Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха

Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха

Рабочая тетрадь

Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха - student2.ru

Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха - student2.ru

ЛЕКЦИОННЫЕ и СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Этапы обучения языку

Организация работы по речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха имеет линейно-ступенчатый характер.

С одной стороны, речевой материал, предусмотренный специально разработанной программой, отрабатывается с разной степенью глубины и точности значения языковых единиц на всех годах обучения, т. е. является сквозным на весь период дошкольной подготовки. С другой стороны, педагог должен четко представлять, насколько объем и качество усвоения материала соотносится с возрастом и сроками обучения детей. Поэтому педагоги в процессе обучения языку детей осознанно проходят через усложняющиеся ступени их развития.

В дошкольном учреждении, где дети полностью проходят весь курс речевого развития и полный срок обучения, методикой предусматриваются три условно выделенных этапа:

I этап - от 1,5 - 2 до 4 лет.

Входят группы преддошкольного и младшего дошкольного возраста.

II этап - от 4 до 6 лет.

Входят средняя и старшая группы.

III этап - от 6 до 7 лет.

Охватывает в основном подготовительные к школе группы.

Этапы друг от друга отличаются по нескольким параметрам.

Прежде всего на каждом с учетом возраста детей преобладает тот или иной вид ведущей деятельности детей. На первом этапе игра присутствует в форме предметно-игровых действий. Со вторым связано развитие сюжетно-ролевой игры. Третий этап характеризуется преобладанием игр-драматизаций, игр с правилами, различного рода интеллектуальными и дидактическими играми. В соответствии с этим изменяются от этапа к этапу объем речевого материала и степень обобщенности предметных и игровых действий.

Вторым моментом, позволяющим различать указанные стадии, выступают сроки специального обучения к началу каждого этапа. «Стаж» пребывания детей в условиях специального обучения не может не сказаться на привыкании к требованиям по речевому оформлению всей деятельности ребенка. Изменяется скорость восприятия и запоминания (непроизвольного и произвольного) речевого материала. От целостного, глобального восприятия языковых единиц дети все больше приближаются к аналитическому восприятию. По мере увеличения успешности в овладении языком, адекватности применяемых речевых высказываний у них развивается интерес к словесной речи. Непрерывность и длительность коррекционно-педагогического воздействия влияет на качество и объем усваиваемого речевого материала. Меняется психологическое содержание процесса развития. Материал становится все более осознанным, применение его - произвольным. Можно считать, что переход детей с одной ступеньки на другую сопровождается переходом из зоны ближайшего развития все определеннее в зону актуального развития (по учению Л.С. Выготского о двух зонах развития). Естественно, что это возможно только в случаях благополучного влияния коррекционно-педагогического воздействия.

Следующим фактором, влияющим на различение указанных этапов обучения, выступают особенности самой системы языка и закономерности их усвоения в процессе речевого развития. Речь идет о наличии в языке синтагматических и парадигматических связей и отношений между единицами разных уровней. Синтагматические отношения языковой системы (линейные связи между фонемами в слове, словами в предложении и т. д.) выступают в первую очередь в детской речи в практическом применении языка взрослыми. Они усваиваются в реальном речевом потоке. Слышащий ребенок, присваивая в готовом виде речь окружающих взрослых, грамматически правильно усваивает все связи слов в предложении, не зная никаких грамматических правил и определений. Детям с нарушениями слуха также необходимо давать готовые предложения, а не учить составлять их из отдельных слов. Только когда будет накоплен запас речевых высказываний применительно к конкретным ситуациям, запас речевых образцов как формул грамматического строя, можно обратить их внимание, что одно и то же слово в разных предложениях может иметь разные окончания (Это рука. Подними руку. Скажи рукой (дактильно).

