Особенности современной омской школы

Картина была бы не полной, если бы мы не описали изменений, происходящих в школах г.Омска и области. Чем отличаются от школ других регионов, друг от друга, в чем заключается инновационная деятельность коллективов этих образовательных учреждений?

Безусловно, невозможно рассмотреть особенности всех образовательных заведений. Мы остановились на некоторых из них, рекомендованных для внесения во Всероссийский банк данных об учреждениях образования [16].

Представлены эти данные в виде таблицы № 4.

Таблица № 4

Некоторые из школ г.Омска и области, рекомендованные для внесения во Всероссийский банк данных об учреждениях образования.

№№ Школа Особенности инновационной деятельности
11. Кручинская начальная национальная (Азовский национальный район) В течении ряда лет школа работает по специальным учебникам родного немецкого языка, адаптированным к местным условиям. Высокий уровень детской художественной самодеятельности, художественноготворчества, сформированного на национальных традициях местного населения.
22. Сибирская средняя школа – колледж (Омский район) Основные задачи: реализация потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, осуществление дифференцированного обучения с учетом интересов и склонностей школьников в условиях сельской местности. Дифференцированное обучение с 5 класса, изучение предметов: информатика, психологические основы профессии, многоуровневый курсе естествознания, а в фермерских классах - основы технической механики, общая электротехника, экономика сельского хозяйства., основы законодательства по сельскому хозяйству, агрономия, и животноводство.
33. Школа-сад “Сказка”(с. Оконешниково) Комплекс “Сказка” объединяет детский сад и начальную школу. Основные принципы работы школы-сада “Сказка”: 1)педагогика сотрудничества, уважение личности ребенка; 2) создание для каждого ребенка психологического комфорта; 3) представление ребенку свободного выбора для дополнительного развития в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
44. Мохово- Привальский учебно-воспитательный комплекс – Муромцевский район) В него вошли Мохово-Привальская средняя школа, детский сад, Захаровская основная и Копьевская начальная школы, филиалы районных школ искусств, детской спортивной, поселковые Дома (культуры и стадион) Со второй ступени обучение ведется дифференцированно, сформирован класс профессиональной подготовки, подготавливающий водителей категории “А” и “С”, трактористов категории “А”, “В”, “Г”, слесаря, швеи.
55. Бобринская средняя школа (Нововаршавский район) Школа работает над проблемой “Использование технологии развивающего обучения в системе профессиональной ориентации школьников”. В школе сложилась определенная система деятельности педагогов, позволяющая решать задачу развития устойчивых познавательных интересов и мотивов учения благодаря пересмотру организационных форм деятельности. Основное внимание уделяется рефлексии собственной деятельности, что приводит к запуску механизма саморазвития как учителей, так и учащихся. На основе анализа своих способностей, склонностей, ситуации в стране идет выбор профессии каждым учеником
66. Гимназия № 19 (г. Омск) Многопрофильное учреждение образования. Особое внимание уделяется проблеме развития творческой одаренности детей. работе с гимназистами привлечены преподаватели вузов. Они руководят факультетами, спецкурсами, индивидуальной работой учащихся при подготовке докладов на научных конференциях. Создана и осуществлена программа компьютеризации школы. В настоящее время школа осуществляет связь с лабораторией одаренности при Московском институте психологии РАО под руководством А.М.Матюшкина.
77. Центр образования «Смена» (г. Омск) В состав Центра образования входит: специализированная трудовая школа и учебно-производственный комбинат. Основная цель учреждения: освоение учащимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне государственного стандарта образования, создание основы для осознанного выбора профессии. Центр образования работает по общеобразовательным программам Министерства образования, по учебному плану школы, разработанному на основе Базисного учебного плана. Организована работа 7-11 классов. Инвариантная часть учебного плана - государственный стандарт. Вариативная часть - технология, основы выбора профессии, первоначальные навыки по профессии по 14 видам специальности.
88. Физико-математический лицей № 64 (г. Омск) В структуре лицея - два факультета (общеобразовательный и физико-математический). На физико-математическом специализация - математика, физика, информатика, экономика. Обучение ведется в тесном сотрудничестве с Омским государственным университетом. Координирует работу лицея Ученый Совет, председателем которого является проректор по учебной работе ОмГУ. На базе лицея с 1992 г. работает городская лаборатория информатики и технологии обучения. Результаты работы школы-лицея - победы на олимпиадах различного уровня, в интеллектуальных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях. 96% выпускников обучаются в вузах по профилям подготовки в лицее.
