Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса

Во второй главе были раскрыты три основные формы образо­вательно-воспитательного процесса: массовые, групповые и ин­дивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы.

Форма работы — это мероприятие, которое направлено на до­стижение каких-либо целей и конкретных задач (К. Ю. Бабанский, 1977; П.И.Пидкасистый, 1996; С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцени-на, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е. Щуркова, 1991; и др.).

От способа организации воспитательного мероприятия зави­сит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым.

Многие авторы предлагают делить формы на общие (универ­сальные) и специальные (по отдельным направлениям). Каждое мероприятие имеет свою конкретную цель, вытекающую из об-"1СИ задачи воспитания (Т.А.Ильина, О.А.Журавлева, 1997;

rЈ> » раковский' ,998; Г.М.Дульнев, 1981; И.Г.Еременко, 1985; "•Ф.Мачихина, 1986).

(bo ассныи час- Классный час — одна из самых распространенных нияМи°СП"Тательно^ работы в условиях коррекционного воспита-о " и если общеобразовательные школы (массовые) постепенно Вот от эт°й формы, то в специальных коррекционных она до-уСл ° "Р°дуктивна, поскольку при ее использовании создаются МеЖлу Я ЛЛЯ °^шения учеников, налаживания взаимоотношений ся, CJ Воспитанниками, реализации единых требований кучащим-По'веде Местной с Учащимися выработки критериев нравственного ния, включения их в коллективные формы деятельности

Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу 1 воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться r коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков

Классный час проводится еженедельно, в специально отведен­ный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) — 20 — 25 минут п средней и старшей — 35 — 45 минут. От урока его отличает свобод­ная форма общения. В условиях специального обучения и воспита­ния классные часы должны иметь конкретную тематику нравствен­ного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, ре­зультаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д.

Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обя­занность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо:

- определить тему;

- выбрать форму проведения;

- учесть возможности воспитанников;

- определить цели и задачи;

- составить план проведения классного часа;

- распределить задания между учащимися;

- учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологи­ческие особенности.

Главное требование в проведении классного часа — участие всех воспитанников.

Содержание этических бесед может быть различным, прово­дить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями.

Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном при­мере этического характера. Дедуктивный путь — это косвенное воз­действие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4 —5-х классов.

Приведем примерную тематику классных часов по нравствен­но-этическому воспитанию для учащихся 5 —7-х классов специ­альной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного ут­верждения.

Тема 2. Взаимоотношения в мире.

Тема 3. Общение с природой, ценности природы.

Тема 4. Забота человека о сохранении природы.

Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литерату
ре, кино. е.

Тема 6. Экология. Участие школьников в решении эколог ских проблем.

Тема 7. Доброта и милосердие.

тема 8. Злость и ненависть — враги человека.

тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт).

Тема Ю- Я живу потому, что есть красота, которую надо беречь,классный час — одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собра­ний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, сво­их возможностей в их реализации. На групповом собрании воспи­татель может подводить результаты учебной, трудовой деятельно­сти обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправле­ния, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адек­ватного действия», посещении выставок.

Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготов­ки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и куль­турно-просветительного характера.

Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объек­том. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое глав­ное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, рас­крыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обя­зательно подводятся итоги.

Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определен­ным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спортивные.

Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре — самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют полу­ученные знания, усваивают правила общественного поведения, взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся т интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры, (коп ИГ?С виден УСПСХ или неудача. Многие учащиеся специальной g0 я£екционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том,что победа не так важна как сам процесс игры, и не важно кем ты оказался — победителем или побежденным.

Последние годы широкое применение нашли игры-путешествия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными условиями, готовностью детей играть, интеллектуальными возмож­ностями.

Конкурсы.Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования.

Конкурсы проводятся как личное или командное соревнова­ние. Задача воспитателя — составить такую программу, при реа­лизации которой можно выявить возможности воспитанников Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный развлекательный и т.п. Умственно отсталых детей трудно вклю­чить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить ме­роприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и силь­ный) проявил себя в той или иной форме единоборства.

Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущий — учитель биологии)

Цель.Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании.

Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; поза­боться; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изу­чи; береги.

1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. К каж­дому понятию он предлагает подобрать соответственно существи­тельное. Просит высказать свое отношение к природе.

2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец).

3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)».

Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки.

• Что значит быть с природой?

• О чем с ней можно говорить?

• Почему надо беречь муравейники?

• Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгоняют из берлоги зимой.)

• Сколько ног у паука? (Восемь.)

4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки

• Я привыкла нравиться, кто съест меня — отравится. (Поганка)

• Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.)

• Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не P зверям сохрани. (Мухомор.)

Лист красивый, весь резной, В яркой зелени ветвей Много-много желудей. (Дуб.)

Ее называют плакучая... Белое платье, зеленые косы, Семя летучее. (Береза.)

Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель.)

За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сум­ма балов не должна превышать 18 очков.

Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Во время выступления ведущего комиссия определяет победи­телей конкурса.

Читательская конференция.В условиях коррекционно-развиваюшего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Зо­лотые руки» (8 —9-й классы). Конференция длится 35 — 50 минут, а для учащихся 7 —9-х классов — до 1 часа.

Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками кон­ференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся де­лать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы.

Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5 —6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рас­сказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему.

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru

"ользовТ УКазанных Форм работы с учащимися могут быть ис-"°льникЬ\: ВСЧера' пРазДники> экскурсии, дискотеки (старшие

1/1,1 вИдаИТаТеЛЬН0Й работс с летьми коррекционной школы Ское и г,^СЛСДуст вь'Делить три направления: трудовое, физиче-эстетическое воспитани

В процессе реализации этих направлений решаются очень важные задачи социализации воспитанников, привития им этических норм и эстетических потребностей, укрепления их здоровья" формирования санитарно-гигиенических умений и навыков. Эти направления воспитательной работы предполагают использование указанных выше форм. Ниже представлено содержание вос­питательной работы по возрастам.

Содержание воспитательной работы по возрастам

Физическое воспитание 7— 10 лет

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Охрана здоровья 1. Формирование санитарно-гигиени-

и физическое развитие ческих умений и навыков.

2. Гигиеническое условие силы и кра­соты тела.

3. Предметы гигиенической помощи.

4. Физические упражнения и их влия­ние на здоровье человека.

11—13 лет

Охрана и укрепление 1. Гигиена как условие сохранения

здоровья, физическое здоровья.

развитие 2. Физическая культура — обязатель-

ный учебный предмет.

3. Использование физических упраж­нений для развития двигательных качеств.

4. Погода и занятия физической куль­турой в различные времена года.

5. Игры и игровая деятельность школь­ников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни.

14—16 лет
Закаливание организма, 1. Использование различных среде

охрана здоровья, закаливания,

физическое совершенство- 2. Профилактика заболеваний.
вание 3. Мужские привычки, копирован

взрослых; польза, вред.

4. Женское поведение, его поЛ°жтЫ тельные и отрицательные моме'

5. Использование видов спортивных занятий с целью физического совершенствования.

Трудовое воспитание и обучение

7— 10 лет
диагностика трудовых I. Формирование бытовых умений и

умений, ручной труд навыков.

' 2, Вооружение учащихся навыками

самообслуживания.
3. Труд как вид отдыха.
4. Труд как помощь другому человеку.
5. Умственный труд, культура умствен­ного труда (4-й класс).
11 —13 лет
Трудовое обучение 1. Кем ты хочешь быть?

и воспитание 2. В труде счастье человека.