Парадигматические связи (смысловые и категориальные отношения) обычно становятся предметом изучения школьного курса русского языка. Это сопоставление лексических единиц по соотношениям: родо-видовым, части - целого, синонимическим, антонимическим, конверсивным. В грамматике эти единицы различаются по категориям частей речи и внутри них по категориям рода, числа, падежа, склонения, спряжения и т. д. В период школьного обучения каждая категория обозначается термином, школьники усваивают соответствующие определения категорий и правила их употребления.

В специальной методике речевого развития неслышащих и слабослышащих дошкольников на первых двух этапах языковой материал рассчитан преимущественно на усвоение синтагматических отношений системы языка, т. е. на усвоение целых единиц высказывания.

Но по мере количественного роста языкового материала, при достаточно упроченном опыте его употребления возникает необходимость привлекать внимание детей и к различению парадигматических связей. Это выступает как способ уточнения значений слов. Например, различаются по смыслу слова: упал, уронил, поднял; или: будем заниматься - будем слушать и говорить. Такая работа над речью все большее место занимает на последнем этапе обу­чения.

Если дети с нарушениями слуха сравнительно поздно включаются в систему специального дошкольного воспитания (например, как в двухлетних дошкольных отделениях при школе глухих - в 5-6 лет), с учетом их исходного уровня развития могут быть также предусмотрены свои этапы обучения словесной речи. Важно только иметь в виду, что каким бы ни был реальный срок дошкольной подготовки и каков бы ни был уровень общего и речевого развития ребёнка, он всегда должен находиться на обучении в своей возрастной группе. Пятилетнего ребенка не следует включать в группу с детьми трехлетнего возраста, даже если он никогда до этого ничему не обучался. По разным причинам своевременное начало специальной работы с неслышащими детьми могло не состояться, но это не повод приравнивать необученных детей к детям более младшего возраста.

В таких случаях применима несколько иная тактика поэтапного обучения. Даже всего лишь двухлетний срок дошкольного обучения детей может быть разделен (условно) на три этапа.

Первый может продолжаться не менее полугодия и представлять диагностический период. На данном этапе детей изучают в процессе обучения, а не просто фиксируют все параметры развития. Речевой материал предъявляется во всех доступных ребенку формах (устной, письменной, дактильной) как для глобального, так и для аналитического восприятия и только в реально организованных речевых ситуациях. Ребенка побуждают последовательно сопряженно-отраженно воспроизводить в устной форме с опорой на табличку с печатными буквами, затем устно-дактильно и наконец только в устной форме.

Второй этап длится около года (второе полугодие первого года обучения и первое полугодие второго года обучения). Это основной период проработки всего программного речевого материала. Он также сопровождает все виды дет­ской деятельности и доводится до определенной кондиции на специальных занятиях по развитию речи. Центральное место в речевом материале занимает разговорная речь.

На заключительном - третьем этапе обучения осуществляется планомерная подготовка детей к школьному обучению. Здесь акцент делается на развитии связной речи. Дети читают короткие рассказы, заучивают стихи, учатся составлять устно короткие рассказы из своей жизни, описывать погоду, подписывать поздравительные открытки и т. д. и т. п. Шире используются печатные таблички для составления текстов в наборном полотне. Допускается запись печатными буквами устно описанных предметов и событий. Как и в подготовительных классах специальной школы, куда поступают дети без дошкольной подготовки, не предусматриваются обучение дошкольников старшего возраста письму рукописным шрифтом и выработка пра­вильной каллиграфии.

Для уяснения сущности и значения условно выделяемых этапов в организации специального обучения дошкольников с нарушениями слуха и правильного планирования работы по их речевому развитию сурдопедагогу необходимо сосредоточить внимание не столько на количественном увеличении словесных средств от одного этапа к следующему, сколько на принципах отбора, способах введения и отработки языковых единиц разных уровней, на усложнении видов речевого общения (по М.И. Лисиной). Известный отечественный специалист по обучению глухих Н.М. Лаговскийутверждал, что не объем знаний обусловливает владение языком, а способ усвоения и привычка к употреблению речи.

