Методы воспитания, их реализация

вается кТСМе коррекционных учреждений воспитание рассматри-ак Формирование и развитие личности в различных ее

проявлениях. Главное, чтобы жизнь в обществе подростка с нару­шением умственного развития была осмысленной, он понимал систему социальных отношений, их содержание и таким образом становился личностью.

Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирова­ния уровня воспитанности, а также способ педагогического уп­равления деятельностью школьника (трудовой, общественной познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологи­ческой).

Методы воспитания не могут быть использованы вне содержа­ния воспитания, вне педагогической системы.

Методы воспитания необходимо отличать от средств воспита­ния, с которыми они связаны. Средства — это предметы матери­альной и духовной культуры. Через средства можно решать педа­гогические задачи.

Существуют разные подходы и классификации ме­тодов в системе воспитания как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г.Еременко (1985) в пер­вую группу методов относит методы убеждения. Г. М. Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы:

- направленные на формирование взглядов, убеждений и обес­печивающиеся как обмен информацией в системе педагогичес­кой деятельности;

- помогающие организовать деятельность ученика, стимулиру­ющие мотивы деятельности;

- помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения;

- формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внуше­
ние. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечи­
вается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рас­
сказом.

Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приуче­ние, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.

Третью группу составили методы стимулирования — поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида за­висит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а так же воспитателем.

Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует со­знательно и злонамеренно.

Используя наказание как систему воздействия на личности. педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить-




_ не всякое наказание может решить поставленную задачу; ~ наказание не дает право воспитателю унижать личность вос-туемого, требовательность должна сочетаться с уважением к

личности;

_ воспитанник должен знать, за что его наказали, как действо­вать в дальнейшем, понимать свою вину;

- нельзя применять коллективные наказания — запрещать про­смотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;

- недопустимо наказывать за болезненные проявления;

- меры физического воздействия со стороны воспитателя, уча­щихся запрещены.

Все перечисленные методы воспитания используются комп­лексно и направлены на формирование сознательного нравствен­ного поведения, положительных черт личности.

7.6. Направления и содержание воспитательного процесса

В начальных классах специальной (коррекционной)

Школы VIII вида

Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвы­чайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вто­ричных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается на учебе, поведении.

Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз­витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприя­тия.

К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к услови­ям коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному про­цессу, активизируется познавательная деятельность.

По мере обучения мышление и речь корригируются, но оста­ется еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в Умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, Упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать

ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручени-

>Участвуют в простейших видах трудового процесса, овладева­ть гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты

>резко меняются взаимоотношения в детском коллективе. Вос ИЖе представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах

специальной (коррекционной) школы VIIIвида.

Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие.

2. Формирование целостного отноше­ния к природе.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Культура поведения, общения.
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на Земле.

2. Один день природы. Экологическая культура.

3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.

4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья 1. Формирование санитарно-гигие-
и физическое развитие нических умений и навыков.

2. Гигиена — ценное условие силы и красоты тела.

3. Предметы гигиенической помощи.

4. Физические упражнения и их влия­ние на здоровье человека.

Трудовая диагностика, 1. Формирование бытовых умений и

ручной труд навыков.

2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

5. Умственный труд. Культура умствен­ного труда.

Формирование отношений 1. Человек и его отношение к себе и

к стране, государству, другим.

человеку 2. Родина. Отношение к Родине.

3. Различия людей в обществе.

4. Память о героях. Отношение к ним.

5. Общение людей в обществе.

Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образова­ния. Система дополнительного образования направлена на удов­летворение потребности детей в саморегуляции личностного ха­рактера, творчестве в определенных видах деятельности. В услови­ях специального образования дополнительное образование осу­ществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов п интересам.

Деятельность учащихся 7—10 лет школы VIII вида должна быть посильной для них, удовлетворять их запросы, носить

игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическом планировании может представить каждое направление по четвертям.

Планирование воспитательного процесса по четвертям

Личностное развитие 1-я четверть

1. Мой учебный день.

2. Мои друзья по классу. г. Это наши книжки.

4. У нас все умеют писать, читать, считать.

5. Я — школьник.

6. Мы дружны, нам все интересно.

2-я четверть

1. Всегда надо говорить правду.

