И самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию

личности подрастающего поколения, к решению социальных задач

воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают

социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль-

ные задачи формирования личности. Каждый социальный институт

представляет в социально-воспитательном отношении то особенное,

что характеризует его воспитательную деятельность в государстве

(обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе-

цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую-

щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со-

циальных институтов:

— официально обусловленное (государственно-обусловленное),

нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется закона-

ми государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в

обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально-

воспитательные задачи своими средствами и методами;

— социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяе-

мое социальным статусом, предназначением учреждения, организа-

ции, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника

того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет

социальным своеобразием и позволяет качественно решать професси-

онально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, соци-

ального педагога, социального работника, военнослужащего и др.

Речь идет о формировании людей с определенным социальным стату-

сом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную

среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор-

мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 101

талитет человека этой среды от любой другой: социального педаго-

га — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра-

ботника — от врача и пр.;

— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при-

суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому

типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо-

дели, формирование соответствующего социального типа личности.

Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом

учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи-

ческим климатом, установками, принципами, сложившимися тради-

циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос-

тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной

деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность

формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается

именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч-

реждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди-

тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая

мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка.

Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно

рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или

сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы

направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на-

выки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это

будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так,

≪чтобы он блистал в обществе≫, ≪продолжал дело≫, ≪вышел в люди≫,

сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци-

ально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие

чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от-

дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты,

когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне-

ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха-

рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ-

ходимость направленной деятельности специальных государственных

учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и

семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский

и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль-

но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан-

ных воспитательных организациях. Это направление получило широ-

кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно

ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности

102 Раздел II. Социальное формирование личности

и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным

и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без

попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет

место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с

особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита-

ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос-

тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз-

недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои

социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело-

век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста-

вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра-

зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками

решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо-

вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно

судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный

факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи-

тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное

(осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че-

ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую-

щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого

человека на этапе социального выбора и практической деятельности

по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол-

жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством

социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в

субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его

предшествующего социального воспитания. Именно поэтому' ведущая

роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет

его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело-

века в формировании его социального выбора оказывает существен-

ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео-

фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят

позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль-

ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова-

тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст-

венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу-

дарства об источниках социального воздействия на подрастающее

поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль-

ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 103

комплекс основных направлений воспитательной деятельности в за-

висимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его

решение (см. схему 1).

Схема 1. Социальное воспитание

104 Раздел II. Социальное формирование личности

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую-

щими факторами: кто его организует; направленность; содержание;

результат (тип формируемой личности как результат социального

воспитания) (см. схему 2).

Наши рекомендации