Отличия одного этапа обучения от другого обусловлены возрастными возможностями детей и теми педагогическими задачами, которые направлены на преодоление отставания глухих и слабослышащих от нормально развивающихся сверстников, на восполнение упущенного на ранних стадиях овладения речью. Усложнение процесса обучения на каждом новом этапе выражается в изменениях соотношения разных форм и видов словесной речи.По мере приближения к заключительному этапу обучения увеличивается объем вспомогательных форм речи (письма и дактилологии) и на этой основе наряду с развитием разговорной речи становится возможным введение в содержание работы разных приемов обучения связной речи.

Поэтапность обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников - важный дидактический инструмент в организации процесса специального обучения.

Задание. Каковы требования специальной методики к отработке речевого материала? Какие речевые единицы должны усваивать дошкольники на первых двух этапах обучения? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Составьте схему: этапы работы по развитию речи дошкольников с нарушенным слухом (при 5-летнем сроке обучения).

 
  Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха - student2.ru

Задание. Составьте схему: основное содержание этапов работы по развитию речи дошкольников с нарушенным слухом (при 2-летнем сроке дошкольного обучения).

 
  Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха - student2.ru

Тема: Семья

Цель __________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:

- обучающая:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

- развивающая:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

- воспитательная:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

- коррекционная:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевой материал:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент
   
II.Основная часть
   
III. Итог занятия
     

Тема: Транспорт: ____________________

Цель __________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:

- обучающая:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

- развивающая:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

- воспитательная:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

- коррекционная:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевой материал:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оборудование:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент
   
II.Основная часть
   
III. Итог занятия
     

Задания, связанные с использованием упражнений

Приложение

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Первый год обучения

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЖИЗНИ В ГРУППЕ И НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель-дефектолог, воспитатели, няня, работающие в данной группе, должны постоянно показывать детям образцы речевого общения друг с другом. Дети должны видеть говорящих людей, представлять различные ситуации речевого общения.

Выполняя с детьми необходимые в быту действия (укладывание спать, умывание, одевание, кормление, построение на прогулку и т. п.), взрослые должны сопровождать их естественной, эмоционально окрашенной речью (сообщениями, вопросами, побуждениями).

Например: Пойдем гулять. Будем мыть руки. Иди ко мне. Сядь. Где стул? Кто там? Хочешь машину? И т. п.

Необходимо привлекать внимание детей к рассматриванию лица, губам говорящего (посадить к себе на колени, повернуть ребенка к своему лицу, поднять на руки, обращая его взор к лицу другого взрослого, и т. п.).

Вызывать у детей интерес к игрушкам, которые тоже «говорят»: к кукле, мишке, собаке, Буратино и др. (Игрушки здороваются: «Привет», дают детям яблоки, картинки и т. п.: «На», зовут детей: «Иди, Вова», плачут, прощаются, благодарят и т. д.) Обучая детей различным действиям с бытовыми предметами и игрушками, следует привлекать их внимание к действиям с этими предметами, показывать, называть их, передавать свое отношение к ним, оценивать реакцию детей. Например: Вот кофта. Дай кофту. Правильно. Надень кофту. Я помогу. Все. Вот стул. Сядь.

Необходимо побуждать детей давать ответные реакции на обращение к ним: утвердительное и отрицательное движение головой, соответствующий жест рукой, голосовая реакция, подражание речи взрослого рефлекторным артикулированием, произношением гласных, отдельных звукосочетаний. Следует поддерживать неотнесенный лепет, попытку дать контур слов и т. п. Речевые проявления в соответствии с возможностями каждого ребенка оцениваются только положительно.

По мере научения детей целостно воспринимать слова, написанные печатным шрифтом на табличках (глобальное чтение), необходимо подкреплять устную речь, обращенную к детям, письменной.

Дети должны запомнить на табличках за год около 50—70 слов (названий предметов из разных тематических групп), 18—20 поручений, вопросов, сообщений из всей используемой в письменной форме речи взрослых и пользоваться этим объемом сведений в соответствии с коммуникативной задачей.