2. В нашей группе всем хорошо.

3. Я могу помочь другим.

4. Мои первые оценки.

5. Наши поручения.

3-я четверть

1. Уважай мнение другого.

2. Помоги, тебе тоже помогут.

3. Ты стал на год старше.

4. В классе много интересных дел.

5. Что надо сделать во время каникул.

4-я четверть

1- У нас скоро закончится учебный год.
2. Мои успехи и неудачи.

3- Надо много успеть сделать.

4. Спасибо школе, моим друзьям.

5. Все будет только хорошо.

казанные подходы к реализации комплексной программы тре-

ни^Т Подвел-ения итогов в виде этических бесед, детского утрен­ника.

Человек и окружающий мир

1-я четверть

2- Источники жизни на Земле.

То нас окружает, забота о природе.

3. Отношение человека к животным.

4. Зимние забавы.

5. Законы природы.

2-я четверть

1. Жизнь леса. Человек и лес.

2. Человек как часть природы.

3. Чем полезен лес?

4. Реки, моря. С чего начинается река?

5. Растения леса.

3-я четверть

1. Погода. Что значит: тепло — холодно, воздух — ветер, снег — дождь?

2. Картины леса. Школьники — друзья леса.

3. Что дарит человеку природа?

4. Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения.

5. Животные лесов.

4-я четверть

1. Человек — друг полей, лесов и морей.

2. Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк.

3. Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас.

4. Человек и животный мир.

5. Источники жизни.

Охрана здоровья и физическое развитие

1-я четверть

1. Гигиена — главное санитарное требование.

2. В здоровом теле — здоровый дух.

3. Уход за кожей.

4. Предметы личной гигиены.

5. Утренняя зарядка.

6. Физические упражнения, правильное их использование.

2-я четверть

1. И фа — здоровье — дружба.

2. Гигиена мальчика.

3. Гигиена девочки.

4. Уход за одеждой, обувью.

5. Игры во дворе, на площадке.

3-я четверть

1. Зимние забавы.

2. Требования к соблюдению гигиенических условий жизни.

3. Система правильного питания.

4. Обувь и заболевания ног.

5. Здоровье — красота.

ПО

4-я четверть

1 Как избежать травмы.

2 Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться.

3 Уход за волосами, руками, лицом. 4. Игра в зале. Требования.

5^ Сильные, ловкие, смелые.

Трудовая диагностика, ручной труд

1-я четверть

1. Листья в лесу.

2. Что нас окружает в школе.

3. Экскурсия в школьные мастерские.

4. Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых).

5. Лес осенью. Наша помощь.

2-я четверть

1. Я готов к занятиям в школе.

2. Я люблю водные процедуры.

3. Дружно встретим Новый год.

4. Герои сказок (итоги студии «Поделки»).

5. Только в труде можно выразить себя (3—4-е классы).

3-я четверть

1. В труде рождаются сказки.

2. Мой трудовой день.

3. Праздник умелых, находчивых.

4. Это мы готовим птицам.

5. Выставка ручных изделий.

4-я четверть

1. В гостях у мастеров.

2. Дела в нашей мастерской.

3. Это полезно всем.

4. Спасибо вам, учителя.

5. Праздник труда.

формирование отношений к стране, государству,

человеку

1-я четверть •• Это наша школа.

• Что нас окружает? Наши соседи.

■ "«о можно сделать за один день? ч- *>дина. Она есть у каждого.

2-я четверть

1. У нас в гостях школьники с Урала.

2. Родина — это страна. Ее название — Россия.

3. У нас есть главный город — это столица Москва.

4. Мы — москвичи. Требования к москвичам.

5. Москва праздничная.

3-я четверть

1. Мы гордимся своей страной.

2. Они нас охраняют, защищают.

3. Герои. Кто это? Почему мы помним о них?

4. Москва вечерняя.

5. Что значит быть гражданином России?

4-я четверть

1. У нас праздник Победы.

2. Мы дружные.

3. Что значит быть вежливым?

4. Итоговые сборы, праздники тематического характера.

Учащиеся 1 —4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех на­правлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интер­ната, просить оказать помощь в приобретении материала для руч­ного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адап­тируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. До­статочно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобре­ние. Через систему начального приобщения к трудовой деятель­ности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание тру­диться.

Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к соб­ственному Я. В потоке современной информации становится труд­нее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят вос­питателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе.

Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не та­кой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учебное заведение.

Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начинают дружить с социально опасными подростками. Здесь огромную роль играет воспитатель.

7 7. Направления и содержание воспитательной работы

в 5 —7-х классах специальной (коррекционной)

Школы VIII вида

Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что ни учатся в школе, которая значительно отличается по содержанию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оценки -быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похва­лу стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей програм­мы воспитания.

Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как вы­брать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые вос­питанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспи­тателю необходимо переключить детей на другой вид деятельно­сти и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелатель­ная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Дове­рие — главное условие воспитания в этот период.

Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере восполь­зоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помо­щи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.

У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авто­ритет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Та­кие изменения происходят и у подростков с нормальным интел­лектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интел­лекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность это-0 возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает "интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении

поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они считают,что результат будет все равно отрицательным, часто вместо я предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.

Непослушание, неподчинение выливаются в форму бесприн­ципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращают­ся в интеллектуально-агрессивные или безразличные.

В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, ко­торый осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведе­ния и деятельности — учебной и трудовой.

Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»1. Чувство взрос­ления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них лич­ность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в пла­нировании режимных моментов, организации школьного само­управления.

Основные направления и содержание воспитательной работы в 5—7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание.

2. Формирование потребностей.

3. Развитие интереса.

4. Культура повеления.

5. Труд — основа развития личности. Человек и окружающий 1. Деятельность как выражение собст-мир. Реальность и жизнь венного утверждения.

2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких людей.

3. Общение с природой, ценности природы.

4. Забота о сохранении природы.

5. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино.

6. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.

Охрана и укрепление 1. Гигиена как условие сохранения

здоровья, физическое здоровья.

развитие 2. Физическая культура — обязатель-

ный учебный предмет.

3. Использование физических упраж­нений для развития двигательных качеств.

4. Погода и занятия в различные вре­мена года.

1 Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе- -М., 1982. - С. 145.

5. Игры и игровая деятельность школь­ников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.

Трудовое обучение 1. Кем ты хочешь быть?

и воспитание 2. В труде - счастье человека.

3. Физический труд. Основы профес­сионального труда.

4. Отношение людей к труду.

5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда.

6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуаль­ных запросов человека.

Человек как общественная 1. Общение людей. Понятия мораль-

личность. Условия жизни ных и нравственных критериев,

и деятельности человека 2. Отношения между людьми.

3. Выбор друзей.
Отечество. Родина. Твои 1. Понятие Родины. Люди близкие,

родители. В чем заключа- родные, родственники,

ется счастье человека? 2. Ты и твоя Родина.

3. Край, город, село, дом, школа — Родина.

4. Труд на благо Родины.

5. Гордость за Родину, ее проявле­ния.

Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.

Планирование воспитательного процесса по четвертям

Развитие личности

1-я четверть

1- В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.

2. Азбука взросления.

3. Уважай других, заслужишь внимание и ты.

4. Справедливость и сочувствие.

5. Доверием надо дорожить.

2-я четверть

• • Здесь интересно, весело.

2- Дела необходимые, полезные.
*■ Будь внимателен к советам.

*' ° Чем ты сомневаешься? • спрашивай, советуйся.

3-я четверть

1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?

2. Кому и как помочь?

3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?

4. Советуйся с близкими, друзьями.

5. Во всех делах ты утверждаешь себя.

4-я четверть Итоговые беседы, праздники, сборы.

Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь

1-я четверть

1. Мир счастья, тревог и надежд.

2. Сильный и слабый, научись уставать.

3. Взаимоотношения человека с окружающим миром.

4. Познай себя.

5. Твой день, его содержание.

2-я четверть

1. Школа, твои дела.

2. Что тебя интересует (по выбору).

3. Что потерял, то не вернуть.

4. Умей устоять перед соблазном.

3-я четверть

1. Проверь себя. Чем ты полезен природе.

2. Ты в транспорте, кино, в походе.

3. В природе все взаимосвязано.

4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.

5. Человек — творец мира.

4-я четверть

1. Твое поведение в различных ситуациях.

