Трансакции без взаимного дополнения
Особенностью трансакций этого вида является то, что ответный коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, их вектора идут либо под углом, либо параллельно, но с разных ролевых позиций. Можно выделить три вида таких трансакций: угловые, параллельные и пересекающиеся. Рассмотрим их.
Угловые трансакции
Проанализируем ситуацию. Перед началом урока кучителю подходит ученик и обращается с необычной для педагога просьбой: «Иван Васильевич! Не могли бы Вы отпустить меня с урока, так как у меня сегодня что-то нет настроения заниматься». При этом ученик весело улыбается и озорно смотрит на своего учителя. Веселая улыбка и озорной взгляд ученика позволяют учителю понять, что к нему обращено Дитя ученика и что ученик направляет свой коммуникат на Дитя педагога. В ответ учитель возмущенно отвечает: «Как тебе не стыдно! Как ты смеешь обращаться с такой просьбой! У тебя сплошные «двойки» по моему предмету! Немедленно марш в класс и не смей думать о пропуске занятий!» То есть педагог занимает ролевую позицию Родителя и направляет свой коммуникат на Дитя ученика. Здесь второй, ответный, коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, а идет под углом к нему, поэтому трансакция называется угловой.
Параллельные трансакции без взаимного дополнения
Рассмотрим вновь обращение ученика с несерьезной просьбой отпустить его с урока из-за отсутствия настроения. Но теперь в ответ на обращение ученика на уровне Дитя —Дитя педагог иначе реагирует на его просьбу. Он говорит ровным голосом, спокойным тоном, довольно корректно: «Покажи, пожалуйста, свою домашнюю работу. Давай посмотрим, что у тебя вызывает затруднения». То есть Взрослый учителя направляет свой коммуникат на Взрослого ученика. Эти коммуникаты идут параллельно, но с разных ролевых позиций. Очевидно, характер общения ученика с учителем в этом случае будет иметь иные оттенки и, наверное, результат их взаимодействия также будет другим.
Пересекающиеся трансакции
Пересекающиеся трансакции характеризуются тем, что ответный коммуникат пересекает первый коммуникативный посыл,
как бы перечеркивает его. Это пересечение может осуществляться с любой ролевой позиции.
Рассмотрим такую ситуацию. Учитель, недовольный опозданием ученика на урок, обращается к нему с явным возмущением и раздражением, на повышенных тонах: «Безобразие! Почему ты входишь в класс после начала урока! Неужели ты не понимаешь, что отвлекаешь меня и всех учеников от работы!? Иди за разрешением к директору!»
В ответ ученик говорит довольно громко и бесцеремонно, без тени смущения и чувства вины: «А почему Вы направляете к директору только меня?! Передо мной также опоздали на урок два ученика, но их Вы допустили до занятий, а меня заставляете идти к директору! Это нечестно!»
В данной ситуации учитель, занимая ролевую позицию Родителя, направляет свой коммуникат на Дитя ученика. В ответ ученик делает коммуникативный посыл Родитель —Дитя. Их коммуникаты, пересекаясь, как бы перечеркивают друг друга (рис. 13), поэтому общение партнеров не будет гладким.
Возможны также и другие варианты пересекающихся трансакций, примеры которых изображены на рисунках 14 и 15, а ситуации предлагаем подобрать читателю.
Скрытые трансакции
Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический).
Рассмотрим такую ситуацию. На уроке учитель предложил учащимся открыть учебники и самостоятельно изучить конкретный вопрос. Наблюдая за самостоятельной работой учеников, учитель заметил, что один из них читает не учебник, а художественное произведение, не имеющее никакого отношения к уроку. После истечения времени, отведенного на самостоятельную работу с учебником, учитель приступает к опросу учащихся. «К доске пойдет Соловьев», — говорит он. Слова учителя звучат спокойно, корректно, без раздражения, без заискивания перед учеником, без давления на него с помощью голоса. В ответ ученик также спокойно и корректно произносит: «Олег Николаевич! Можно я еще поготовлюсь?»
На первый взгляд здесь осуществляется взаимодополняющая трансакция типа Взрослый — Взрослый. В самом деле, любой сторонний наблюдатель может сказать, что корректный Взрослый учителя предлагает Взрослому ученика заняться делом: «Я предложил классу самостоятельное изучение вопроса, а теперь хочу выяснить, как усвоен изученный материал. Поэтому прошу Соловьева выйти к доске и озвучить прочитанное». А в ответ все, кто находился в классе, слышат спокойное обращение Взрослого ученика к Взрослому учителя с просьбой разрешить ему еще немного поготовиться. В этом случае как бы осуществляется трансакция, изображенная на рисунке 16.
