Методика развития речи дошкольников.

Лекция №1. 08.02.13

Методика развития речи дошкольников.

- педагогическая наука, изучающая особенности педагогической деятельности, направленной на формирование речи детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Типы занятий:

1. формирование произношения

2. занятия по развитию речи

1) занятия по формированию лексико-грамматических категорий

2) занятия по формированию и развитию связной речи

3) занятия по подготовке обучению грамоте

Методика развития речи включает в себя:

1. Расширение уточнения и активизации словарного запаса

2. Формирование грамматического строя речи

3. Формирование или развитие связной речи (диалогической и монологической)

Работа по этим направлениям направлена на развитие понимания речи (импрессивной речи) и на активное использование в речи (экспрессивной речи)

Методика развития речи связана с научными отраслями:

- педагогика

- психология

- лингвистика и психолингвистика

- дидактика

- физиология

Из психологии: Развитие ребёнка – есть явление социальное и его развитие обусловлено социальными факторами. Ведущая роль обучения и воспитания в умственном развитии ребёнка (Выготский, Рубинштейн, Давыдов). Положение о зоне ближайшего развития. Положение о ведущем виде деятельности (игровой). Положение об особенностях психических процессов и свойств личности дошкольника. Положение о развитии ребёнка только на фоне практической деятельности. Речь – один из видов интеллектуальной деятельности.

Из лингвистики: язык – как важнейшее средство общения людей и освоения окружающей действительности. Положение о единице речевой деятельности, положение о речевом акте. Фонетика и орфоэпия исследуют произносительную сторону речи. Лексикология – раздел изучает лексические единицы, словарный состав, индивидуальный лексикон. Положения о грамматике русского языка. Законы функционирования лексических и грамматических единиц. Онтолингвистика – работы Гвоздева, Щерба.

Из психолингвистики: теория построения речевого высказывания, данные об особенностях восприятия и понимания речи. Данные об особенностях восприятия и понимания текста. Данные физиологов – постулат о том, что развитие речи является сложным процессом и обеспечивается сложным физиологическим механизмом в зависимости от содержания речевого высказывания.

Из дошкольной педагогики: дидактические требования, методики, принципы.

Из логопедии: представления о патогенезе. Знание структуру различных видов речевых нарушений.

Из дидактики: дидактические принципы обучения и дидактические требования к подготовке и предъявлению материала.

Теоритические основы методики развития речи.

Положение лингвистики о языковой способности. В другой терминологии, языковая способность – чувство языка. Языковая компетенция – языковая способность + знания из области языка.

Языковая способность – чувство языка, способность употреблять формы, которых мы не могли слышать, сочетать слова по определённым законам. Эта способность базируется на грамматическом инстинкте, в основе которого лежит речевая организация, имеющая психофизиологические корни. Щерба.

Языковая способность – многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в процессе онтогенетического развития. А.А.Леонтьев

Языковая способность- род интеллектуальной и речевой деятельности, направленной на овладение языком в основе которой лежитзнако-символическая деятельность и проявляется в творческом использовании различных языковых единиц. В логопедии.

Занятия по развитию речи.

1. Формулировка темы занятия. В соответствии с лексической темой.

Тема: Овощи (1 занятие)

2. Цель: обучение составлению описательного рассказа/ текста/ рассказа повествовательного характера по теме.

На 1ом занятии можно остановиться на уровне фразы. Целью второго, тогда будет являться составление текста.

3. Задачи:

1) Образовательные – расширение представлений об окружающем мире

2) Коррекционные – расширять и уточнять словарный запас существительных (глагольный/номинативный/предикативный словарь по теме)/ расширять, уточнять, активизировать предметный словарь и словарь признаков; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе/закреплять умение образовывать существительные с суффиксами «ок» и «ка»; закрепить умение продуцировать фразу с союзами А и И; учить правильно употреблять существительные женского рода с окончанием «а»; учить детей описывать предмет с опорой на картинку/ учить составлять повествовательный рассказ с опорой на серию картинок.

Коррекционные задачи всегда начинаются со словаря, вторая – по грамматике.

3) Воспитательные– воспитывать умение работать в команде

4. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей, серия картин «…», техника

5. Речевой материал:

Существительные:

Прилагательные:

Существительные с суффиксом «ок» (если были в задачах)

Предложения: (тип предложения)

Эталонный текст: (тот, который хотелось бы услышать от ребёнка)

6. План конспекта

Организационный момент (не номеруется в конспекте). До 1 минуты. Сядет тот, кто перед Васей, за Петей. Сядет тот, у кого длинные волосы, теперь – у кого короткие. Сядет тот, у кого на столе лежит вот такая картинка (не называть овощи).

1) Введение в тему. Загадки. Волшебный мешочек. Дети должны назвать обобщающее слово. Логопед выставляет на наборное полотно расположение овощей и просит детей перевернуть картинку и назвать. Инструкция: «Дети, - это волшебный мешочек. Что в нём?». Инструкция должна быть короткой. «Как мы это назовём всё вместе?» (Разделить на группы: приготовления и выращивание).