2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники,
викторины).

3. Один день с природой.

Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие

1-я четверть

1. В мире игр, спорта, побед.

2. В чем секрет молодости и здоровья.

3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и
спортом.

4. Гимнастика — жизнь и успех.

5. Выбери сам, посоветуйся.

2-я четверть

i Праздник здоровья, твое участие.

2 Чаше смотри в зеркало.

3 Обувь — красота, здоровье, удобство.

4. Умей себя представить.

5. В мире игры.

3-я четверть

1 Погода не терпит слабых.

2 Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).

3 Ты взрослый. Предметы личной гигиены.

4. Готовь себя к лету.

5. Гармония развития, ее слагаемые.

4-я четверть

1. Солнце, воздух и вода — наши друзья.

2. Гигиенические требования в условиях весны, лета.

3. Уход за телом в разных погодных условиях.

4. Летняя спартакиада. Твое участие.

Трудовое обучение и воспитание 1-я четверть

1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошед­ший учебный год.

2. Ты не ошибся в выборе профессии?

3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим?

4. Как ты провел трудовое лето?

2-я четверть

1. Твоя помощь школе.
2- Труд — основа жизни.

3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.

4. Успехи учебного труда, радости и огорчения.

3-я четверть

Г Наш субботник, участие в нем.

2. Участие в празднике труда.

3. Профессия — серьезный выбор.

■ Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.
»• Твой трудовой день.

4-я четверть

■ Физический и интеллектуальный труд.
*• 'РУД женщин и мужчин.

4 '1ом°жем школе.

Рудовая деятельность — основа жизни человека.

Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека

1-я четверть

1. Мы хорошо знаем друг друга.

2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?

3. Содержание прожитого дня.

4. Достоинство и недостатки человека.

5. Наши общие дела.

2-я четверть

1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).

2. Как познакомиться с человеком.

3. В мире трудовых дел.

4. Наш гражданский долг.

3-я четверть

1. Чем мы похожи и чем отличаемся.

2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».

3. Красота человека, в чем она.

4. Праздник Труда.

4-я четверть

1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.

2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела.

3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение.

4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.

Отечество — Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека

1-я четверть

1. Моя семья. Взаимоотношения в семье.

2. Родственники. Родословная.

3. Дом, где ты родился, вырос.

2-я четверть

1. Все, что вокруг нас, — общее.

2. Ты гражданин своей страны.

3. Забота о Родине.

4. Приумножить славу Родины

5. С чего начинается Родина.

3-я четверть

1. Человек и его положение в обществе.

2. Правовые отношения в обществе.

3. Человек как патриот Родины.

4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина.

5. Подвиг, его проявления.

4-я четверть Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие. 2 Люди, их история.

V Самое дорогое для тебя место на планете Земля. 4 Страна, отчизна - Родина. .' праздник «В семье дружбы и равенства».

результат воспитательного воздействия педагога — развитие

 

личности учащегося. Это возможно только при взаимном дове-оии участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с'ним играет, трудится, радуется и огорчается, пережи­вает неудачи.

Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по клас­су, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поруче­ния помогают формировать у подростков правильные взаимоот­ношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчи­ков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Напри­мер, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».

Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школь­ного воспитания, но и свойственной таким детям потребитель­ской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипны­ми отношениями дефектологов к детям.

 

B системе специального образования школьников с нарушения­ми интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей лети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и ЗЛых> невыдержанных и безразличных. Нравственным отноше­ние между учителем и учеником, воспитателем и воспитанни-ом в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида мо­ет быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним. чителей и воспитателей в системе школьного специального учения можно разделить на два типа: автократический и авто-119


Методы воспитания, их реализация - student2.ru

Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к соблюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай" как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо ць/ полнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, осо­бенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14~_ 16 лет).

Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом лич­ностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, пред­ложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагога­ми дети чувствуют себя защищено , комфортно. И это очень важ­но, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, вза­имоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо по­мочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуника­тивные способности и самостоятельность.

7.8. Направления и содержание воспитательногопроцесса в старших классах специальной (коррекционной) школы

VIII вида

Старший подростковый возраст в условиях специального воспитания является критическим, так как происходит бурное раз­витие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обуче­нию, возникают новые влечения, появляется отрицательная мо­тивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.

