Трансакции без взаимного дополнения

Особенностью трансакций этого вида является то, что от­ветный коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, их вектора идут либо под углом, либо параллельно, но с разных ролевых позиций. Можно выделить три вида таких трансакций: угловые, параллельные и пересекающиеся. Рассмот­рим их.

Угловые трансакции

Проанализируем ситуацию. Перед началом урока кучителю под­ходит ученик и обращается с необычной для педагога просьбой: «Иван Васильевич! Не могли бы Вы от­пустить меня с урока, так как у меня сегодня что-то нет настроения зани­маться». При этом ученик весело улы­бается и озорно смотрит на своего учи­теля. Веселая улыбка и озорной взгляд ученика позволяют учителю понять, что к нему обращено Дитя ученика и что ученик направляет свой коммуникат на Дитя педагога. В ответ учитель возмущен­но отвечает: «Как тебе не стыдно! Как ты смеешь обращаться с такой прось­бой! У тебя сплошные «двойки» по мо­ему предмету! Немедленно марш в класс и не смей думать о пропуске занятий!» То есть педагог занимает ролевую по­зицию Родителя и направляет свой ком­муникат на Дитя ученика. Здесь второй, ответный, коммуникат не дополняет первого ком­муникативного посыла, а идет под углом к нему, поэтому трансак­ция называется угловой.

Параллельные трансакции без взаимного дополнения

Рассмотрим вновь обращение ученика с несерьезной прось­бой отпустить его с урока из-за отсутствия настроения. Но теперь в ответ на обращение ученика на уров­не Дитя —Дитя педагог иначе реаги­рует на его просьбу. Он говорит ров­ным голосом, спокойным тоном, до­вольно корректно: «Покажи, пожалуй­ста, свою домашнюю работу. Давай по­смотрим, что у тебя вызывает затруд­нения». То есть Взрослый учителя на­правляет свой коммуникат на Взрос­лого ученика. Эти коммуникаты идут параллель­но, но с разных ролевых позиций. Оче­видно, характер общения ученика с учителем в этом случае будет иметь иные оттенки и, наверное, результат их взаимодействия также будет другим.

Пересекающиеся трансакции

Пересекающиеся трансакции характеризуются тем, что ответ­ный коммуникат пересекает первый коммуникативный посыл,

как бы перечеркивает его. Это пересе­чение может осуществляться с любой ролевой позиции.

Рассмотрим такую ситуацию. Учи­тель, недовольный опозданием ученика на урок, обращается к нему с явным возмущением и раздражением, на по­вышенных тонах: «Безобразие! Поче­му ты входишь в класс после начала урока! Неужели ты не понимаешь, что отвлекаешь меня и всех учеников от работы!? Иди за разрешением к ди­ректору!»

В ответ ученик говорит довольно громко и бесцеремонно, без тени сму­щения и чувства вины: «А почему Вы направляете к директору только меня?! Передо мной также опоздали на урок два ученика, но их Вы до­пустили до занятий, а меня заставляете идти к директору! Это нечестно!»

В данной ситуации учитель, занимая ролевую позицию Роди­теля, направляет свой коммуникат на Дитя ученика. В ответ уче­ник делает коммуникативный посыл Родитель —Дитя. Их коммуникаты, пересекаясь, как бы перечеркивают друг друга (рис. 13), поэтому общение партнеров не будет гладким.

Возможны также и другие варианты пересекающихся трансакций, примеры которых изображены на рисунках 14 и 15, а ситуа­ции предлагаем подобрать читателю.

Скрытые трансакции

Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из парт­неров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический).

Рассмотрим такую ситуацию. На уроке учитель предложил учащимся открыть учебники и самостоятельно изучить конк­ретный вопрос. Наблюдая за самостоятельной работой учени­ков, учитель заметил, что один из них читает не учебник, а ху­дожественное произведение, не имеющее никакого отношения к уроку. После истечения времени, отведенного на самостоя­тельную работу с учебником, учитель приступает к опросу уча­щихся. «К доске пойдет Соловьев», — говорит он. Слова учителя звучат спокойно, корректно, без раздражения, без заискивания перед учеником, без давления на него с помощью голоса. В от­вет ученик также спокойно и корректно произносит: «Олег Ни­колаевич! Можно я еще поготовлюсь?»

На первый взгляд здесь осуществляется взаимодополняющая трансакция типа Взрослый — Взрослый. В самом деле, любой сто­ронний наблюдатель может сказать, что корректный Взрослый учителя предлагает Взрослому ученика заняться делом: «Я пред­ложил классу самостоятельное изучение вопроса, а теперь хочу выяснить, как усвоен изученный материал. Поэтому прошу Соло­вьева выйти к доске и озвучить прочи­танное». А в ответ все, кто находился в классе, слышат спокойное обращение Взрослого ученика к Взрослому учи­теля с просьбой разрешить ему еще немного поготовиться. В этом случае как бы осуществляется трансакция, изображенная на рисунке 16.

