Методы воспитания, их реализация
вается кТСМе коррекционных учреждений воспитание рассматри-ак Формирование и развитие личности в различных ее
проявлениях. Главное, чтобы жизнь в обществе подростка с нарушением умственного развития была осмысленной, он понимал систему социальных отношений, их содержание и таким образом становился личностью.
Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической).
Методы воспитания не могут быть использованы вне содержания воспитания, вне педагогической системы.
Методы воспитания необходимо отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средства — это предметы материальной и духовной культуры. Через средства можно решать педагогические задачи.
Существуют разные подходы и классификации методов в системе воспитания как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г.Еременко (1985) в первую группу методов относит методы убеждения. Г. М. Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы:
- направленные на формирование взглядов, убеждений и обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности;
- помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности;
- помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения;
- формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внуше
ние. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечи
вается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рас
сказом.
Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.
Третью группу составили методы стимулирования — поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а так же воспитателем.
Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно.
Используя наказание как систему воздействия на личности. педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить-
_ не всякое наказание может решить поставленную задачу; ~ наказание не дает право воспитателю унижать личность вос-туемого, требовательность должна сочетаться с уважением к
личности;
_ воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;
- нельзя применять коллективные наказания — запрещать просмотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;
- недопустимо наказывать за болезненные проявления;
- меры физического воздействия со стороны воспитателя, учащихся запрещены.
Все перечисленные методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.
7.6. Направления и содержание воспитательного процесса
В начальных классах специальной (коррекционной)
Школы VIII вида
Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вторичных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается на учебе, поведении.
Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на развитие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприятия.
К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность.
По мере обучения мышление и речь корригируются, но остается еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в Умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, Упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать
ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручени-
>Участвуют в простейших видах трудового процесса, овладевать гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты
>резко меняются взаимоотношения в детском коллективе. Вос ИЖе представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах
специальной (коррекционной) школы VIIIвида.
Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления Содержание
воспитательной работы воспитательной работы
Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие.
2. Формирование целостного отношения к природе.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Культура поведения, общения.
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на Земле.
2. Один день природы. Экологическая культура.
3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.
4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья 1. Формирование санитарно-гигие-
и физическое развитие нических умений и навыков.
2. Гигиена — ценное условие силы и красоты тела.
3. Предметы гигиенической помощи.
4. Физические упражнения и их влияние на здоровье человека.
Трудовая диагностика, 1. Формирование бытовых умений и
ручной труд навыков.
2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.
3. Труд как вид отдыха.
4. Труд как помощь другому человеку.
5. Умственный труд. Культура умственного труда.
Формирование отношений 1. Человек и его отношение к себе и
к стране, государству, другим.
человеку 2. Родина. Отношение к Родине.
3. Различия людей в обществе.
4. Память о героях. Отношение к ним.
5. Общение людей в обществе.
Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образования. Система дополнительного образования направлена на удовлетворение потребности детей в саморегуляции личностного характера, творчестве в определенных видах деятельности. В условиях специального образования дополнительное образование осуществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов п интересам.
Деятельность учащихся 7—10 лет школы VIII вида должна быть посильной для них, удовлетворять их запросы, носить
игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическом планировании может представить каждое направление по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям
Личностное развитие 1-я четверть
1. Мой учебный день.
2. Мои друзья по классу. г. Это наши книжки.
4. У нас все умеют писать, читать, считать.
5. Я — школьник.
6. Мы дружны, нам все интересно.
2-я четверть
1. Всегда надо говорить правду.
2. В нашей группе всем хорошо.
3. Я могу помочь другим.
4. Мои первые оценки.
5. Наши поручения.
3-я четверть
1. Уважай мнение другого.
2. Помоги, тебе тоже помогут.
3. Ты стал на год старше.
4. В классе много интересных дел.
5. Что надо сделать во время каникул.
4-я четверть
1- У нас скоро закончится учебный год.
2. Мои успехи и неудачи.
3- Надо много успеть сделать.
4. Спасибо школе, моим друзьям.
5. Все будет только хорошо.
казанные подходы к реализации комплексной программы тре-
ни^Т Подвел-ения итогов в виде этических бесед, детского утренника.
Человек и окружающий мир
1-я четверть
2- Источники жизни на Земле.
То нас окружает, забота о природе.
3. Отношение человека к животным.
4. Зимние забавы.
5. Законы природы.
2-я четверть
1. Жизнь леса. Человек и лес.
2. Человек как часть природы.
3. Чем полезен лес?
4. Реки, моря. С чего начинается река?
5. Растения леса.
3-я четверть
1. Погода. Что значит: тепло — холодно, воздух — ветер, снег — дождь?
2. Картины леса. Школьники — друзья леса.
3. Что дарит человеку природа?
4. Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения.
