И самой личности как его субъектов
Государство (общество) определяет требования к формированию
личности подрастающего поколения, к решению социальных задач
воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают
социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль-
ные задачи формирования личности. Каждый социальный институт
представляет в социально-воспитательном отношении то особенное,
что характеризует его воспитательную деятельность в государстве
(обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе-
цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую-
щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со-
циальных институтов:
— официально обусловленное (государственно-обусловленное),
нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется закона-
ми государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в
обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально-
воспитательные задачи своими средствами и методами;
— социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяе-
мое социальным статусом, предназначением учреждения, организа-
ции, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника
того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет
социальным своеобразием и позволяет качественно решать професси-
онально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, соци-
ального педагога, социального работника, военнослужащего и др.
Речь идет о формировании людей с определенным социальным стату-
сом, социальным предназначением.
Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную
среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор-
мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 101
талитет человека этой среды от любой другой: социального педаго-
га — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра-
ботника — от врача и пр.;
— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при-
суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому
типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо-
дели, формирование соответствующего социального типа личности.
Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом
учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи-
ческим климатом, установками, принципами, сложившимися тради-
циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос-
тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной
деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность
формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается
именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч-
реждения от подобного ему.
В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди-
тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая
мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка.
Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно
рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или
сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы
направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на-
выки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это
будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так,
≪чтобы он блистал в обществе≫, ≪продолжал дело≫, ≪вышел в люди≫,
сделался инженером, ученым и т.д.
Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци-
ально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие
чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от-
дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты,
когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне-
ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха-
рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ-
ходимость направленной деятельности специальных государственных
учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и
семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский
и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль-
но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан-
ных воспитательных организациях. Это направление получило широ-
кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно
ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности
102 Раздел II. Социальное формирование личности
и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным
и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без
попечения родителей.
Направленная социально-воспитательная деятельность имеет
место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с
особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита-
ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос-
тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз-
недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои
социально-воспитательные цели и способы их достижения.
С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело-
век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста-
вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра-
зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками
решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо-
вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно
судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный
факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи-
тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное
(осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че-
ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую-
щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого
человека на этапе социального выбора и практической деятельности
по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол-
жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством
социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в
субъект социального самовоспитания.
Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его
предшествующего социального воспитания. Именно поэтому' ведущая
роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет
его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело-
века в формировании его социального выбора оказывает существен-
ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео-
фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят
позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль-
ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова-
тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст-
венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу-
дарства об источниках социального воздействия на подрастающее
поколение.
Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль-
ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 103
комплекс основных направлений воспитательной деятельности в за-
висимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его
решение (см. схему 1).
Схема 1. Социальное воспитание
104 Раздел II. Социальное формирование личности
Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую-
щими факторами: кто его организует; направленность; содержание;
результат (тип формируемой личности как результат социального
воспитания) (см. схему 2).