2) Дидактическая игра «Поможем Незнайке приготовить обед». «Что может приготовить белочка, чтобы приготовить себе запасы на зиму?». Чистят, парят, жарят, сушат, консервируют, солят, тушат.

3) Дидактическая игра «Собери урожай». Выкапывать, срывать, выдергивать, срезать. «Ежик позвал белочку помочь собрать ему урожай». Или каждому на стол конверт с овощами «Что из этого выдёргивают?». «Когда я покажу овощ, который выкапывают – хлопните в ладоши». Игра «день-ночь» (просыпаемся, когда я скажу правильный ответ)

-Дети сами называют глаголы. На стол каждому картинку с овощем изображением вниз. Спросить каждого, что с этим делают.

4) Игра “Большой - маленький” (с мячом) «Будем играть в мяч, я называю большой предмет, а вы – ласково».

Помидор - помидорчик морковь-морковочка

Огурец - огурчик тыква - тыковка

Лук - лучок свёкла - свёколка

Чеснок - чесночок капуста - капустка

Горох - горошек картошка – картошечка

4) -Какой у тебя суп? У каждого ребёнка кастрюлька, на неё кладут картинку с овощем. Тыквенный/луковый/гороховый/фасолевый суп. Можно поменяться с соседом картинкой. Перевернуть картинку обратно «Чего у вас нет?» - горохового/фасолевого супа.

«Я сварила…» - фасолевый суп.

5) Динамическая пауза. Расслабляющие: литература по заиканию (логопедическая ритмика). Активирующие: Дьякова, Семенович «комплексная методика психомоторной коррекции» - по 3 блокам мозга.Дыхание+движение не могут выполнить дети с пирамиднойнедостатьчностью

6) Развитие связной речи. Описание предмета. Сравнительный текст. Помидор и огурец. Рисуется схема (цвет, форма, вкус, где растёт, какой на ощупь, что с ним можно делать). Структура фразы: «Помидор _____, а огурец _____» или «помидор _______ и огурец ______».

7) Рассказ по цепочке. По схеме – по одному человеку. Сильный ребёнок – весь текст, за ним, по очереди, повторяют остальные.

8) Итог. Оценка работы детей (каждого), вопрос: во что тебе понравилось играть? О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового? Во что мы играли? «смотрите, кто к нам пришёл! Расскажите ему, что мы сегодня делали?»

· Пожиленко «Волшебный мир звуков» - занятия по развитию произношения, сценарии игр.

· Нищева «Конспекты занятий»

Лекция №3. 05.04.13

Лекция №1. 08.02.13

Методика развития речи дошкольников.

- педагогическая наука, изучающая особенности педагогической деятельности, направленной на формирование речи детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Типы занятий:

1. формирование произношения

2. занятия по развитию речи

1) занятия по формированию лексико-грамматических категорий

2) занятия по формированию и развитию связной речи

3) занятия по подготовке обучению грамоте

Методика развития речи включает в себя:

1. Расширение уточнения и активизации словарного запаса

2. Формирование грамматического строя речи

3. Формирование или развитие связной речи (диалогической и монологической)

Работа по этим направлениям направлена на развитие понимания речи (импрессивной речи) и на активное использование в речи (экспрессивной речи)

Методика развития речи связана с научными отраслями:

- педагогика

- психология

- лингвистика и психолингвистика

- дидактика

- физиология

Из психологии: Развитие ребёнка – есть явление социальное и его развитие обусловлено социальными факторами. Ведущая роль обучения и воспитания в умственном развитии ребёнка (Выготский, Рубинштейн, Давыдов). Положение о зоне ближайшего развития. Положение о ведущем виде деятельности (игровой). Положение об особенностях психических процессов и свойств личности дошкольника. Положение о развитии ребёнка только на фоне практической деятельности. Речь – один из видов интеллектуальной деятельности.

Из лингвистики: язык – как важнейшее средство общения людей и освоения окружающей действительности. Положение о единице речевой деятельности, положение о речевом акте. Фонетика и орфоэпия исследуют произносительную сторону речи. Лексикология – раздел изучает лексические единицы, словарный состав, индивидуальный лексикон. Положения о грамматике русского языка. Законы функционирования лексических и грамматических единиц. Онтолингвистика – работы Гвоздева, Щерба.

Из психолингвистики: теория построения речевого высказывания, данные об особенностях восприятия и понимания речи. Данные об особенностях восприятия и понимания текста. Данные физиологов – постулат о том, что развитие речи является сложным процессом и обеспечивается сложным физиологическим механизмом в зависимости от содержания речевого высказывания.

Из дошкольной педагогики: дидактические требования, методики, принципы.

Из логопедии: представления о патогенезе. Знание структуру различных видов речевых нарушений.

Из дидактики: дидактические принципы обучения и дидактические требования к подготовке и предъявлению материала.

Наши рекомендации