По побуждению взрослых дети должны выражать свои просьбы, желания, сообщения, вопросы в первую очередь в форме устной речи (приближенное проговаривание — от отдельных гласных до контура слова) и показом соответствующей таблички, выбрав ее из нескольких. Взрослые должны учить детей выполнять различные предметные действия, включая все пальцы обеих рук: захватывание крупных и мелких предметов, застегивание, шнуровка, завязывание и развязывание, лепка, скручивание, действие с кнопочной мозаикой. По подражанию взрослым дети выполняют различные упражнения для развития пальцев, кистей рук (в том числе воспроизводя движения типа дактилем). Пальцевые движения специально отрабатываются.

Необходимо привлекать внимание детей к различным звуковым сигналам (стук в дверь, звук падающего предмета, звук самолета, громкий голос, смех, плач и т. п.). При этом взрослым надо показывать образец слушания различных звуков. В процессе пользования детьми слуховым аппаратом взрослые должны следить за его постоянным ношением, вызывать у детей положительное отношение к нему.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ РЕЧИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В процессе разнообразных действий с натуральными предметами, а затем и их изображениями (обыгрывания игрушек, группировки предметов, соотнесения их с картинками, перекладывания, наблюдения за предметами, действиями и т. д.) из всей сопровождающей речи взрослого выделять отдельные слова или словосочетания для специальной отработки с детьми (голосом, интонацией, акцентом на этих речевых единицах). Многократно проговаривать отрабатываемые слова (словосочетания, фразы), сохраняя у детей интерес к самим предметным действиям.

Побуждать детей к приближенному произнесению изучаемых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т. п.) при выполнении предметных действий по подражанию.

Учить детей подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение).

Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально созданных ситуациях общения).

Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.

Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.

Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения.

Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей).

Темы занятий. I квартал. Игрушки. Фрукты. Овощи. Продукты питания. Имена детей.

II квартал. Животные. Посуда. Одежда. Мебель.

/// к в ар тал . Люди (семья, взрослые в детском саду). Погода. Транспорт. Части тела. Учебное оборудование.

Словарь и фразеология. В процессе изучения каждой темы предъявляется речевой материал из программы младшей группы.

Образцы выделения слов для их обработки из речи педагога, сопровождающей действия с предметами:

Что там? Откроем коробку... Ой! Я покажу! Смотрите!.. Вот! Это яблоко. Красивое, большое, круглое. Яблоко. Говори «яблоко». Хочешь яблоко? Говори: «Да». Возьми яблоко. Тут еще яблоко. Дай яблоко Диме. Ты попроси: «Дай». Говори: «Дай яблоко». На яблоко. Еще посмотрю в коробку Что там? Вот! Это груша. Груша, Груша желтая (соотносится с цветом). Хочешь грушу? Попроси: «Дай». Говори: «Дай грушу». На грушу. Это яблоко. Это груша. (Таблички прочитываются детьми, соотносятся с предметами и ставятся в наборное полотно и т. д.)

Тук-тук! Слышу! Тук-тук! Кто там? Привет! Мишка пришел. Привет-привет. Что принес? Мишка принес вот что — альбом. Посмотрим. Ой-ой! Кто это? Посмотрите! Это Дима! Вот какой Дима. Где Дима? Вот Дима! Покажи Диму! Вот Дима. А где Вова? Нет Вовы? Посмотрим. Вова! Вот Вова. Покажи Вову. А кто это? Это Дима? Нет! Это Таня. Вот Таня. (Таблички прочитывают и соотносят с фотографиями.)

Второй год обучения

Программный материал по развитию речи глухих детей на втором — пятом годах обучения дается по кварталам.

I квартал

Требования к обучению. Наблюдать за производимыми педагогом действиями с натуральными предметами (обыгрывание игрушек, перекладывание предметов на другое место, группировка их и т. п.), выполнять эти действия совместно со взрослыми или по подражанию.