99. Лингвистическая гимназия № 115 (г. Омск) Школа осуществляет образовательную деятельность на основе авторских и адаптированных программ. Преподавание иностранных языков ведется с первых классов. На второй ступени предлагаются факультативы “Зарубежная литература”, МХК, “Живая этика” и т.д. На третей ступени ведутся занятия по специализации: гиды-переводчики, экскурсоводы-переводчики, теория и техника перевода. Гимназия тесно сотрудничает с гуманитарными факультетами омских вузов. Преподаватели педагогического и государственного университетов являются научными консультантами 6 кафедр гимназии, руководителями спецкурсов. На базе школы работают две научные лаборатории “Инновационные методы обучения иностранным языкам” и городская лаборатория по проблемам конструирования интегративного содержания образования.
110. Общеобразовательная школа-лицей № 137 (г. Омск) В основу деятельности школы положена подготовка каждого ребенка к профессионально-ориентированному выбору дальнейшего образования. Созданы многопрофильные классы. Для дифференциации процесса обучения разработана диагностика обученности, воспитанности, развитости, учащихся, внедряется мониторинг. Ведется постоянное изучение микросреды и влияния ее на формирование нравственных качеств учащихся. Школа работает над созданием благоприятных условий для развития личности каждого ученика.
111. Образовательное учреждение дошкольного образования «Ясли-Сад-Школа» № 122 (г. Омск) “Ясли-Сад-Школа” № 122 способствует своевременному и полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка, его индивидуальным способностям. Через взаимодействие с семьей обеспечивает каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного и младшего школьного детства от 2 до 10 лет. Возросла детская выносливость, значительно снизилась заболеваемость.
112. Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 38 (г. Омск) Школа осуществляет углубленное изучение ряда предметов. Наиболее интересен опыт работы по эстетическому воспитанию и образованию. В школе с первого класса ведется углубленное изучение ИЗО, декоративно-прикладных видов искусства (керамика, роспись по дереву, ткани, художественное вязание, парикмахерское дело, ювелирное дело). Школа сотрудничает с художественно-графическим факультетом ОмГПУ, художественным фондом.
113. Негосударственная «Славянская школа им. К. Белова» (г. Омск) Воспитание и обучение направлено на возрождение славянской культуры, развитие национальных промыслов и традиций. В учебный план включены предметы культурологического цикла, живописи и религиоведческого направления. Школа работает в содружестве с Омским государственным университетом и Государственным музеем им. К. Белова.
114. Средняя общеобразовательная школа № 1 (Г. Омск) Педагогический коллектив школы занимается опытно-экспериментальной работой по проблеме: “Оптимизация педагогического процесса с учетом уровня учебных возможностей учащихся каждого класса.” В школе осуществляется разноуровневое образование учащихся. Предметом исследования является содержание и технология педагогического процесса в 5-9 классах, для чего разработаны специальные методики. На базе школы работает городская проблемная лаборатория “ Разноуровневое обучение учащихся 5-9 классов”. Творческой группой педагогов школы разработаны программа обучения по всем предметам для классов педагогической поддержки, возрастной нормы продвинутого обучения.
115. Негосударственная авторская экспериментальная школа Школа является экспериментальной базой Омского государственного педагогического университета и работает под его руководством. Основой преподавания гуманитарных дисциплин служат интегрированные курсы по различным предметам. В состав педагогических кадров входит большое количество работников вуза. Проводится апробирование учебных пособий, издаваемых педагогическим университетом. При школе открыты музыкально-художественные отделения: изостудия и школа домашнего музицирования.
116. Нововаршавская сельская гимназия Школа-гимназия гуманитарного профиля. Центр объединяет общеобразовательную школу, гимназию, 4 дошкольных учреждения райцентра. Работает под руководством кафедр педагогического и аграрного университетов, медицинской и физкультурной академий. По желанию учащихся открыты факультативныве курсы: “Физиология человека”, “Физиология животных”. “Основы генетики”, "Химия жизни”, “История искусств”. МХК и т.д. Школа имеет эстетически оформленные и хорошо оснащенные кабинеты. В школе работает 4 учителя - лауреата Соросовской премии. Лауреат всероссийского конкурса “Школа года - 96».


