Оптимальное педагогическое общение
Развивает мотивационную Формирует творческое от- Формирует личность учени-
основу поведения и дея- ношение к различным видам ка
тельности деятельности
В. А. Канн-Калик приводит характеристику стилей общения:
■ общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
■ общение на основе дружеского расположения;
■ общение-дистанция;
■ общение-устрашение;
■ общение-заигрывание [36].
2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении
В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности ребенка. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что накладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально-межличностных отношений учащихся с учителем.
Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.
ЭМПАТИЯ.Это понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием [94, 95].
Эмпатия - сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными [125]. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира дру-
гого человека и увидеть, правильно ли мое понимание партнера».
Проявление эмпатии в общении - это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпа-тия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик - учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения задачи, которая ранее не решалась; обида получившего плохую оценку самолюбивого подростка; даже удовлетворенность от удавшегося обмана старшего. Психологические истоки эмпатийности назвал психолог И.С. Кон: «Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Увидеть другого как себя и себя как другого». Это высказывание перекликается с мнением В.А. Сухомлинского: «Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Глухой к другим людям -останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков».
В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.
Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми [67].
Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики (см. пособие О. Бочаровой [9]).
Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:
- умения слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано),
- положительной установки на воспитанника,
- развитого внимания, памяти и воображения (способности проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).
СИМПАТИЯ.Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-положительных реакций - взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей; создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению, привязанности к определенному человеку.
Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.
В общении учителя с разными коллективами классов и с каждым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в возникновении симпатии решающую роль играет ситуация. Преподаватель может теплее, чем к другим, относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит данный вид искусства или сам поет) и т. п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспитаннику более критично, предвзято, не замечая его положительные стороны.
«Чтобы симпатизировать, следует выйти из своего «Я», следует познать субъективные переживания у других, найти с ними унисон (созвучие)». (А. Валлон).
Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпатию к определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. «Погоня за детской любовью и за детскими симпатиями - педагогический порок. Надо дозарезу нравиться детям и делать вид, что тебе на их симпатии наплевать». Как Вы понимаете данное высказывание А.С. Макаренко? Нет ли здесь какого-либо противоречия?
2. Существуют различные типы симпатий, которые учащиеся проявляют по отношению к учителю: интеллектуальная и эмоциональная, осознанная и неосознанная, бескорыстная и утилитарная, спонтанная (импульсивная) и медленно созревающая [67]. С точки зрения педагогической этики имеет ли моральное право учитель проявлять чувство симпатии к одним ученикам в
ущерб другим? Может быть, это зависит от типа симпатии? Аргументируйте свой ответ.
3. * Каково влияние стилей общения на эффективность учебно-воспитательного процесса? Определите собственный стиль общения с обучающимися.
3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и
развитие личности учащегося
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:
• индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога [36, 37],
• совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся [20].
Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный.Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ:
- взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие:учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не мо-
гут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:
- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе,
- высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность),
- интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей),
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников,
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.
Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представляется классификация О. Бочаровой[9], в основе которой содержится социально-психологическое различие в способе распределения субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стилях общения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.
Стиль «Совместное творчество». Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога. При таком общении педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Стиль «Дружеское расположение». Продуктивен и данный вид общения.
В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.
Стиль «Заигрывание». Крайняя форма «дружеского расположения», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики.
Стиль «Общение - дистанция». Во взаимоотношениях «учитель - ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении -«вы (ученики) не знаете - я (учитель) знаю», в воспитании - «слушайте меня (педагога) - я старше, имею опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально-психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы. Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц, начинающих педагогическую деятельность).
Стиль «Менторский», стиль «Устрашение». Негативные формы общения. Назидательность, нравоучения, страх разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и нежеланию участвовать в диалоговых формах общения.
При длительном контакте с учениками трудно принять сотрудничество как универсальную форму отношений. По-разному складываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а к поведению кого-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отношений в процессе общения к одному стилю как наиболее желаемому невозможно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно-образовательном процессе с учетом профессиональной этики педагога.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Существует такая точка зрения, что стиль общения - это личное дело самого педагога. Он также имеет право выражать эмоции, как это свойственно всем людям. Согласны ли Вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.