Называть предметы путем подкладывания к ним табличек с напечатанными словами или короткими фразами, приближенно устно сопряженно или отраженно проговаривать слова и фразы (ребенок дает голосовую реакцию, произносит отдельные гласные звуки, подстраивается к образцу видимой артикуляции согласных звуков и т. п.).

Узнавать знакомые предметы по их изображениям (картинки, фотографии, муляжи, макеты, чучела, предметы лепки, аппликации и т. п.) и называть эти предметы (подкладывание табличек и устное приближенное проговаривание).

Называть знакомые предметы в дидактической игре (угадывать предметы на ощупь, подбирать парные картинки, складывать разрезные картинки, использовать тематические лото, игры типа: «Что там?», «Что у Вовы?», «У кого есть?» и т. п.).

Называть предметы, действия, качества в процессе выполнения речевых упражнений. Выполнять поручения или отвечать на вопросы: Что это? Где мяч? Тут (там). У кого машина? Какой шар? Что делает?

Самостоятельно выяснять названия предметов путем постановки вопросов: Что это? Кто это?

Узнавать знакомые слова в подписях к картинкам в книгах (книжках-самоделках). Глобальное чтение знакомых слов в вопросах, поручениях, сообщениях.

Выполнять упражнения для пальцев (типа воспроизведения дактильных знаков).

Темы занятий. Игрушки. Продукты питания. Овощи и фрукты. Одежда и обувь. Части тела. Семья. Животные. Растения. Помещения детского сада. Посуда. Мебель. Времена года. Учебные принадлежности.

Словарь (употребление слов в сообщениях, вопросах, понимание поручений и их выполнение): делай (так), иди, сядь, встань, беги, прыгай, возьми, дай, смотри, слушай, говори, положи, поставь, убери, спи, ешь, пей, вымой, вытри, надень, сними, открой, закрой, лови, не плачь, не шали, не мешай, играй, покорми, кати, идет, сидит, ест, болит, спит, лежит, упал, поймал, играет, гуляет, да, нет, можно, нельзя, хорошо, плохо, верно, неверно, спасибо, привет, пока, все, снова, еще, тут, там, вот, мяч, мишка, кукла, кубики, юла, пирамида, зайка, машина, рыба, совок, ведро, лопата, самолет, суп, каша, хлеб, молоко, конфеты, печенье, сыр, масло, яйцо, яблоко, груша, слива, морковь, огурец, капуста, кофта, платье, штаны, трусы, майка, туфли, пальто, шапка, голова, живот, спина, руки, ноги, папа, мама, тетя, кошка, корова, лошадь, петух, утка, лиса, волк, дерево, цветы, туалет, спальня, группа, чашка, ложка, тарелка, стол, стул, шкаф, кровать, осень, зима, листья, ветер, дождь, снег, бумага, карандаш, наушники, аппарат, микрофон.

II квартал

Требования к обучению. Выполнять действия с предметами и их изображениями по словесной инструкции (глагол в повелительном наклонении) и по образцу с использованием глагола делай (так).

Называть предметы и их изображения (выбор таблички, приближенное устное проговаривание).

Закреплять новые слова и фразы в дидактической игре.

Проводить речевые упражнения с целью дифференциации значений целых фраз: вопросов и ответов (сообщений), поручений и сообщений о выполнении.

Глобально читать знакомые слова в подписях к картинкам (по книжкам-самоделкам).

Описывать сюжетные картинки двумя-тремя фразами.

Самостоятельно задавать вопросы типа: Что это? Кто это? Где лежит? (стоит)? Чей шарф?

Упражнения для пальцев (типа сочетания двух-трех дактилем).

Темы занятий. Люди, Участок, игровая площадка. Одежда и обувь. Времена года. Предметы гигиены. Части тела. Праздники и развлечения. Магазин, рынок. Жилище и его убранство. Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина. (Повторяются также темы I квартала.)

