Социальное воспитание с позиции государства
(общества)
Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок го-
товится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной
среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать разви-
тию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к
жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема соци-
ального воспитания направлена на формирование гражданина. Она
известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исто-
рических этапах своего развития преднамеренно или непреднамерен-
но осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно
считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.
В разные периоды философские и педагогические течения, от-
дельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспита-
ния. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и
были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они
получили развитие в виде социального воспитания.
Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущнос-
ти и содержания (направления, раскрывающие содержание) социаль-
ного воспитания.
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 97
Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное
для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем го-
сударства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский
и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании
подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Госу-
дарство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания,
создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их вос-
питательной деятельностью. Именно через эти институты реализует-
ся социально-воспитательная миссия государства.
Под воздействием гражданского воспитания формируется лич-
ность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его
осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания вы-
двигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.).
В работах ≪Государство≫ и ≪Законы≫ он обосновал свое видение роли
государства в определении содержания воспитания подрастающего
поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что
государство, думающее о своем благополучии, предусматривает на-
правленную воспитательную деятельность, обеспечивающую разви-
тие социальности молодежи. ≪Законодатель, — писал Платон, — не
должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепен-
ным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать
законодатель≫. К таким идеям он пришел, анализируя источники бла-
гополучия государств своего времени.
Общественное воспитание, воспитание человека для данного об-
щества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление сле-
дует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в
его реализации принадлежит государству и школе. Оно является
средством совершенствования общественной жизни и самого госу-
дарства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения,
оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более
культурное и воспитанное поколение способствует позитивному из-
менению общества, в котором оно живет. Общество стремится к
тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного раз-
вития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть
лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: ≪Воспитание должно
отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам
жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с
иными понятиями≫.
Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принад-
лежит прежде всего школе. ≪Школа (как и другие органы воспитания,
конечно), —писал Зеньковский, —должна взять на себя задачи соци-
ального воспитания, должна готовить не только образованных людей,
7 - 5887
Раздел II. Социальное формирование личности
не только дельных работников, но и граждан, способных к обществен-
ной работе, воодушевленных идеалами солидарности≫.
Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития инди-
видуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает
этой задаче новый смысл.
Формирование человека в соответствии с социальным идеалом
(Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение
людей сформировать соответствующее общество. В основе подобно-
го социального воспитания лежало положение о направленном раз-
витии социальных сил ребенка, формировании качественно нового
человека по модели социального идеала и, таким образом, измене-
нии общества.
Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в част-
ности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях
идею создания нового ≪человека≫ вне влияния окружающей среды во
всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возмож-
ность сформировать ≪новую породу≫ людей. Главный недостаток кон-
цепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка
с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал
≪урезанное≫ (ограниченное) социальное воспитание.
Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704—
1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью
воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое
общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заве-
дений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные
заведения были открыты. Бецкой разработал организационные осно-
вы их существования, специальные учебные программы. Они имели
выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы ока-
зать существенное влияние на развитие российского общества. В то
же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот
проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества
невозможно было добиться качественных общественных изменений.
В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью
социального воспитания формировать людей нового типа — строите-
лей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный
характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие
человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрас-
тающего поколения, становление определенного типа человека, так и
перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и
ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального
воспитания в Советской России стали действовать соответствующий
институт и академия. Государство через институты социального вос-
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 99
питания обеспечивало активное влияние на формирование различных
категорий людей.
В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало
также создание социально активной личности, приоритетом жизнедея-
тельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский
и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в разви-
тии социальной активности, ≪вкуса≫ к социальной деятельности, духа
солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими
замыслами.
Основным средством социального воспитания в государстве была
образовательная система, представлявшая собой орудие государствен-
ной власти для достижения социальных целей. Была образована Ака-
демия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим
центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального
воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая
школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подраста-
ющего поколения, которую ставила перед ними государственная
власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социаль-
ного воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготов-
ленное Иорданским.
Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных
ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход
ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную
среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется
через средства массовой информации, негосударственные учрежде-
ния, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших
предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхо-
да надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась актив-
ная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному
внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа веру-
ющих и распространению его учения в различных странах мира. Она
реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью со-
здавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., напри-
мер, был создан иезуитский орден — воинов Христа.
В современных условиях это направление находит выражение в
деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров,
общественных движений и организаций по пропаганде и утвержде-
нию американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных
учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером
такой деятельности является вовлечение людей различного возраста
в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко
имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказыва-
100 Раздел II. Социальное формирование личности
ющийся на здоровье, поведении и материальном положении людей.
Во многих странах мира деятельность таких религиозных организа-
ций поставлена вне закона (запрещена).
Данный подход как одно из направлений социального воспитания
в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идео-
логическая или религиозная экспансия.
Таково содержание социального воспитания с позиции государст-
ва. Государство (общество) создает институты, призванные обеспе-
чить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего
поколения.