Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль- ные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе- цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую- щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со- циальных институтов:

— официально обусловленное (государственно-обусловленное), нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется закона- ми государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально- воспитательные задачи своими средствами и методами;

— социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяе- мое социальным статусом, предназначением учреждения, организа- ции, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать професси- онально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, соци- ального педагога, социального работника, военнослужащего и др. Речь идет о формировании людей с определенным социальным стату- сом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор- мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 101

талитет человека этой среды от любой другой: социального педаго- га — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра- ботника — от врача и пр.;

— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при- суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо- дели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи- ческим климатом, установками, принципами, сложившимися тради- циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос- тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч- реждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди- тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на- выки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так,

«чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци- ально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от- дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне- ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха- рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ- ходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль- но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан- ных воспитательных организациях. Это направление получило широ- кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности

102 Раздел II. Социальное формирование личности

и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита- ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос- тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз- недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело- век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста- вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра- зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо- вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи- тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че- ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую- щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол- жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов - student2.ru  
Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно ведущая

роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело- века в формировании его социального выбора оказывает существен- ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео- фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль- ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова- тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст- венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу- дарства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль- ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 103

комплекс основных направлений воспитательной деятельности в за- висимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение (см. схему 1).

Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов - student2.ru

Схема 1. Социальное воспитание

104 Раздел II. Социальное формирование личности

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую- щими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 2).

Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов - student2.ru

Схема 2. Характеристика социального воспитания

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 105

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общее понятие, сущности социального воспитания.

2. Дайте общую характеристику понятия социального воспитания с позиции госу- дарства.

3. Каковы типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания?

4. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции социальных институтов.

5. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции семьи.

6. Раскройте особенности социального воспитания с позиции интернатного учреж- дения. »

7. В чем смысл и значение социального воспитания человека как субъекта?

8. В чем заключается необходимость социального перевоспитания и его сущность?

9. Раскройте особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Социальное воспитание в семье и его особенности.

2. Общественная организация и социальное воспитание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громова МЛ. Педагогические основы образования взрослых. М, 1993.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

3. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 1996.

5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич- ности. М, 1994.

6. Дюргейм Э. Социология образования. М, 1996.

Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Глав а 9

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка

• Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в за- висимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социаль- ного и психического развития. В процессе своего становления как личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно — формируясь как суще- ство мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него. При этом каждому возрасту соответствует определенная субкультура и конкретный социокуль- турный мир ребенка, со своим содержанием и специфическим прояв- лением.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) истоки формирования понимания важности детской субкульту- ры и социокультурного мира ребенка;

2) особенности проявления и необходимость учета социокультур- ного мира у ребенка, подростка.

Наши рекомендации