Словарь (понимать и употреблять слова в сообщениях, вопросах, побуждениях, поручениях): постройтесь, попроси, помоги, включи, выключи, дал, петь, плясать, поливать, чистить, тает, светит, пьет, смеется, толкнул, устал, взял, рисует, лепи, покажи, измерь, наклей, построй, бабушка, дедушка, дядя, мальчик, девочка, горка, санки, ком, баба (снежная), двор, шарф, валенки, варежки, платок, солнце, весна, вода, мыло, полотенце, глаза, рот, нос, уши, праздник, елка, флаг, магазин, рынок, лампа, ковер, клей, кисточка, краска, глина,

красный, зеленый, синий, желтый, большой, маленький, круглый, квадратный, кубик, шар, сколько, столько, больше, меньше, равно, сравни, быстро, медленно, красиво, некрасиво, наверху, какой?, что делает?.

Ill квартал

Требования к обучению. Понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (с включением глаголов в повелительном наклонении). Отвечать на вопросы целой фразой. Понимать и самостоятельно продуцировать сообщения.

Передавать поручения друг другу. Употреблять в речи вопросительные предложения типа: Чей папа? Где Вова? Что делает Ира? У кого мишка?

Составлять подписи к картинкам путем выбора слов на табличках.

Глобально читать знакомые слова и фразы в книге. Складывать имена детей из разрезной азбуки. Уметь писать имена детей печатными буквами.

Составлять описание сюжетной картинки двумя-тремя фразами.

Выполнять упражнения для пальцев (сочетания нескольких дактилем по подражанию учителю).

Темы занятий (повторение тем I и II кварталов). Времена года. Профессии людей. Развлечения.

Словарь (употреблять все отработанные в течение года слова — в вопросах, побуждениях, сообщениях): весна, тепло, трава, ручей, жук, бабочка, птичка, лето, няня, врач, повар, шофер, продавец, работает, лечит, продает, растет, летит, катается (качается), качели.

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ

Кто это? Что это?

Это мяч (суп, яблоко, кофта, стул, мама). Это Саша. Это не мяч..., не кукла—

Где мишка? Покажи мишку! Тут. Там. Вот мишка (туфли, чашка, стол).

Чья шапка? Чье пальто? Чей папа? Пальто— Оли. Шапка—'Алеши. Папа— Олега.

У кого есть... ? У кого нет... ? Что у Тани? У Вовы есть альбом. У Тани нет ложки. У Тани бант.

Что случилось? Мяч упал. Оля плачет. Сережа заболел.

Какая кукла? Какой лимон? Кукла большая. Лимон кислый.

Что делает Сережа? Что делают дети? Сережа рисует дом (катает машину, надевает пальто, моет руки). Дети лепят бабу (поливают цветы, играют).

Как слышишь? Как нарисовал? Я слышу хорошо. Вова нарисовал красиво. Миша сказал правильно. Собака бежит быстро.

С кем? С чем? Оля играет с куклой. Дети гуляют с тетей. Тетя говорит с мамой.

Третий год обучения

(квартал

Требования к обучению. Выбирать заданные предметы или их изображения из общей группы, размещать их в указанных местах; называть предметы, действия, качества. Подкладывать таблички, приближенно устно проговаривать, выборочно дактилировать короткие слова по подражанию; аналитически (дактильно) читать короткие слова.

Понимать и выполнять поручения, данные в устно-дактильной форме, сообщать о выполненном действии в устной и дактильной форме. Отвечать на вопросы в устной и дактильной форме.

Аналитически (дактильно) читать короткие тексты по книге (подписи к картинкам из 2—4 предложений).

Составлять короткие рассказы (3—4 предложения) по сюжетной картинке (из знакомых слов). Выборочно дактилировать заданные слова.

Драматизировать короткие рассказы (3—4 предложения).

Подбирать картинки к прочитанному тексту (3—4 предложения).