Однако наш учитель не просто вызывает ученика к доске. Он ведь знает, что ученик-то отвлекался и нужный материал не изучал. Следовательно, Родитель учителя может подсказать педагогу, что «на уроке отвлекаться нельзя», Что «нарушителя дисциплины надо наказать». Поэтому у учителя появятся и другие слова, которые он не будет произносить вслух: «Сейчас я посмотрю, как ты будешь себя чувствовать! Будешь знать, как отвлекаться на уроке!» Тем самым скрытый коммуникат учителя будет направлен от его Родителя к Дитя ученика.
Очевидно, ученик, попавший в такую ситуацию, будет чувствовать себя довольно неловко. Его Дитя начнет тревожиться: «Ну вот, опять влип. Что же делать? Как упросить учителя, чтобы не вызывал меня к доске?» Поэтому обращение к учителю с просьбой еще немного поготовиться может отражать внутренние, не произносимые вслух
слова ученика: «Ну, пожалуйста, не вызывайте меня сейчас к доске! Я больше не буду отвлекаться!» Тем самым скрытый коммуникат ученика будет направлен от его Дитя к Родителю учителя. На рисунке 17 видно, что на социальном плане происходит общение Взрослый — Взрослый (сплошные коммуникаты 1 — 2), а на психологическом уровне осуществляется трансакция, которую мы обозначили как пристройку «сверху» (пунктирные коммуникаты 3—4).
Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение партнеров, поскольку вовлекают в процесс взаимодействия дополнительные данные Родителя, Взрослого и Дитя. Одновременно скрытые трансакции создают дополнительные трудности партнерам по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпадают с внешними, видимыми коммуникатами, противоречат им и перечеркивают их.
Наличие скрытых коммуникатов превращает общение в своеобразную игру, в которой есть видимый и скрытый планы.
На внешне видимом плане и учитель, и ученик ориентируются на соблюдение формальных атрибутов общения. В условиях урока педагог предложил учащимся изучить новую тему, а затем попросил одного из учеников ответить по изученному материалу. В свою очередь, ученик Соловьев дал учителю информацию о том, что он еще недостаточно хорошо освоил новый материал, что ему хотелось бы не отвечать у доски, а подготовиться еще немного на своем месте. Это внешне видимый план их общения понятен всем присутствующим в классе.
На скрытом плане и учитель, и ученик ориентируются на личностные атрибуты общения. Самолюбие учителя было задето дерзкой выходкой ученика, отдавшего предпочтение не учебному предмету, а посторонним занятиям на уроке. Поэтому внутренний голос учителя будет подыскивать достойные этому задетому самолюбию слова типа: «Ну и наглец!», «Ах ты, нахал!», «Ах ты, умник!», «Ну, я тебя проучу за это!» Подобные непроизносимые слова учителя и определяют направление его скрытого коммуниката от своего Родителя к Дитя ученика.
В свою очередь, обращение учителя к Соловьеву с просьбой выйти к доске также задевает самолюбие ученика. Ведь сейчас вскроется его обман, сейчас и педагог, и все ученики поймут, что он не справился с заданием, что он либо обманщик, либо тупица, либо лентяй. Поэтому лихорадочный поиск выхода из создавшегося положения может сопровождаться такими непроизносимыми вслух словами ученика: «Не повезло!», «Он (учитель) все же видел, что я не читал учебник!», «К доске выходить нельзя, так как я не знаю материала! Но как же выйти из этой ситуации, чтобы не позориться перед классом?», «Как отвести от себя гнев учителя?», «Попробую вести себя корректно: не признаюсь, что не знаю нового материала, но и отвечать не пойду, попрошу отсрочки». Подобный лихорадочный поиск решения и сопровождающие этот поиск слова определяют зависимую позицию ученика и говорят о том, что его скрытый коммуникат направлен от его Дитя к Родителю учителя.
Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т. е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догадываться о них. Еще меньшую информацию об этих скрытых коммуникативных посылах учителя и ученика Соловьева, об их внутренних диалогах получат сторонние наблюдатели общения, т. е. все ученики класса.
Таким образом, знания о ролевых позициях партнеров по общению и видах трансакций дают возможность для осуществления двух принципиально важных функций педагогической деятельности: аналитической и прогностической. Во-первых, эти знания позволяют анализировать особенности состоявшегося общения между педагогом и воспитанником, понимать причины успешного или, напротив, неудачного взаимодействия между ними, видеть промахи в действиях педагога. Во-вторых, на основе этих знаний у педагога появляются возможности для прогнозирования своего общения со своими подопечными, для влияния на характер этого общения в ходе взаимодействия с воспитанником.
Вопросы и задания
1. Что понимается под состояниями партнеров по общению?
2. Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздействия на партнера с позиции Родителя.
3. Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в которых ученик находится в позиции Дитя.
4. Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в которых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого.
5. Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых позиций общающихся в этих ситуациях людей.
6. Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей.
7. Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уроке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные ролевые позиции.
8. Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам.
Глава 7
ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