Возникают новые идеалы для подражания, например: подрос­ток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспи­татель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешно­сти, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики край­не категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подрост­кам способствует формированию у них дурных привычек.

В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; по­стоянно консультироваться с психологом, врачом школы.

вникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять домашние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицанательное отношение к учителям, воспитателям, которые оТР, т выполнения режимных моментов, неадекватное соотно-Т^° ие между уровнем знаний и личностными притязаниями. Един-lUC ,нНОе средство, с помощью которого подросток может про­бить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность.

Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встреча­ются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У од­них это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осто­рожно.

Изучение личности подростка может осуществляться с по­мощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа про­дуктов деятельности, составления характеристик, изучения ме­дицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4).

Собрав данные на каждого подростка, можно составить про­грамму воспитания с учетом индивидуальных различий и обоб­щенных показателей.

 

Следует заметить, что данные группового обследования не все­гда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей вос­питатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей, Таблица 4 Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса (фамилия, имя, возраст, пол)

того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, соци. ального положения созданного коллектива, участия его в реаль­ных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ вос­питания носит условный характер и выполняется всем педагоги­ческим коллективом при участии детей конкретного возраста.

В программу заложены основы гражданского, нравственного трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа пра­вильно выбирает не только направления, но и заполняет ее со­держанием.

Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Закаливание организма, 1. Использование различных средств

охрана здоровья, физи- закаливания,

ческое совершенство 2. Профилактика заболеваний, лече-

ние.

3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред.

4. Женское поведение, его положи­тельные и отрицательные моменты.

5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физи­ческого совершенства.

Интеллектуальное и лично- 1. Это мне интересно,
стное совершенствование 2. Деятельность как средство личного

совершенствования.

3. Успех, неудача. Как правильно реа­гировать на их результат.

4. Мои друзья, у них многому можно поучиться.

Трудовая деятельность как 1. Трудовое воспитание как средство

средство развития и профес- жизнедеятельности,

сиональной зрелости 2. Профессиональное образование.

3. Выбор профессии, мои возможно­сти.

4. Трудовая деятельность человека.

5. Законы трудовой чести.
Нравственные категории 1. Основные показатели нравстиенно-
и понятия. Нравственная го совершенствования,
зрелость 2. Основы правового воспитания.

3. Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения.

4. Мир человека и его нравственны чувства.

5. Личностные проявления: любовь,
забота, дружба.
гт) омирование гражданско- 1. Понятия и общественные нормы,
долга, сознательной 2. Общество, страна, государство,

иплины 3. Отношения людей в процессе жиз-

ни и деятельности. 4. Как мы живем? Понятия счастли­вой жизни человека. «Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.

Н. Г. Чернышевский 2. Король вальса (И. Штраус).

3. «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания).

4. Великий живописец (Левитан).

5. В труде счастлив человек.

6. Природа — берегите ее!

7. Умей слушать, видеть и создавать.

Большую роль играет формирование у подростков ответствен­ности за порученное, умения доводить начатое до конца.

Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкрет­ный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-ману­альный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.

У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигатель­ные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцент­рический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко вы­делиться среди своих товарищей).

Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики.

Поведение подростков в условиях специального обучения и вос­питания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассив­ный образ жизни.

Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то з взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверст-

у учительные изменения происходят в познавательной сфере. ю ная Деятельность резко меняется. Некоторые подростки отда-яв пРеДпочтение тому учебному предмету, где они могут про-

ь себя как личности, — трудового обучения, физической куль-вити Изоазительной деятельности. Происходят изменения в раз-

и внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учите-

ля, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше концентрировать внимание подростка на положительном резуп'6' тате.

Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется док рожелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют ини­циативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этот состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогиче­ские ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.

Вопросы и задания

1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.

2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) шко­лы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?

3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразова­тельной и коррекционной школах.

4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.

5. Перечислите общие принципы воспитания.

6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспита­ния?

7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комп­лексного подхода в воспитании?

8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.

9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный под- | ходы в воспитании?

10. Почему метод приучения имеет особое значение?

11. Перечислите основные подходы к классификации методов в об­щей теории воспитания.

12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике?

13. Почему н

Наши рекомендации