Выкладывать из разрезной азбуки подписи к картинкам.

Темы занятий. Повторяются темы I квартала второго года обучения.

Словарь. Повторяется весь словарь первого и второго года обучения. Расширение словаря происходит за счет увеличения количества форм знакомых слов (например, употребление глаголов в изъявительном наклонении, в настоящем и прошедшем времени— ест, ел, ем и т. д., употребление существительных в единственном и множественном числе и т. п.), за счет увеличения количества предметов в каждой тематической группе, за счет включения в словарь обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, овощи, фрукты, животные). Словарь увеличивается до 400 слов.

II квартал

Требования к обучению. Использовать устную, устно-дактильную, письменную формы речи для выражения различных коммуникативных намерений (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания) при проведении дидактических игр, речевых упражнений, в конкретных речевых ситуациях.

Усваивать целые фразы разговорного типа без членения их на отдельные слова: Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? Сколько тебе лет? (вопросы и ответы).

Уметь писать печатными буквами данные о себе (возраст, фамилия, имя, адрес).

Читать тексты по книге с драматизацией прочитанного и подбором картинок (объем текста 3—4 предложения).

Составлять короткие рассказы (3—4 предложения) о событиях дома, на прогулке, в группе.

Темы занятий. Повторяются темы II квартала второго года обучения.

Словарь по указанным тематическим группам расширяется за счет увеличения количества названий действий, качеств, пространственного расположения предметов (прилагательные, наречия, глаголы в разных формах). Объем словаря к концу квартала увеличивается до 450 слов.

III квартал

Требования к обучению. Воспринимать связный рассказ педагога на определенную тему (слухо-зрительное восприятие текста из 3—4 фраз с выборочным дактилированием слов).

Проводить короткие беседы (2—3 тематически связанных вопроса) в форме вопрос — ответ на заданную тему.

Употреблять в речи вопросы: Что это? Кто это? Как называется? Где живет? Где растет? Кто дал? Где работает? Что делает? Какого цвета? Какой формы?

Узнавать предметы по их описанию (описание из 3—4 предложений).

Читать короткий рассказ (аналитическое чтение).

Записывать названия знакомых предметов одной тематической группы (5—б слов).

Темы занятий. Повторяются темы III квартала второго года обучения.

Словарь. Повторяется весь ранее усвоенный словарь. Увеличение объема словаря идет за счет детализации и уточнения отдельных действий (работает — строит — выкладывает стены дома, надевает — застегивает — завязывает и т. п.). Общий объем сло­варя — 500 слов.

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ

Кто это? Что это? Назови игрушки.

Сережа, Ваня, Дима — это мальчики. Мебель — это стол, стул, шкаф. Игрушки — это мишка, кукла.

Оля — не кукла, Оля — девочка.

Где мама, книга, туфли? Мама дома (на работе, в магазине...). Книга на столе (в шкафу). Туфли на полу (в шкафу).

Чей брат? Чья шапка? Это мой брат (моя шапка), твоя кофта.

У кого взял, попросил... ? Петя (я, ты) взял карандаш у Тани.

Что случилось? Миша уронил чашку. Снег растаял.

Какая слива? Слива синяя, овальная, сладкая.

Что делает и чем? Петя поливает цветы водой. Саша копает снег лопатой.

Как делает, как сделал (а, и)? Витя (я, ты) нарисовал аккуратно. На улице холодно. В зале было темно.

С кем? С чем... ? Мама с сыном идет в детский сад. Бабушка,

с сумкой пошла в магазин.

Четвертый год обучения

I квартал

Требования к обучению. Употреблять в речи вопросительные, побудительные и отрицательные предложения в соответствии с коммуникативными задачами в устной, устно-дактильной, письменной (выбор таблички, запись отдельных слов) формах речи.