5. Животные лесов.
4-я четверть
1. Человек — друг полей, лесов и морей.
2. Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк.
3. Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас.
4. Человек и животный мир.
5. Источники жизни.
Охрана здоровья и физическое развитие
1-я четверть
1. Гигиена — главное санитарное требование.
2. В здоровом теле — здоровый дух.
3. Уход за кожей.
4. Предметы личной гигиены.
5. Утренняя зарядка.
6. Физические упражнения, правильное их использование.
2-я четверть
1. И фа — здоровье — дружба.
2. Гигиена мальчика.
3. Гигиена девочки.
4. Уход за одеждой, обувью.
5. Игры во дворе, на площадке.
3-я четверть
1. Зимние забавы.
2. Требования к соблюдению гигиенических условий жизни.
3. Система правильного питания.
4. Обувь и заболевания ног.
5. Здоровье — красота.
ПО
4-я четверть
1 Как избежать травмы.
2 Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться.
3 Уход за волосами, руками, лицом. 4. Игра в зале. Требования.
5^ Сильные, ловкие, смелые.
Трудовая диагностика, ручной труд
1-я четверть
1. Листья в лесу.
2. Что нас окружает в школе.
3. Экскурсия в школьные мастерские.
4. Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых).
5. Лес осенью. Наша помощь.
2-я четверть
1. Я готов к занятиям в школе.
2. Я люблю водные процедуры.
3. Дружно встретим Новый год.
4. Герои сказок (итоги студии «Поделки»).
5. Только в труде можно выразить себя (3—4-е классы).
3-я четверть
1. В труде рождаются сказки.
2. Мой трудовой день.
3. Праздник умелых, находчивых.
4. Это мы готовим птицам.
5. Выставка ручных изделий.
4-я четверть
1. В гостях у мастеров.
2. Дела в нашей мастерской.
3. Это полезно всем.
4. Спасибо вам, учителя.
5. Праздник труда.
формирование отношений к стране, государству,
человеку
1-я четверть •• Это наша школа.
• Что нас окружает? Наши соседи.
■ "«о можно сделать за один день? ч- *>дина. Она есть у каждого.
2-я четверть
1. У нас в гостях школьники с Урала.
2. Родина — это страна. Ее название — Россия.
3. У нас есть главный город — это столица Москва.
4. Мы — москвичи. Требования к москвичам.
5. Москва праздничная.
3-я четверть
1. Мы гордимся своей страной.
2. Они нас охраняют, защищают.
3. Герои. Кто это? Почему мы помним о них?
4. Москва вечерняя.
5. Что значит быть гражданином России?
4-я четверть
1. У нас праздник Победы.
2. Мы дружные.
3. Что значит быть вежливым?
4. Итоговые сборы, праздники тематического характера.
Учащиеся 1 —4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех направлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интерната, просить оказать помощь в приобретении материала для ручного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адаптируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. Достаточно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобрение. Через систему начального приобщения к трудовой деятельности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание трудиться.
Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к собственному Я. В потоке современной информации становится труднее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят воспитателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе.
Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не такой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учебное заведение.
Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начинают дружить с социально опасными подростками. Здесь огромную роль играет воспитатель.
7 7. Направления и содержание воспитательной работы
в 5 —7-х классах специальной (коррекционной)
Школы VIII вида
Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что ни учатся в школе, которая значительно отличается по содержанию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оценки -быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похвалу стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей программы воспитания.
Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как выбрать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые воспитанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспитателю необходимо переключить детей на другой вид деятельности и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелательная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Доверие — главное условие воспитания в этот период.
Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере воспользоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помощи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.
У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авторитет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Такие изменения происходят и у подростков с нормальным интеллектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интеллекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность это-0 возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает "интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении
поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они считают,что результат будет все равно отрицательным, часто вместо я предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.
Непослушание, неподчинение выливаются в форму беспринципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращаются в интеллектуально-агрессивные или безразличные.
В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, который осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведения и деятельности — учебной и трудовой.
Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»1. Чувство взросления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них личность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в планировании режимных моментов, организации школьного самоуправления.
Основные направления и содержание воспитательной работы в 5—7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления Содержание
воспитательной работы воспитательной работы
Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание.
2. Формирование потребностей.
3. Развитие интереса.
4. Культура повеления.
5. Труд — основа развития личности. Человек и окружающий 1. Деятельность как выражение собст-мир. Реальность и жизнь венного утверждения.
2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких людей.
3. Общение с природой, ценности природы.
4. Забота о сохранении природы.
5. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино.
6. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.
Охрана и укрепление 1. Гигиена как условие сохранения
здоровья, физическое здоровья.
развитие 2. Физическая культура — обязатель-
ный учебный предмет.
3. Использование физических упражнений для развития двигательных качеств.
