполне зримой угрозой национального вырождения не в состоянии должным образом заботиться о здоровье своих граждан. С другой стороны, человек и не должен быть полным иждивенцем на шее у государства; образованный человек должен знать основные достижения во всех областях материальной и духовной культуры, в том числе и по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья. В дополнение и помощь традиционной «медицине болезней», занимающейся изучением и лечением болезней, пришла валеология (лат. valeo – здравствовать) – медицина здоровья (И.И.Брехман, 1987) – совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Именно валеология в настоящее время представляет научную основу здорового образа жизни (ЗОЖ).

Образ жизни – одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования досуга, удовлетворение потребностей (материальных и духовных), участие в жизни общества, нормы и правила поведения. Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составляющие: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие виды деятельности. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иначе говоря, главным в образе жизни человека является то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, свои установки, эталоны поведения и т.д. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более-менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение у них разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Следует, конечно, подчеркнуть, что удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата, носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер. Это связано с тем, что, во-первых, в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья. Во-вторых, в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека). И, в третьих, к сожалению, все еще очень низка культура большинства людей в плане заботы о собственном здоровье. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой. Достижение этой цели возможно при сочетании валеологического образования каждого человека и самовоспитания личности.

Научную базу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной степени зависит от конституциональных характеристик индивида. Основным законом валеологии и является зафиксированный многовековой опыт врачей, психологов, педагогов – образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Как известно, конституция человека – это генетический потенциал организма, продукт, во-первых, наследственности, а во-вторых, среды, реализующей эту наследственность. Конституция всегда индивидуальна и складывается из набора составляющих. В.П.Петленко и Д.Н.Давиденко (1999) различают следующие составляющие конституции:

· · рефлексивная конституция – генетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами);

· · соматическая конституция – особенности телосложения;

· · генотипическая конституция –«наследственный паспорт», определяющий регенерационные способности нашей морфологии;

· · фенотипическая конституция – традиционное (а подчас и единственное) представление о конституции человека на основе наследственной структуры его костно-мышечного и жирового хабитуса;

· · иммунная конституция – система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интенсивность иммунологических реакций;

· · нейронная конституция – состояние неврологической реактивности, определяющее базисные основы обучения, приобретения знаний; базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую симптоматику;

· · психологическая конституция – то, что определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент;

· · лимфогематологическая конституция – особенности лимфотока и группа крови, определяющие интенсивность метаболизма и особенности энергетики;

· · гормонально-половая конституция – взаимодействие определенных мозговых структур с половыми гормонами, определяющее мужское или женское половое поведение;

· · энерго-акупунктурная конституция – специфика системы т.н. энергоканальных связей в организме.

Системное представление о конституции человека дает интегральную характеристику, лежащую в основе всех валеологических представлений. Таким образом, здоровый образ жизни – это жизнь по законам своей конституции, а потеря здоровья – это своеобразная «расплата» за жизнь вопреки своей конституции.

Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствующих поведенческих мероприятий. Что же касается последних, то они ни в коем случае не могут быть одинаковыми для всех, какими бы «полезными» на первый взгляд они бы не были. Более целесообразным является такой подход, когда здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека (каждого индивидуально) к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди исходно различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует понимать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. Соответственно критерием эффективности формирования здорового образа жизни является не «казарменное» поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Если этого не происходит, то каким бы разумным, этичным, культурным, общественно полезным рекомендуемое поведение ни казалось, его неправильно относить к разряду здорового.

В то же время в основе любого здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

- - образ жизни должен быть возрастным;

- - образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- - образ жизни должен быть укрепляющим;

- - образ жизни должен быть ритмичным;

- - образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

- - образ жизни должен быть эстетичным;

- - образ жизни должен быть нравственным;

- - образ жизни должен быть волевым;

- - образ жизни должен быть самоограничительным.

Реализация этих принципов весьма сложна и, как уже было отмечено выше, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).

Если обобщить современные представления различных авторов о здоровом образе жизни, можно заключить, что в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- - отказ от здоровьеразрушающих пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- - оптимальный двигательный режим;

- - рациональное питание;

- - закаливание;

- - личная гигиена;

- - положительные эмоции.

Детализация представленных составляющих позволяет выделить в здоровом образе жизни активную жизненную позицию, удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт, полноценный отдых, экономическую и материальную независимость и психофизиологическую удовлетворенность. Академик Ю.П.Лисицин (1993) как одну из важных составляющих здорового образа жизни выделяет высокую медицинскую активность – «медицинскую активность со знаком +», под которой следует понимать деятельность людей по отношению к своему личному и общественному здоровью. Медицинская активность - это область медицинского, гигиенического обучения и воспитания, психологической установки в отношении здоровья. Высокая медицинская активность (со знаком +) включает:

а) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских предписаний и советов;

б) поведение при лечении (самолечении), профилактике, реабилитации;

в) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других;

г) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев.