Выражать отношение к игре, к заданию, к событию. Уметь оценивать выполнение заданий

Составлять описание на заданную тему (погода, режим дня, праздник, завтрак, обед, ужин), по сюжетной картинке (5—7 предложений) в устной и устно-дактильной форме речи.

Читать текст, драматизировать его, подбирать картинки по содержанию, делать зарисовки содержания (5—10 предложений).

Составлять рассказ на заданную тему из рассыпного текста (3—5 предложений).

Читать наизусть короткие стихотворения на знакомые темы (с соблюдением всех требований к произношению).

Угадывать предметы по описанию (из 3—4 предложений).

Уметь дифференцировать значения слов, близких по содержанию или звучанию, в специальных речевых упражнениях.

Записывать слова в словарики по тематическим группам.

Темы занятий. Ведется работа по 25 основным темам, включенным в программу четырех лет обучения.

Словарь. Из общего словаря используются все необходимые по содержанию деятельности слова. Объем словаря для усвоения — около 1000 слов.

II квартал

Требования к обучению. Самостоятельно употреблять в речи необходимые по ситуации высказывания (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания). Варьировать высказывания (например: Я уже не болею. Я выздоровела. Кукла хочет есть. Кукла голодна).

Уточнять значения слов в процессе их сопоставления — в связной речи, в конкретной ситуации в условиях деятельности: Вова уронил лопату. Лопата упала (уронил — упала, положил — лежит, повесил — висит, поставил — стоит, кормит— ест и т. п.).

Уточнять значения слов разной меры обобщенности в ходе их сопоставления в связной речи (Мишка, машина... — игрушки. Лиса, волк, корова, собака — животные. Лиса, волк — дикие животные. Корова, свинья — домашние животные).

Читать текст по книге (со знакомым содержанием и словесным оформлением) и составлять развернутый его пересказ с добавлением предшествующих и последующих событий.

Темы занятий. Ранее изученные темы делятся на подтемы (времена года —- зимние месяцы, весенние месяцы; праздники и развлечения — новогодняя елка, зимние развлечения детей и т. п.).

Словарь. Из общего словаря, рассчитанного на четыре года обучения, намечается для усвоения 1200—1300 слов.

Ill квартал

Требования к обучению. Самостоятельно составлять рассказ из 5—7 предложений о событиях в группе, дома, на улице.

Составлять описание предметов с использованием прилагательных, необходимых для раскрытия свойств и качеств предмета (цвет, форма, величина, материал, качество и т. п.).

Читать текст по книге с выделением героя рассказа (О ком говорится? О ком написано? О ком читал?) и описанием его деятельности (Что он делает? Когда он что-то делал? Где? С кем? Зачем? Почему?).

Уметь записывать заданные слова печатными буквами (Напиши весенние месяцы. Напиши, кто есть в семье. Напиши, что стоит на полке и т. д.).

Передавать поручения через третье лицо (Скажи Саше, чтобы полил цветок. Попроси Сашу принести воды и т. д.).

Темы занятий. Работа ведется в пределах тем, предусмотренных программой на четыре года обучения.

Словарь. Из общего словаря для активного использования намечается до 1500 слов.

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ

Кто, что это? Назови.... Какие (каких) ты знаешь...? Корова, собака, кошка — это домашние животные. Овощи — это лук, морковь, огурец... . Конфеты —это не фрукты. Мальчика зовут Вова, зовут не Вова, а Сережа. Яне Оля, я— Сережа.

Где лежит (стоит, живет, растет) ? Медведь живет в лесу. Шкаф стоит около окна. Гриб растет под елкой.

Чей? Чья? Чье? Чьи? Сашина мама пришла. На снегу есть птичьи следы. Мои варежки порвались.

У кого? У чего? У дома высокая труба. У собаки четыре лапы. У стула мягкое сиденье. У пальто два кармана.

Что случилось? У Саши (у меня, у тебя...) выпал зуб. У Оли болит палец. Цветы завяли.

Какой аквариум? Какой дом? Аквариум большой, круглый,

Наши рекомендации