Методическая подсказка. 1. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов

1. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов, в том числе).

2. Внимательно прочитайте главу и выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Сделайте в конспекте широкие поля и записывайте незнакомые слова и возникающие в ходе чтения вопросы.

4. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

5. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

6. Выделите главную мысль и наиболее важные фрагменты конспекта.

7. Обоснуйте, чем Вас привлекла конспектируемая информация, какие перспективы ее использования Вы видите?

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Требования к выполнению задания:

· конспект должен содержать исходные данные источника;

· в нем должны найти отражение основные положения текста;

· конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование. Перефразирование – это прием записи смысла;

· формы записи должны быть ориентированы на быстрое чтение;

· объем конспекта не должен превышать одну вторую исходного

текста;

· конспект оформляется аккуратно, с соблюдением формальных требований к оформлению; с соблюдением всех норм русского литературного языка.

2) Подготовьте сообщение о соотношении теории и практики в педагогике по статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».

Тема 9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности

1) Раскройте содержание понятий «проектирование», «конструирование», «моделирование».

2) Охарактеризуйте этапы моделирования учебного занятия.

3) Выпишите в педагогический словарь следующие понятия: «педагогическое проектирование», «педагогическая диагностика», «целеполагание», «таксономия целей».

4) Назовите различные способы педагогического целеполагания.

5) Какие подходы к конструированию содержания образования Вы знаете?

6) Покажите, как влияют цели и содержание учебной работы на выбор методов обучения, методов воспитания.

7) В чем отличие технологической карты от тематического планирования?

Задания:

1) Сформулируйте цели урока по выбранной Вами теме в соответствии с таксономией Б. Блума. Помните, что формулировка начинается со слов «Учащийся должен…».

2) Разработайте план воспитательного мероприятия с использованием одной из форм.

3) Разработайте план учебного занятия с использованием одной из форм. В плане занятия укажите: тему, курс, класс, цели занятия, виды деятельности учеников на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки.

4) Разработайте и презентуйте модель «идеального кабинета» по Вашему предмету.

Тема 10. Педагогические задачи и их виды

1) Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры.

2) Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»?

3) Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов.

4) Каковы этапы решения педагогической задачи?

5) В чем сущность педагогического проектирования?

6) Проиллюстрируйте проявления профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

7) Из каких действий учителя складывается постановка педагогической задачи?

Задания:

1) Выпишите в педагогический словарь следующие понятия: «педагогическая ситуация», «педагогическая задача».

2) Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с отдельными этапами урока (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового и др.).

3) Составьте банк педагогических ситуаций (не менее пяти) по проблемам воспитания и обучения. Сформулируйте педагогические задачи в рамках этих ситуаций.

4) Предложите критерии оценки эффективности решения педагогических задач.

Тема 11. Психолого-педагогические методы диагностики, прогнозирования и проектирования

1) В чем различие и сходство диагностической деятельности педагога и научного исследования?

2) Какие уровни диагностической деятельности доступны педагогу – практику?

3) Какова роль педагогической диагностики в проектировании?

4) В чем состоит специфика диагностической деятельности педагога в процессе воспитания?

5) Как соотносятся между собой диагностика, мониторинг и контроль в образовании?

6) Выделите перспективы диагностической деятельности в системе непрерывного образования.

7) Назовите источники планирования воспитательной работы.

8) Раскройте содержание этапов прогнозирования в деятельности педагога.

9) Раскройте содержание тематического и поурочного планирования.

Задания:

1) Приведите аргументы «за» и «против» широкого применения тестов в современной общеобразовательной и профессиональной школе. Как можно превратить недостатки тестов в достоинства?

2) Составьте списки преимуществ, которые дает грамотная диагностика самому педагогу, обучающимся, их родителям, руководителям образования

3) Выделите диагностический аспект портфолио. Предложите памятку для педагога по использованию портфолио в качестве диагностического средства.

4) Рассмотрите педагогические возможности портфолио. Сформируйте дайджест педагогических сайтов по теме «портфолио».

5) Выскажите свои предложения педагогического просвещения родителей в образовательных организациях и организациях по месту жительства.

Тема 12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач

1) Раскройте сущность понятия «педагогические технологии».

2) Каковы причины появления технологического подхода в образовании?

3) Проанализируйте, чем отличается технология от методики?

4) Какие признаки присущи современным образовательным технологиям?

5) Какие основания лежат в основе классификации технологий обучения?

6) С какой целью классифицируются педагогические технологии?

7) Какие основания для классификации предложил Г.К. Селевко?

Задания:

1) Сравните понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания».

2) Познакомьтесь с классификацией педагогических технологий Г.К. Селевко. Запишите примеры педагогических технологий для каждой классификационной группы.

3) Некоторые педагоги выступают против использования термина «технология» применительно к процессу воспитания. Какую позицию занимаете Вы по этому вопросу? Подготовьтесь к дискуссии.

4) Подготовьте обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.

Тема 13. Характеристика педагогических технологий

1) Что лежит в основе управления образовательным процессом в технологической концепции обучения?

2) Назовите достоинства и недостатки технологии концентрированного обучения.

3) Сформулируйте основные требования, предъявляемые к проектированию модульной технологии обучения.

4) Назовите основные этапы технологии коллективной творческой деятельности.

5) Раскройте содержание понятия «локальные (модульные) воспитательные технологии».

6) Сформулируйте и раскройте особенности технологии воспитания различных возрастных групп.

7) Какие новые качества приобретает процесс воспитания, развивающийся по технологической схеме?

8) Приведите примеры технологии оценки достижений учащихся.

Задания:

1) Подготовьте доклад: история вхождения педагогических технологий в образовательную практику.

2) Охарактеризуйте тренинговые технологии обучения: технология модерации, коучинг-технология. Презентуйте результаты Вашей работы.

3) Приведите примеры технологий командной работы в учебно-воспитательном процессе.

4) Разработайте фрагмент педагогической технологии (по выбору) и презентуйте результаты.

Наши рекомендации