Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.

Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения. Философия как форма самосознания культуры.

Место философии в системе культуры.

Предметная область философии. Разделы философского знания.

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Специфика религиозного сознания. Основные черты религиозной духовности: буддизм, христианство, ислам (по выбору отвечающего).

Общая характеристика античной философии.

Основные идеи философии Гераклита.

Этический рационализм Сократа. Сократические школы.

Философские системы Платона и Аристотеля – вершина античной классики.

Общая характеристика средневековой философии.

Средневековая схоластика: Фома Аквинский.

Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм как специфические черты философии Возрождения.

Философия и наука Нового времени. Новоевропейский тип рациональности (Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

Философия Просвещения. Французское Просвещение.

Особенности философских взглядов И. Канта. Учение Канта о познании. Учение Канта о нравственности.

Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Философское учение К. Маркса. Реалистические и утопические черты в со21. Философское учение о бытие.

Циально-философской доктрине К. Маркса.

Особенности философии России конца XIX-начала XX вв., ее роль в развитии культуры, современное значение.

Философское учение о бытие.

Пространство, время, движение как свойства бытия.

Сущность процесса развития. Направленность развития.

Проблема сознания в науке и философии. Сознание как существенное свойство и отличительный признак человека.

Язык и мышление. Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта.

Общественное сознание и его структура. Массовое сознание.

Идеология и идеологические формы общественного сознания. Особенности функционирования идеологии в современном мире.

Сознание и бессознательное.

29. Познание как предмет философского анализа. Теория познания как философская дисциплина.

Формы и уровни познания.

Проблемы истины в философии. Объективность, абсолютность и относительность истины.

Познание и практика. Основные функции практики.

Формы и методы научного познания.

Наука как деятельность, как система знаний, как арсенал методов и средств, как социальный инструмент. Наука и нравственная ответственность ученого.

Природа как важнейший объект философского осмысления. Диалектика общества и природы.

36.Общество как целостная саморазвивающаяся система. Специфика общества как социальной целостности. Различные подходы к определению основы бытия общества и его истории.

Государство как важнейший элемент политической системы.

Проблема человека в философии и его различные трактовки.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл человеческого существования.

Свобода как глубочайшая ценность человечества. Свобода и ответственность. “Бегство от свободы”.

Человек как единство биологического и социального.

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Социальные типы личности.

Культура как предмет философского рассмотрения. Типы культур.

Дискуссия о самобытности русской культуры в мировой и отечественной науке.

Массовая культура и личность.

Понятие цивилизации и ее место в анализе и описании исторического процесса.

Культура и цивилизация. “Цивилизация как смерть культуры” (основные идеи О.Шпенглера по работе “Закат Европы”).

Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Основные философские направления и парадигмы XX века.

Вопросы к экзамену по философии.

Основные идеи философии Гераклита.

Философское учение о бытие.

Учение о бытие - онтология - одна из центральных проблем философии. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы бытия - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?” Второй аспект связан с вопросом о единстве мира: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество существуют; различные по формам своего существования, они образуют единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, - это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов. Философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи, мира в целом), а более сложной связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния) вместе с их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединятся со всем тем, что существует в мире. Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытия. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду бытия: все вещи, процессы, состояния, целостность бытия природы существуют до, вне и независимо от сознания человека - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объединенная и первичная. Для природы существовать не означает восприниматься человеком, а человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Сознание и бессознательное.

29. Познание как предмет философского анализа. Теория познания как философская дисциплина.

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношения к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение и составляет вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли адекватное воспроизведение действительности в познавательной деятельности человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения мира заключается при этом в том, что основанием и критерием истинности знания является предметная практическая деятельность. Ленин также неоднократно подчеркивал, что марксизм кладет практику в основание своей теории познания.

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование налично данной природной, социальной действительности и самих людей и отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако ведущим звеном этого единства является реальное преобразование действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план действий.

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека может быть научно понято лишь как основа идеального плана деятельности. Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в выработке адекватного воспроизведения ориентации человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание – это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательной деятельного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

Формы и уровни познания.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственной практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания.

Ощущения может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания. Установлено, что с точки зрения “информационной способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существующих независимо от человека, на человеческий организм. В ощущении начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром, с которым практически взаимодействует субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которую реально вступает и реально включен человек. Ощущения зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущений и от объекта и от субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъективному идеализму.

Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущение приобретает качество субъективного образа объективного мира.

Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Восприятие существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующей данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания - представление.

Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чувственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объективное отношение человека к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.

Чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический характер. Конечно, в чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать чистом виде - вне общения с другими людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек. Процессы чувственного восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы воспринимаем его как красивый или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общественные события, механизм восприятия еще больше усложняется. “Красота”, “справедливость”, “прогрессивность” и многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от природы лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе способности познания и рационального мышления, говорят о внутренней мощи человеческого разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это означает, что человеческая чувственно-практическая деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний. Т.е. индивидуальный опыт человека может быть до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств массовой информации эта способность человека, пользоваться чувственным опытом других людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта. “ Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт существенным образом влияет на специфически-человеческое функционирование органов чувств. В то же время он демонстрирует несостоятельность представлений метафизического материализма о чувственном опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, уровне познавательной деятельности человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой - человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара). Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувственного познания.

Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.

Таким образом чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности: 1) практическая деятельность в широком смысле; 2) деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существуют 2 важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание. Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как заключенные так и отдельные факты.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт... Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррационализмом в частности является экзистенциализм).

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Мышление - это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма: мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление осуществляется в трех формах: 1) понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними есть различие. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое называется следствием или заключением. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез, индукция и дедукция, т.д.

Социальные типы личности.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего ,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общества. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формировоззрения личности также относятся материальные факторы социальной среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что человек может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой социальной среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.

Наши рекомендации