Оптимальное педагогическое общение

Развивает мотивационную Формирует творческое от- Формирует личность учени-
основу поведения и дея- ношение к различным видам ка

тельности деятельности

В. А. Канн-Калик приводит характеристику стилей общения:

■ общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

■ общение на основе дружеского расположения;

■ общение-дистанция;

■ общение-устрашение;

■ общение-заигрывание [36].

2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении

В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о лич­ности ребенка. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что накладывает определенный отпечаток на форми­рование эмоционально-межличностных отношений учащихся с учителем.

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие от­ношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой еди­ный процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.

ЭМПАТИЯ.Это понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием [94, 95].

Эмпатия - сопереживание, умение поставить себя на место другого, спо­собность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на пережи­вания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые ис­пытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными [125]. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) опре­делял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира дру-

гого человека и увидеть, правильно ли мое понимание партнера».

Проявление эмпатии в общении - это общая установка на понимание пе­дагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, по­ходкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скры­тый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочув­ствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпа-тия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе лич­ность партнеру по общению, ученик - учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психи­ческое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения задачи, которая ранее не решалась; обида получившего плохую оценку само­любивого подростка; даже удовлетворенность от удавшегося обмана старше­го. Психологические истоки эмпатийности назвал психолог И.С. Кон: «Ис­кусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Увидеть другого как себя и себя как другого». Это высказы­вание перекликается с мнением В.А. Сухомлинского: «Учителю следует на­чинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Глухой к другим людям -останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в само­воспитании - эмоциональная оценка собственных поступков».

В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопе­реживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к аль­труистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравст­венная потребность в благополучии других людей, формируется представле­ние о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама стано­вится источником нравственного развития.

Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школь­ного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, имен­но эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми [67].

Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики (см. пособие О. Бочаровой [9]).

Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:

- умения слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано),

- положительной установки на воспитанника,

- развитого внимания, памяти и воображения (способности про­анализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).

СИМПАТИЯ.Симпатию можно трактовать как определенную чув­ственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпа­тия требует ответных эмоционально-положительных реакций - взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей; создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отноше­ний порождается склонность к предпочтению, привязанности к определен­ному человеку.

Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовле­творения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способ­ности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

В общении учителя с разными коллективами классов и с каждым отдель­ным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно не­зависимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или ино­му классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в воз­никновении симпатии решающую роль играет ситуация. Преподаватель мо­жет теплее, чем к другим, относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит данный вид искусства или сам по­ет) и т. п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положи­тельные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспи­таннику более критично, предвзято, не замечая его положительные стороны.

«Чтобы симпатизировать, следует выйти из своего «Я», следует познать субъективные переживания у других, найти с ними унисон (созвучие)». (А. Валлон).

Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпа­тию к определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. «Погоня за детской любовью и за детскими симпатиями - педагогиче­ский порок. Надо дозарезу нравиться детям и делать вид, что тебе на их сим­патии наплевать». Как Вы понимаете данное высказывание А.С. Макаренко? Нет ли здесь какого-либо противоречия?

2. Существуют различные типы симпатий, которые учащиеся проявляют по отношению к учителю: интеллектуальная и эмоциональная, осознанная и неосознанная, бескорыстная и утилитарная, спонтанная (импульсивная) и медленно созревающая [67]. С точки зрения педагогической этики имеет ли моральное право учитель проявлять чувство симпатии к одним ученикам в

ущерб другим? Может быть, это зависит от типа симпатии? Аргументируйте свой ответ.

3. * Каково влияние стилей общения на эффективность учебно-воспитательного процесса? Определите собственный стиль общения с обу­чающимися.

3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и

развитие личности учащегося

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.Важной характеристикой в этике профессиональ­но-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет не­сколько трактовок:

• индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, дос­тигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога [36, 37],

• совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся [20].

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нрав­ственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

- от психического склада человека,

- его ценностных ориентации,

- уровня образования и общей культуры,

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: ав­торитарный, демократический, либеральный.Попытаемся кратко воссоз­дать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ:

- взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы норматив­ного поведения,

- все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,

- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выго­вор, угроза, благодарность.

Следствие:учащиеся постоянно испытывают эмоциональный диском­форт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не мо-

гут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют ве­ру в справедливость своих наставников. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:

- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от воле­вых решений,

- почти полное невмешательство педагога в организацию вос­питательного процесса,

- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настро­енные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:

- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе,

- высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравст­венную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доб­рожелательность),

- интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей),

- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспи­танников,

- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, аван­сирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно отно­сятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индиви­дуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, кото­рый формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельно­сти.

Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представляется клас­сификация О. Бочаровой[9], в основе которой содержится социально-психологическое различие в способе распределения субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стилях об­щения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.

Стиль «Совместное творчество». Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога. При таком общении педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставят­ся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее пло­дотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Стиль «Дружеское расположение». Продуктивен и данный вид общения.

В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что друже­ственность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские от­ношения с учащимися.

Стиль «Заигрывание». Крайняя форма «дружеского расположения», со­держащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения от­вечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что проти­воречит требованиям педагогической этики.

Стиль «Общение - дистанция». Во взаимоотношениях «учитель - уче­ник» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении -«вы (ученики) не знаете - я (учитель) знаю», в воспитании - «слушайте меня (педагога) - я старше, имею опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально-психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы. Од­нако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе от­ношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педаго­га в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (ха­рактерно для лиц, начинающих педагогическую деятельность).

Стиль «Менторский», стиль «Устрашение». Негативные формы обще­ния. Назидательность, нравоучения, страх разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициа­тивы учеников приводит к пассивности и нежеланию участвовать в диалого­вых формах общения.

При длительном контакте с учениками трудно принять сотрудничество как универсальную форму отношений. По-разному складываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а к поведению кого-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отно­шений в процессе общения к одному стилю как наиболее желаемому невоз­можно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно-образовательном процессе с учетом профессиональной этики педагога.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Существует такая точка зрения, что стиль общения - это личное дело са­мого педагога. Он также имеет право выражать эмоции, как это свойственно всем людям. Согласны ли Вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.

Наши рекомендации