Однако наш учитель не просто вы­зывает ученика к доске. Он ведь знает, что ученик-то отвлекался и нужный ма­териал не изучал. Следовательно, Ро­дитель учителя может подсказать педа­гогу, что «на уроке отвлекаться нельзя», Что «нарушителя дисциплины надо на­казать». Поэтому у учителя появятся и другие слова, которые он не будет произносить вслух: «Сейчас я посмотрю, как ты будешь себя чувствовать! Будешь знать, как отвлекаться на уроке!» Тем самым скрытый коммуникат учителя будет направлен от его Родителя к Дитя ученика.

Очевидно, ученик, попавший в та­кую ситуацию, будет чувствовать себя довольно неловко. Его Дитя начнет тре­вожиться: «Ну вот, опять влип. Что же делать? Как упросить учителя, чтобы не вызывал меня к доске?» Поэтому обращение к учителю с просьбой еще немного поготовиться может отражать внутренние, не произносимые вслух

слова ученика: «Ну, пожалуйста, не вызывайте меня сейчас к дос­ке! Я больше не буду отвлекаться!» Тем самым скрытый комму­никат ученика будет направлен от его Дитя к Родителю учителя. На рисунке 17 видно, что на социальном плане происходит общение Взрослый — Взрослый (сплошные коммуникаты 1 — 2), а на психологическом уровне осуществляется трансакция, которую мы обозначили как пристройку «сверху» (пунктирные коммуни­каты 3—4).

Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение парт­неров, поскольку вовлекают в процесс взаимодействия допол­нительные данные Родителя, Взрослого и Дитя. Одновременно скрытые трансакции создают дополнительные трудности партне­рам по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпа­дают с внешними, видимыми коммуникатами, противоречат им и перечеркивают их.

Наличие скрытых коммуникатов превращает общение в свое­образную игру, в которой есть видимый и скрытый планы.

На внешне видимом плане и учитель, и ученик ориентируются на соблюдение формальных атрибутов общения. В условиях урока педагог предложил учащимся изучить новую тему, а затем попро­сил одного из учеников ответить по изученному материалу. В свою очередь, ученик Соловьев дал учителю информацию о том, что он еще недостаточно хорошо освоил новый материал, что ему хотелось бы не отвечать у доски, а подготовиться еще немного на своем месте. Это внешне видимый план их общения понятен всем присутствующим в классе.

На скрытом плане и учитель, и ученик ориентируются на лично­стные атрибуты общения. Самолюбие учителя было задето дерзкой выходкой ученика, отдавшего предпочтение не учебному пред­мету, а посторонним занятиям на уроке. Поэтому внутренний голос учителя будет подыскивать достойные этому задетому само­любию слова типа: «Ну и наглец!», «Ах ты, нахал!», «Ах ты, ум­ник!», «Ну, я тебя проучу за это!» Подобные непроизносимые слова учителя и определяют направление его скрытого коммуниката от своего Родителя к Дитя ученика.

В свою очередь, обращение учителя к Соловьеву с просьбой выйти к доске также задевает самолюбие ученика. Ведь сейчас вскроется его обман, сейчас и педагог, и все ученики поймут, что он не справился с заданием, что он либо обманщик, либо тупица, либо лентяй. Поэтому лихорадочный поиск выхода из создавшегося по­ложения может сопровождаться такими непроизносимыми вслух словами ученика: «Не повезло!», «Он (учитель) все же видел, что я не читал учебник!», «К доске выходить нельзя, так как я не знаю материала! Но как же выйти из этой ситуации, чтобы не позо­риться перед классом?», «Как отвести от себя гнев учителя?», «Попробую вести себя корректно: не признаюсь, что не знаю но­вого материала, но и отвечать не пойду, попрошу отсрочки». По­добный лихорадочный поиск решения и сопровождающие этот поиск слова определяют зависимую позицию ученика и говорят о том, что его скрытый коммуникат направлен от его Дитя к Роди­телю учителя.

Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т. е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догады­ваться о них. Еще меньшую информацию об этих скрытых комму­никативных посылах учителя и ученика Соловьева, об их внут­ренних диалогах получат сторонние наблюдатели общения, т. е. все ученики класса.

Таким образом, знания о ролевых позициях партнеров по об­щению и видах трансакций дают возможность для осуществления двух принципиально важных функций педагогической деятельнос­ти: аналитической и прогностической. Во-первых, эти знания по­зволяют анализировать особенности состоявшегося общения меж­ду педагогом и воспитанником, понимать причины успешного или, напротив, неудачного взаимодействия между ними, видеть про­махи в действиях педагога. Во-вторых, на основе этих знаний у педагога появляются возможности для прогнозирования своего общения со своими подопечными, для влияния на характер этого общения в ходе взаимодействия с воспитанником.

Вопросы и задания

1. Что понимается под состояниями партнеров по общению?

2. Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздей­ствия на партнера с позиции Родителя.

3. Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в кото­рых ученик находится в позиции Дитя.

4. Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в кото­рых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого.

5. Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых по­зиций общающихся в этих ситуациях людей.

6. Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей.

7. Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уро­ке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные роле­вые позиции.

8. Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам.

Глава 7

ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Наши рекомендации