Предмет валеологии на современном этапе её развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии сегодня является не статическое нормирование, а разработка системы индивидуальных «факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека. В ряду этих позитивных факторов не последнее место должны занять поведенческие факторы, имеющие как этиологическое, так и коррекционное значение. Параллельно с изучением этиологии здоровья потребуется поиск методов исследования валеогенеза.

Цель валеологии – разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличения количества и качества здоровья).

Объектом исследования в валеологии является как «интактное», неповреждённое здоровье, так и здоровье нарушенное, но способное к саморазвитию.

Основные задачи валеологии (Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова, 2001):

1.Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов его оценки, а также прогнозирования.

2.Количественная оценка уровня здоровья практически здорового человека, его прогнозирование, характеристики образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ.

3.Формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.

4.Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Валеология как новая область научных знаний возникла на стыке наук о человеке и его здоровье и развивается на основе системного и диалектического подхода с учётом генотипа, фенотипа и онтогенеза человека. Несмотря на существующие противоречия в дефиниции здоровья, концептуальные основы валеологии можно считать в общих чертах разработанными.

В разработке концептуальных основ валеологии в настоящее время имеются следующие достижения:

1.Накоплены материалы исследований, позволяющие утверждать, что качество и количество здоровья можно измерить и оценить.

2.Установлено, что резервы здоровья не безграничны, но у большинства людей они недостаточно мобилизуются в детстве, «дремлют» в зрелом возрасте, вследствие чего легко угасают в старости.

3.Определена современная стратегия валеологии: переход от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности.

4.Признано, что повышение уровня индивидуального здоровья - это не только лечение, санация, оздоровление больных, не только профилактика функциональных отклонений, но прежде всего - увеличение потенциала здоровья за счёт формирования его резервов. В наибольшей степени этому способствует образ жизни, осознанно выбранный, наиболее адекватный индивидуальной конституции.

5.Сделаны первые попытки разработки критериев здоровья и методов оценки соматического статуса людей разных возрастов.

6.Создаётся методическая база диагностики и прогнозирования функциональных состояний и резервных возможностей организма и психики, развиваются методы донозологической диагностики.

7.Разрабатывается система непрерывного валеологического образования.

Становление любой новой науки всегда сопровождается спорами о её месте среди других наук. Как уже было сказано выше, не избежала этой участи и валеология. Наиболее часто её пытаются отождествлять с гигиеной. Однако объектом гигиенических исследований является не здоровье человека, а внешняя среда. Гигиена не занимается разработкой критериев здоровья или формированием резервов здоровья, а изучает влияние факторов среды на организм и разрабатывает мероприятия по их нормированию и оздоровлению условий жизни и труда (Большая медицинская энциклопедия.-3-е изд., 1974). Гигиена - одна из отраслей профилактической медицины, а валеологию нельзя отнести однозначно только к медицинским наукам. Валеология не ограничивается профилактическими мероприятиями и охраной общественного здоровья, а нацелена на созидание здоровья человека с использованием всевозможных позитивных факторов, а не только ограничением или устранением вредных факторов. Помимо гигиеничеких методов исследования валеология использует физиологичекие, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как и физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические – для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека (В.В.Колбанов, 1998). Обобщённые данные о различиях между валеологией и гигиеной представлены в табл. 1.

Таблица 1

Различия гигиены и валеологии (Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова, 2000)

Критерии науки Гигиена Валеология
Предмет исследования Закономерности влияния факторов среды (природных и социальных) на здоровье людей Индивидуальное здоровье, его механизмы
Объект исследования Внешняя среда - человек (население) Здоровый человек, человек, находящийся в 3-м состоянии
Цель Охрана здоровья здоровых людей посредством приспособления окружающей среды к возможностям человека Сохранение и укрепление здоровья индивида посредством расширения его возможностей приспосабливаться к изменяющимся факторам среды; совершенствование механизмов здоровья
Уровень воздействия Популяционный, групповой («средний» человек) Индивидуальный
Точка приложения усилий в практической деятельности Факторы окружающей среды и опосредовано - группы людей Индивид, личность
Методологические основы Здоровье населения определяется состоянием окружающей среды; нормирование факторов - путь решения проблемы профилактики Здоровье индивида - самостоятельная социально-биологическая категория; заболевание может возникнуть и без изменения силы действующего фактора (ов) при снижении резервов здоровья. Основное направление профилактики - укрепление здоровья индивида
Основные методы Гигиеническое обследование наблюдение, инструментально-лабораторный, экспериментальный, статистический Диагностика уровня здоровья, его прогнозирование, проведение оздоровительных (применительно к человеку) мероприятий

Анализ современной валеологической литературы показывает, что в валеологии можно выделить три основных направления: валеософию, валеометрию и валеопрактику. Естественно, что все эти направления тесно взаимосвязаны. Конечно, валеософия, как преимущественно теоретическая составляющая валеологии, призванная сформировать в сознании людей новую парадигму - отношение к собственному здоровью как к величайшей ценности, дарованной человеку Природой, - играет главенствующую роль, ибо, как было отмечено выше, большая часть человеческого здоровья (50%) зависит от самого человека, от его поведения, продиктованного заботой о собственном здоровье. Тем не менее, если говорить о детях, в настоящее время нам представляется весьма важным вооружить родителей и учителей (а также других специалистов, работающих с подрастающим поколением) знаниями о методах оценки индивидуального здоровья и дать сведения о тех, пусть минимальных, но необходимых мероприятиях, которые обеспечат оздоровление детей и подростков в процессе их обучения и воспитания.