4. Погода и занятия в различные времена года.
1 Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе- -М., 1982. - С. 145.
5. Игры и игровая деятельность школьников.
6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.
Трудовое обучение 1. Кем ты хочешь быть?
и воспитание 2. В труде - счастье человека.
3. Физический труд. Основы профессионального труда.
4. Отношение людей к труду.
5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда.
6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуальных запросов человека.
Человек как общественная 1. Общение людей. Понятия мораль-
личность. Условия жизни ных и нравственных критериев,
и деятельности человека 2. Отношения между людьми.
3. Выбор друзей.
Отечество. Родина. Твои 1. Понятие Родины. Люди близкие,
родители. В чем заключа- родные, родственники,
ется счастье человека? 2. Ты и твоя Родина.
3. Край, город, село, дом, школа — Родина.
4. Труд на благо Родины.
5. Гордость за Родину, ее проявления.
Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям
Развитие личности
1-я четверть
1- В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.
2. Азбука взросления.
3. Уважай других, заслужишь внимание и ты.
4. Справедливость и сочувствие.
5. Доверием надо дорожить.
2-я четверть
• • Здесь интересно, весело.
2- Дела необходимые, полезные.
*■ Будь внимателен к советам.
*' ° Чем ты сомневаешься? • спрашивай, советуйся.
3-я четверть
1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?
2. Кому и как помочь?
3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?
4. Советуйся с близкими, друзьями.
5. Во всех делах ты утверждаешь себя.
4-я четверть Итоговые беседы, праздники, сборы.
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь
1-я четверть
1. Мир счастья, тревог и надежд.
2. Сильный и слабый, научись уставать.
3. Взаимоотношения человека с окружающим миром.
4. Познай себя.
5. Твой день, его содержание.
2-я четверть
1. Школа, твои дела.
2. Что тебя интересует (по выбору).
3. Что потерял, то не вернуть.
4. Умей устоять перед соблазном.
3-я четверть
1. Проверь себя. Чем ты полезен природе.
2. Ты в транспорте, кино, в походе.
3. В природе все взаимосвязано.
4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.
5. Человек — творец мира.
4-я четверть
1. Твое поведение в различных ситуациях.
2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники,
викторины).
3. Один день с природой.
Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие
1-я четверть
1. В мире игр, спорта, побед.
2. В чем секрет молодости и здоровья.
3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и
спортом.
4. Гимнастика — жизнь и успех.
5. Выбери сам, посоветуйся.
2-я четверть
i Праздник здоровья, твое участие.
2 Чаше смотри в зеркало.
3 Обувь — красота, здоровье, удобство.
4. Умей себя представить.
5. В мире игры.
3-я четверть
1 Погода не терпит слабых.
2 Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).
3 Ты взрослый. Предметы личной гигиены.
4. Готовь себя к лету.
5. Гармония развития, ее слагаемые.
4-я четверть
1. Солнце, воздух и вода — наши друзья.
2. Гигиенические требования в условиях весны, лета.
3. Уход за телом в разных погодных условиях.
4. Летняя спартакиада. Твое участие.
Трудовое обучение и воспитание 1-я четверть
1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошедший учебный год.
2. Ты не ошибся в выборе профессии?
3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим?
4. Как ты провел трудовое лето?
2-я четверть
1. Твоя помощь школе.
2- Труд — основа жизни.
3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.
4. Успехи учебного труда, радости и огорчения.
3-я четверть
Г Наш субботник, участие в нем.
2. Участие в празднике труда.
3. Профессия — серьезный выбор.
■ Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.
»• Твой трудовой день.
4-я четверть
■ Физический и интеллектуальный труд.
*• 'РУД женщин и мужчин.
4 '1ом°жем школе.
Рудовая деятельность — основа жизни человека.
Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека
1-я четверть
1. Мы хорошо знаем друг друга.
2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?
3. Содержание прожитого дня.
4. Достоинство и недостатки человека.
5. Наши общие дела.
2-я четверть
1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).
2. Как познакомиться с человеком.
3. В мире трудовых дел.
4. Наш гражданский долг.
3-я четверть
1. Чем мы похожи и чем отличаемся.
2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».
3. Красота человека, в чем она.
4. Праздник Труда.
4-я четверть
1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.
2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела.
3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение.
4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.
Отечество — Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека
1-я четверть
1. Моя семья. Взаимоотношения в семье.
2. Родственники. Родословная.
3. Дом, где ты родился, вырос.
2-я четверть
1. Все, что вокруг нас, — общее.
2. Ты гражданин своей страны.
3. Забота о Родине.
4. Приумножить славу Родины
5. С чего начинается Родина.
3-я четверть
1. Человек и его положение в обществе.
2. Правовые отношения в обществе.
3. Человек как патриот Родины.
4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина.
5. Подвиг, его проявления.