Говоря о разнообразии видов образовательных учреждений, нельзя не сказать об авторской школе. Это имя вносит в палитру современной школы яркие краски. Авторскими в системе образования называют школы, работающие по авторским образовательным программам, созданным в школе или по заказу школы.

Проекты авторских школ впервые были выдвинуты на конкурсе, проведенном “Учительской газетой” в 1987 г. Основываясь на анализе педагогического опыта, авторы проектов программ стремились продемонстрировать самобытное видение возможностей для развития школы, прежде всего на путях ее обращения к личности ребенка.

В результате из 250 проектов было отобрано 6 (В.С. Библера, П.П. Гузина, Е.М. Ереминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского).

Авторские школы различают не только по именам их создателей, но также по обобщающим философским и психологическим идеям, лежащим в основе школы: “Школа диалога культур” (В.С. Библера, С.Ю.Курганова); “Школа развивающего обучения” (В.В. Давыдова); “Школа самоопределения” (В.Н. Тубельского). В Омском регионе – это сельская гимназия З.А. Халюта (р.п. Нововаршавка),школа интеллектуального развития И.А. Мавриной, экспериментальная школа № 155 Ходжер Т.Н., негосударственное образовательное учреждение "Возрождение" Элькиной В.Н., славянская школа Кирилла и Мефодия Храмовича В.Д. (г. Омск) и др.

Какие партнеры имеются у современной школы? Это учреждения системы дошкольного образования- детские сады, учреждения системы дополнительного образования Дома детского творчества, спортивные школы, различные клубы. Рядом с общеобразовательными работают вечерне-сменные школы, школы индивидуального обучения, создана система экстерната. Больные дети учатся в специализированных образовательных заведениях.

Инновационная деятельность имеет ещё одну цель - построение нового облика школы на базе лучших традиций старых образовательных учреждений. Часто это движение называют “дорогой к имени”. Речь идет о переходе от имен-номеров (“школа № 146”) к собственным именам (“гимназия имени Ушинского”, “Школа Познания”, “Лицей Искусств” и т.п.

Задание: Обсудите в группе на семинаре такую тему: “Может ли что-нибудь изменить в жизни школы смена ее имени?”

Выделим еще одну немаловажную особенность современной школы. Школа - открытая социальная система (уточните, что означает слово “система”), именно поэтому неразвивающаяся школа обречена на деградацию и умирание.

Задание: Проанализируйте свой школьный опыт. Попробуйте выделить существенные признаки развивающейся школы и школы деградирующей, умирающей.

Итак, развитие школы необходимо для ее жизни, но еще больше оно необходимо для развития ее учеников и ее учителей. Завершая разговор о современной школе, остановимся еще на одном вопросе. От его решения зависит - будет школа развиваться и совершенствоваться или деградировать. Вариантов ответов будет несколько и все они будут правильными. Источником идей развития могут выступать ученые, которые сотрудничают со школой; администраторы системы управления могут создать такие условия, которые будут стимулировать развитие; идеи развития могут выдвинуть творчески работающие педагоги; идея может быть заимствована из зарубежного опыта. Но во всех этих ситуациях реализация идеи зависит не от тех, кто ее предлагает, а от деятельности педагогического коллектива в целом. В этом - видимый парадокс педагогического труда - на первый взгляд педагогическая деятельность носит индивидуальный характер (учитель один ведет урок), но усилия одного педагога не могут решить практически ни одну школьную проблему. За каждым конкретным уроком стоит деятельность методических объединений, разрабатывающих программы, пособия, авторов учебников и т.д.

Специалисты утверждают, что высокий уровень сплоченности педагогического коллектива, активная творческая совместная педагогическая деятельность является необходимым условием эффективного школьного развития.

Задание: Попробуйте, проанализировав свой школьный опыт, сделать вывод о правильности или ошибочности этого утверждения.

Каковы же отличия, признаки развивающейся школы? Ответ на этот вопрос находим в книге "Управление развитием школы" под редакцией М.М. Поташника и В.С.Лазарева[17]. Итак, школа, работающая в режиме развития, отличается от других следующим:

1. Последовательным продвижением к созданию образовательного учреждения нового типа (школа разноуровневого обучения, школа-комплекс, гимназия, лицей и т.п.).

2. Освоением новшеств в деятельности школы (в учебно-воспитательном процессе, в управлении).

3. Ростом потенциала школы и повышением эффективности его использования, созданием или освоением нового опыта, стремлением создать новую практику образования. Дающую новое его качество.

4. Использованием новых идей, новых научных знаний, введением новых учебных дисциплин.

5. Освоением и разработкой новых форм, методов, средств, ориентированных на получение образования, соответствующего требованиям социального заказа завтрашнего дня.

6. Экспериментальным освоением новых систем организации учебно-воспитательного процесса (изменение продолжительности уроков, числа учебных дней, освоение цикло-блочной системы организации учебно-воспитательного процесса и т.п.).

7. Осуществлением подбора кадров на конкурсной основе.

8. Разработкой новых учебных планов, учебных программ, новых дисциплин, разработкой экспериментальных учебников и пособий.

Итак, процесс обновления школы начался. Выделим еще раз наиболее явные, зримые, заслуживающие положительной оценки факты изменения школы:

1. Школа реально поворачивается лицом к многообразию образовательных потребностей, к ребенку.

2. Очевиден прогресс в осуществлении принципов гуманизации, демократизации, дифференциации образования.

3. Многие коллективы приобрели вкус к творческой поисковой деятельности, построили авторские педагогические системы.

4. В массовом профессиональном сознании укоренилась идея неизбежности обновления, развития школы"[18].

Задание: Сделайте словесное описание российской школы через 20, 50 и 100 лет.

Наши рекомендации