Индивидуализация валеологической работы среди детей и подростков невозможна без предварительной оценки состояния здоровья каждого. Исходить в этом плане только из данных медицинских обследований, на наш взгляд, недостаточно, в первую очередь потому, что у так называемых «практически здоровых» детей, даже имеющих средние или выше средних показатели физического развития и не страдающих какими-либо выраженными заболеваниями, могут наблюдаться довольно низкие показатели аэробной выносливости, например, низкий уровень максимального потребления кислорода (МПК), который, по современным представлениям, может считаться интегральным показателем состояния здоровья. В настоящее время разработан ряд достаточно простых методик экспресс-оценки состояния здоровья, используя которые можно успешно проводить как скрининг, так и мониторинг состояния здоровья, не привлекая для этого большого количества медицинского персонала (так, например, это вполне по силам валеологически образованному педагогу с привлечением специалиста по физическому воспитанию и медсестры медицинского кабинета ДОУ или школы). Знание основных приемов валеометрии необходимо и родителям (эту информацию они могут получить и от педагогов), ибо оздоровление детского населения возможно только на базе тесного содружества родителей и педагогов. А если взрослые члены семьи заинтересуются оценкой собственного здоровья и его протестируют, есть основание надеяться, что неблагоприятные результаты исследования (что имеет место в большинстве семей) подвигнут их на внедрение в жизнь семьи оздоравливающих мероприятий, что и является собственно валеопрактикой.

Таким образом, на наш взгляд, совместная работа педагогов и семьи по оздоровлению подрастающего поколения должна вестись по следующим направлениям:

1. 1. Воспитательно-образовательная работа по вопросам охраны здоровья среди детей и их родителей. Как ни парадоксально, но большинство людей (даже взрослых, не говоря уже о детях) непростительно мало знает о своем теле, особенностях его строения и функциях. До сих пор у людей не сложилось представления о том, что здоровье - главная ценность человека. Из-за такого положения человек совершает множество ошибок, которых легко можно избежать. Отсюда следует, что единственным путем, ведущим к здоровью, является изменение отношения человека к своему здоровью, а для этого нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия. И понятно, что чем раньше (в возрастном аспекте) начинается обучение и воспитание, тем эффективнее проходят эти процессы, тем весомее результат. Совместной работе педагогов и семьи принадлежит основная роль в воспитании у детей активного отношения к собственному здоровью.

2. 2. Здоровьесберегающее обучение. Задача этого направления заключается в такой организации труда и отдыха детей и подростков в ДОУ, школе и дома, в создании таких внешнесредовых условий, которые позволят им сохранить высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Иначе говоря, задача этого направления - так организовать труд детей всех возрастов, чтобы они могли справиться с требованиями учебных программ без ущерба для здоровья.

3. 3. Организация массовых оздоровительных мероприятий. Пребывание детей в коллективе облегчает организацию массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. К таким массовым мероприятиям можно отнести оздоровительный двигательный режим в ДОУ и в школе, проведение закаливающих процедур, сеансов психогигиенической разгрузки. Большой вклад в укрепление здоровья детей и подростков может внести правильно организованное питание в воспитательно-образовательных учреждениях и в семье с использованием экологически чистых и витаминизированных продуктов, приготовление фиточаев индивидуальной оздоровительной направленности. Массовые оздоровительные мероприятия, предусматривающие оптимальную двигательную активность учащихся на открытом воздухе необходимо предусматривать в течение всего года.

4. 4. Паспортизация здоровья детей и их родителей, а также педагогов и других специалистов, работающих с детьми. Как уже отмечалось выше, индивидуальный подход к обучению, а также проведение целенаправленных оздоровительных мероприятий (т.е. валеопрофилактика и валеокоррекция) невозможны без предварительной оценки состояния индивидуального здоровья, причем не той оценки, которая обычно имеет место (медицинские карты и результаты ежегодных профилактических осмотров, включающих в себя лишь оценку некоторых антропометрических показателей и остроты зрения), а комплексной, включающей в себя ряд функциональных проб и тестов. Создание индивидуальных «паспортов здоровья» детей и подростков позволит осуществлять по-настоящему индивидуальный подход к здоровьесберегающему обучению. Паспортизация здоровья родителей и педагогов (конечно, с их согласия) позволит им по-новому взглянуть на проблему охраны собственного здоровья, что, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для совместной валеологической деятельности школы и семьи.

Понятно, что направление 1-е - преимущественно валеософия; направления 2-е и 3-е - по сути своей есть валеопрактика, 4-е направление - валеометрия.

Наши рекомендации