4-я четверть Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие. 2 Люди, их история.
V Самое дорогое для тебя место на планете Земля. 4 Страна, отчизна - Родина. .' праздник «В семье дружбы и равенства».
результат воспитательного воздействия педагога — развитие
личности учащегося. Это возможно только при взаимном дове-оии участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с'ним играет, трудится, радуется и огорчается, переживает неудачи.
Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по классу, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поручения помогают формировать у подростков правильные взаимоотношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчиков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Например, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».
Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школьного воспитания, но и свойственной таким детям потребительской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипными отношениями дефектологов к детям.
B системе специального образования школьников с нарушениями интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей лети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и ЗЛых> невыдержанных и безразличных. Нравственным отношение между учителем и учеником, воспитателем и воспитанни-ом в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида моет быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним. чителей и воспитателей в системе школьного специального учения можно разделить на два типа: автократический и авто-119
Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к соблюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай" как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо ць/ полнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, особенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14~_ 16 лет).
Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом личностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, предложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагогами дети чувствуют себя защищено , комфортно. И это очень важно, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, взаимоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо помочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуникативные способности и самостоятельность.
7.8. Направления и содержание воспитательногопроцесса в старших классах специальной (коррекционной) школы
VIII вида
Старший подростковый возраст в условиях специального воспитания является критическим, так как происходит бурное развитие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обучению, возникают новые влечения, появляется отрицательная мотивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.
Возникают новые идеалы для подражания, например: подросток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспитатель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешности, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики крайне категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подросткам способствует формированию у них дурных привычек.
В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; постоянно консультироваться с психологом, врачом школы.
вникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять домашние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицанательное отношение к учителям, воспитателям, которые оТР, т выполнения режимных моментов, неадекватное соотно-Т^° ие между уровнем знаний и личностными притязаниями. Един-lUC ,нНОе средство, с помощью которого подросток может пробить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность.
Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встречаются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У одних это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осторожно.
Изучение личности подростка может осуществляться с помощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, составления характеристик, изучения медицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4).
Собрав данные на каждого подростка, можно составить программу воспитания с учетом индивидуальных различий и обобщенных показателей.
Следует заметить, что данные группового обследования не всегда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей воспитатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей, Таблица 4 Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса (фамилия, имя, возраст, пол)
того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, соци. ального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста.
В программу заложены основы гражданского, нравственного трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием.
Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления Содержание
воспитательной работы воспитательной работы
Закаливание организма, 1. Использование различных средств
охрана здоровья, физи- закаливания,
ческое совершенство 2. Профилактика заболеваний, лече-
ние.
3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред.
4. Женское поведение, его положительные и отрицательные моменты.
5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физического совершенства.
Интеллектуальное и лично- 1. Это мне интересно,
стное совершенствование 2. Деятельность как средство личного
совершенствования.
3. Успех, неудача. Как правильно реагировать на их результат.
4. Мои друзья, у них многому можно поучиться.
Трудовая деятельность как 1. Трудовое воспитание как средство
средство развития и профес- жизнедеятельности,
сиональной зрелости 2. Профессиональное образование.
3. Выбор профессии, мои возможности.
4. Трудовая деятельность человека.
5. Законы трудовой чести.
Нравственные категории 1. Основные показатели нравстиенно-
и понятия. Нравственная го совершенствования,
зрелость 2. Основы правового воспитания.
3. Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения.
4. Мир человека и его нравственны чувства.
5. Личностные проявления: любовь,
забота, дружба.
гт) омирование гражданско- 1. Понятия и общественные нормы,
долга, сознательной 2. Общество, страна, государство,
иплины 3. Отношения людей в процессе жиз-
ни и деятельности. 4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека. «Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.
Н. Г. Чернышевский 2. Король вальса (И. Штраус).
3. «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания).
4. Великий живописец (Левитан).
5. В труде счастлив человек.
6. Природа — берегите ее!
7. Умей слушать, видеть и создавать.
Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца.
Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.
У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей).
Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики.
Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни.
Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то з взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверст-
у учительные изменения происходят в познавательной сфере. ю ная Деятельность резко меняется. Некоторые подростки отда-яв пРеДпочтение тому учебному предмету, где они могут про-
ь себя как личности, — трудового обучения, физической куль-вити Изо^Разительной деятельности. Происходят изменения в раз-
и внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учите-
ля, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше концентрировать внимание подростка на положительном резуп'6' тате.
Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется док рожелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этот состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.
Вопросы и задания
1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.
2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?
3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах.
4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.
5. Перечислите общие принципы воспитания.
6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания?
7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании?
8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.
9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный под- | ходы в воспитании?
10. Почему метод приучения имеет особое значение?
11. Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания.
12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике?
13. Почему н