П.ф. каптерева как представителя психологического крыла практических гуманистов
Примерный план
Ведение
1. Вклад П.Ф. Каптерева в развитие отечественной дошкольной педагогики.
2. Антропологическое обоснование воспитания по П.Ф. Каптереву. Тезисы народности воспитания.
3. Введение в педагогику понятия «педагогический процесс».
4. «Обучение детей дошкольного возраста» П.Ф. Каптерева.
5. Семейное воспитание по П.Ф. Каптереву.
Заключение
Список литературы
Литература
1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – М., 1905.
2. Каптерев П.Ф. Педагогические аксиомы для родителей // Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С.85-89.
ТЕМА 22.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.Ф. ЛЕСГАФТА
Примерный план
Введение
1. Идеально воспитанный человек по П.Ф. Лесгафту.
2. Пять основных периодов развития человека: 1) хаотический, 2) рефлекторно-опытный, 3) подражательно-реальный, 4) подражательно-идейный, 5)критико-творческий (П.Ф. Лесгафт).
3. Теория прибавочных раздражителей.
4. «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафта.
Заключение
Литература
1. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.,1988.
2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М., 1991.
3. Плеханов А.П. Лесгафт: разработка научных основ семейного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1985. – №12. – С.79-82.
4. Плеханов А.П. Проблема первоначального формирования личности ребёнка в научном наследии П.Ф. Лесгафта // Дошкольное воспитание. – 1977. – №1. – С.73-75.
ТЕМА 23.
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО 3-4 ЛЕТ В РАБОТАХ И.А. СИКОРСКОГО
Примерный план
Введение
1. Периодизация развития ребенка по И.А.Сикорскому.
2. Развитие чувства. Развитие рассудка. Развитие воли. Ход нервно-психического развития ребенка.
3. Задачи, предшествующие воспитанию.
4. Классификация детских игр и развлечений по Сикорскому.
5. «Воспитание в возрасте первого детства» И.А. Сикорского.
Заключение
Список литературы
Литература
1. Никольская А.А. И.А. Сикорский: гармония развития и воспитания // Педагогика. – 1994. – №3. – С. 99-103.
ТЕМА 24.
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-4 ЛЕТ В РАБОТАХ В.М. БЕХТЕРЕВА
Примерный план
Введение
1. Педагогические проблемы выработки навыков, развития памяти и внимания, динамики познания и эмоциональной жизни, разработанные В.М.Бехтеревым.
2. Обоснование педологии (буквально «наука о детях») как науки и искусства индивидуального воспитания детей соответственно особенностям возраста и пола.
3. «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» В.М. Бехтерева.
Заключение
Список литературы
Литература
1. Плеханов А. Один из основателей научной педагогики [о педагогических концепциях В.М. Бехтерева] //Дошкольное воспитание. – 1987. – №7. – С. 79-83.
2. Просецкий В. В.М. Бехтерев о воспитании // Семья и школа. – 1957. – №2. – С.53-56.
ТЕМА 25.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОГО КРЫЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ГУМАНИСТОВ
П. П. БЛОНСКОГО
Примерный план
Введение
1. Соединение умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением по П.П. Блонскому.
2. «Трудовая школа» (1919 г.) – идея современной индустриальной школы.
3. Место игры в «Трудовой школе».
Заключение
Список литературы
Литература
1. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. – М., 1915.
2. Блонский П.П. Курс педагогики. – М., 1918.
3. Данильченко М.Г. Выдающийся советский педагог и психолог // Советская педагогика. – 1984. – № 6. – С. 100-105.
4. Реутова В.В. О трудовом воспитании детей в работах П.П. Блонского //Дошкольное воспитание. – 1977. – № 4. – С. 69-73.
5. Степунина О.А. Педагогическая концепция П.П. Блонского и современность // Педагогика. – 1995. – № 3. – С. 66-68.
6. Фрадкин Ф.А. Программа создания научной педагогики П.П. Блонского// Советская педагогика. – 1984. – № 6. – С. 99-104.
ТЕМА 26.
ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В РАБОТАХ А.В. БАКУШИНСКОГО – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОГО КРЫЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ГУМАНИСТОВ
Примерный план
Введение
1. Теория онотогенетического развития художественных способностей А.В. Бакушинского.
2. Три фазы развития изобразительной деятельности.
3. Раннее детское творчество как арсенал творческого развития личности.
Заключение
Список литературы
Литература
1. Кулаев К. А.В. Бакушинский // Советская педагогика. – 1983. – № 1. – С. 98-101.
2. Кулаев К. А. Бакушинский: ... Чутко воспринимать и «переживать художественное оформление мысли» // Искусство в школе. – 1992. – № 2. – С. 46-49.
ТЕМА 27.
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
К.Н. ВЕНТЦЕЛЕМ
Примерный план
Введение
1. Вентцель К.Н. как сторонник свободного воспитания.
2. Воплощение представлений об идеальной школе в «Доме свободного ребёнка» К.Н. Вентцеля. Сочетание «интересности» и «полезности» при выборе занятий.
Заключение
Список литературы
Литература
1. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. – М., 1910.
2. Вентцель К.Н. На первом месте не душа ребёнка, а достижение внешнего результата // Народное образование. – 1997. – №10. – С. 51-54.
3. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Учительская газета. – 1993, 3 авг. (№30).
4. Дружинников Ю. Явная и скрытая жизнь Константина Вентцеля //Дидакт. – 2000. – №5. – С. 29-31.
5. Михайлова М.В. Дом свободного ребёнка: К 125-летию со дня рождения К.Н. Вентцеля// Советская педагогика. – 1983. – №4. – С. 107-111.
6. «На первом месте не душа ребенка, а достижение внешнего результата» (К.Н. Вентцель) // Народное образование. – 1997. – №10. – С. 55-58.