Второе, – это фундаментальный, глубинный характер гуманистического мировоззрения

Человек принимает здесь не просто свою человечность, а самое глубокое и ценное в себе – свое человечное я. Гуманизм обретает глубину именно потому, что связан с самым важным для человека – с его собственным существованием, с его свободой, положительными, жизнеутверждающими способностями, со всем лучшим, что есть или может быть присуще человеку, не закрывающему глаза и на темную сторону своего существа. В отличие от всех других мировоззрений, в центре гуманизма находится человек, носитель этого мировоззрения.

Признаком, говорящим о более основательном характере гуманизма по сравнению с другими типами мировоззрения, является особенно выраженная рефлексивность, сознательность человека гуманистических взглядов, его предельно тесные контакты со своим я, личностным центром мысли и дела. Такое умонастроение можно назвать антропоцентризмом (но не эгоизмом). Этот термин-определение весьма точно рисует ситуацию. Ведь в гуманистическом мировоззрении я совершает исключительно важный выбор самого себя, но не просто «голенького» и бессодержательного (что происходит в любом акте самосознания), а я человечного, достойного высших человеческих ценностей, соразмерного всем ценностям Вселенной. Гуманизм – мировоззрение высокого самосознания, самоконтроля и ответственности личности за свою частную, общественную и космическую (природную или экологическую) жизнь.

Подчеркнем еще раз: все другие мировоззрения (как то религиозное, государственническое, классовое, профессиональное и их разновидности) отнюдь не рассматривают личность в качестве главного объекта своего позитивного интереса.

Третьим признаком гуманизма является его комплексный, интегративный характер.

Дело в том, что осознание и принятие гуманности, себя как человечного я создает особую почву для органического и творческого восприятия многих других мировоззрений или их частей. Гуманизм становится фильтром, через который человек пропускает все содержание своего внутреннего мира, тем самым и очищая его, и наполняя светом человечности. В результате в гуманистическое мировоззрение входят многие философские, этические, естественнонаучные, гражданско-правовые, финансово-экономические, общеполитические, эстетические, экологические, психологические и педагогические идеи.

Четвертым качеством гуманизма является его полифункциональность.

Полифункциональность (многофункциональность) присуща практически всем мировоззрениям. В гуманизме это качество позволяет человеку решать как теоретические (познавательные) проблемы, так и практические (нравственные, гражданско-правовые и др.) вопросы.

Гуманизм выполняет функции метода, ценности и знания: он учит,

– как стать гуманистом,

Или, подробнее -

– как сформировать в себе гуманистическое мировоззрение;

– как сознательно и человечно (гуманистически) относиться к себе, информации и внешнему миру;

– какова шкала, каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов.

Он предлагает личности себя как знание, освещенное светом разума, согретое теплом уважения, заботы и любви к человеку и миру.

Сказанное о «географии» внутреннего мира человека и отличительных особенностях гуманистического мировоззрения помогает ответить на вопрос, что такое гуманный человек Homo humanus. Этот ответ оказывается очень простым.

Homo humanus – это личность, обладающая гуманистическим мировоззрением и соблюдающая его самоочевидные нормы в своей жизни, в отношениях с себе подобными, обществом и природой.

Но простота ответа не значит, что гуманистом стать легко. К сожалению, это не так. Нужен разум, добрая воля, ответственность и мужество, чтобы рискнуть сделать гуманистический выбор и вступить на дорогу бесконечного и захватывающего восхождения. Восхождения к вершинам своего собственного духа, человечности и свободы, к вершинам знания, к дальним рубежам природы, окутанным неизвестностью и чреватым невероятными открытиями…

Быть гуманистом нелегко и потому, что гуманизм – это постоянное созидание, творческое отношение к жизни. Гуманистическое творчество предполагает и программу самосовершенствования, и поиск наилучших – демократических, свободных и справедливых форм общежития, и выработку взаимосберегающих, безопасных, равноправных и партнерских отношений со средой обитания.

Но кто сказал, что жизнь легка, беззаботна, безоблачна и невесома?! Что она вообще должна быть такою? Так мог сказать только обманщик или «счастливчик» с атрофированными способностями к самостоятельному самосохранению и выживанию.

Жизнь каждого из нас – это невероятно малая возможность, ставшая удивительной действительностью. Это захватывающее приключение, шанс многое испытать, многое познать, многое сделать. Это шанс стать человеком, испытывающим самоуважение, чувство собственного достоинства. Это шанс уважать и любить человека и мир.

И, добавим, получать от них ответную любовь и признательность, солнечный свет и чистый воздух, прозрачную воду, бесконечное многообразие даров земли и человеческого творчества.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимает гуманизм реальность и самоочевидность человека?

2. Каковы основные типы человеческих качеств?

3. Назовите позитивные человеческие качества.

4. Назовите основные нейтральные человеческие качества? В чем их особенность.

5. Назовите основные негативные качества человека. В чем их специфика?

6. Каково отношение гуманизма к отрицательным чертам человеческого существа?

7. Назовите основные характеристики внутреннего мира человека.

8. Почему так важно для человека выяснить отношения между ним самим и его внутренним миром?

9. Каковы основные типы отношений между человеком и его мировоззрением?

10. Каковы гуманистические рекомендации по гармонизации отношений между человеком и его внутренним миром?

11. Как гуманизм характеризует человеческое я, личность?

12. Каковы основные признаки личного существования?

13. Как определение человека связано с его способностью к саморазвитию и самосозиданию?

14. Как гуманизм понимает самосознание и как оно связано с феноменом человеческого я?

15. Какова внутренняя структура человеческого я?

16. В чем состоят основные принципы отношения человека к своему мировоззрению?

17. Как гуманизм определяет человечность?

18. Какова структура человека как телесно-психического существа?

19. Дайте описание структуры мировоззрения. В чем состоит особенность гуманистического мировоззрения?

20. Что такое полифункциональность гуманизма?

21. Каковы основные характеристики Homo humanus?

Глава третья. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Вынесенные в заголовок слова составляют главную тему всей этой книги. Все, что говорилось выше, было предварительным условием понимания главного: специфики гуманизма как мировоззрения, как общественного явления и как практики людей, воплощающих в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы этого мировоззрения.

Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением. И поскольку речь шла о самом образе их жизни, гуманизм воплощался не только в произведениях литературы и искусства, но и в цивилизованных, нравственных и разумных отношениях между людьми, в экономических, юридических и политических институтах общества, все больше определяющих облик каждой страны и ее граждан.

Наши рекомендации