Возникновение и становление педагогической профессии
С79(03)-00
ISBN 5-88527-171-2
ã B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов, 1997
ã Издательство «Школа-Пресс», 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово к будущему педагогу........................................................................................................................................................................... 2
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ.................................................................................................................. 4
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии............................................................................................................... 4
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога....................................................................................................... 13
Глава 3. Профессиональная компетентность педагога........................................................................................................................ 21
Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога................................................................................. 29
Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ..................................................................................... 37
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке..................................................................................................................................... 37
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований....................................................................................................... 47
Глава 7. Аксиологические основы педагогики....................................................................................................................................... 56
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности................................................................................................................... 62
Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры..................... 69
Раздел III ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................................................................................ 77
Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление............................................................................................. 77
Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.......................................................................... 85
Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе............................................................................................................... 92
Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. 105
Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе........................................................................................................ 112
Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе............................................ 119
Глава 16. Формы организации педагогического процесса............................................................................................................... 136
Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса................................................................................. 147
Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА......................................................... 163
Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя.......................................................................................................... 163
Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса............................................................................................. 171
Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса................................................................................................. 184
Глава 21. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. 195
Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ................................................................................... 208
Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами............................................................ 208
Глава 23. Основные функции управления школой.............................................................................................................................. 217
Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом........................................... 231
Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей................................................... 244
Слово к будущему педагогу
Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из нагромождения досок, камня, железа — из всего рабочего, будничного, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады — всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение, но уже реальный, близкий, существующий...
"Строительный материал", над которым работаем мы, педагоги, — это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему совершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким, чем мрамор и металл. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя — видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля? Может быть, именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений — профессия на все времена? И есть ли дело на земле более ответственное, чем то, что педагоги отважно избрали своей судьбой? Потому что этой судьбе суждено тысячекратно повториться в других судьбах.
Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее. Так было вчера, так будет завтра. И все-таки нет — будет иначе. Все повторяется — но на ином витке истории. Школа и учитель не могут не отражать происходящих изменений.
Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. Великий чешский педагог Я.А.Коменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет педагог, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности учителя выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами педагогической деятельности.
Как ни сложна область педагогического творчества, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие кажцый раз своего решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
Мы менее всего стремились к тому, чтобы снабдить вас указаниями, рецептами, правилами. Напротив, вам надобно очень хорошо понимать, что "выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают" (К.Д.Ушинский).
Правда, наша педагогическая наука пока еще серьезно отстает от жизни, слабо откликается на происходящие в обществе перемены, не проявляет социальной зоркости и смелости в анализе противоречий и в разработке путей решения назревших проблем. За это она подвергается справедливой критике. Однако отставание педагогики не дает никаких оснований пренебрегать ею и даже отрицать ее как особую, самостоятельную науку. Учитель, если он хочет быть настоящим педагогом, понимает, что сложный педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и что, лишь строго следуя им, можно добиться успеха в своем труде. Такая убежденность заставляет учителя настойчиво искать эти закономерности, размышлять над фактами, пытаться за отдельными удачами или неудачами находить общие внутренние причины. Тем самым процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую педагогическую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории, и наоборот.
В педагогике, как и во всякой другой науке, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. "В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны" (Н.И.Пирогов). И здесь на помощь учителю должна прийти педагогическая наука.
В этом заключен пафос книги, которую вы открыли.
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек... — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.
Платон
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
• Возникновение и становление педагогической профессии • Особенности педагогической профессии • Перспективы развития педагогической профессии • Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."*
* См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д.Бабшин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".*
* Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. - Л., 1977. - С. 351.
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спрашивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.
Я.А.Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Материнская школа" и др.
Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
И.Г.Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".
Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.*
* См.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 248 - 284.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ничего — для себя".
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"*.
* Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М., 1951. - С. 32.
К.Д.Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии".
А.С.Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".*
* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 178.