3. Физический труд. Основы профес­сионального труда.
4. Отношение людей к труду.
5. Трудовые нормы жизни:
а) помощь взрослых;
б) результаты труда.
6. Труд как способ удовлетворения бы­товых, учебных, интеллектуальных
запросов человека.
14—16 лет
Трудовая деятельность 1. Трудовое воспитание как средство

как средство развития жизнедеятельности,

профессиональной зрелости 2. Профессиональное образование.
3. Выбор профессии с учетом возмож­ностей человека.
4. Трудовая деятельность человека. За­
коны трудовой чести.
. Эстетическое воспитание

(формирование и развитие умений видеть красивое) 7— 10 лет человек и окружающий мир 1. Один день природы. 2. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц. 3. Волшебные краски на листе бума­ги и в природе. 4. Готовимся к Новому году. 5. Выставка цветов. 6. Добрая музыка.

И-13 лет

Человек и окружающий 1. Взаимоотношения в природе,

мир. Реальность и жизнь 2. Общение с природой, ценности при

роды.

3. Музыка (веселая, грустная) и чув­ства.

4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, му­зыке.

5. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.

14—16 лет

«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает. Н.Г.Чернышевский 2. Природа — береги ее.

3. Умей слушать, видеть и создавать. ]

4. Мои любимые песни, музыка.

5. Король вальса (И. Штраус).

6. Великий живописец (Левитан).

Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для уча­щихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитатель­ному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника.

Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспи­тания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка.

Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый
направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных
процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных
условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит
процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы ш
дим нервную систему, а она, получая сильные раздражители. \
могает созданию блока приятных условий для развития охр'1
тельного торможения. г0

К внешним условиям, мешающим реализации охранитель и щадящего режимов, можно отнести:

- частую сменяемость воспитателей;

- завышенные требования к детям;

резкую и частую смену распорядка дня; I перевод ученика из одной группы в другую; болезненное состояние у ученика — временного или посто­янного характера;

_ грубое отношение воспитателя к воспитанникам;

непонимание воспитанниками требований воспитателя; _ нецыгюлнение учащимися санитарно-гигиенических требо­ваний;

- частое использование порицании.

Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определить­ся в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать ус­тановленную в нем дисциплину.

Создание благоприятных условий для жизни и развития вос­питанников коррекционной школы VIIIвида предполагает:

- определение режимных моментов с учетом разных возраст­ных групп (7— 10 лет; 11 — 13 лет; 14— 16 лет);

- продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и под­ростков;

- единство требований педагога и воспитателя;

- учет психофизических данных каждого конкретного воспи­танника;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащим­ся в процессе реализации режимных мероприятий;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований и двига­тельного режима и т.д.

Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих ус­ловий:

- понимания педагогом задач воспитания;

- определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы;

- знания педагогом особенностей развития психических функ­ций у воспитанника;

- проявления заботы о физическом здоровье воспитанников;

- выбора адекватных методов и средств реализации программы
оспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдель­
ного воспитанника;

постепенного включения воспитанников в различные виды

тельности, в том числе интеллектуальную и трудовую.

обп °Я система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об

Дом °ВаНИИ>>' Уставом конкретной школы, интерната, детского

Ни а' пРавилами внугреннего распорядка, программой воспита-

hi,iv 3^ЛЬТ11ТЫ реализации требований, положений, инструктив-""гтт Комендаи-ии должны быть отражены в документации вос-


Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru

IV лист — работа с коллективом воспитанников
4 1 Тематика групповых часов.

4 2 Работа в библиотеке (направление). 4 3 Участие в школьных мероприятиях.

V лист — отдельные направления и содержание воспитательной работы

VI лист — итоги воспитательной работы за текущий учебный год

Основным документом является план воспитательной работы на конкретный учебный год (полугодие). Он составляется на ос­нове «Программы воспитания» данного учреждения и может дей­ствовать год, полугодие.

В условиях коррекционного учреждения лучше составлять план на полугодие, с учетом возраста группы-класса. Приведем струк­туру плана воспитательной работы.

В анализе воспитательной работы должны быть отражены.

1.1. Уровень воспитанности учащихся.

1.2. Нормализация нравственного климата в группе.

1.3. Организация участия учащихся в различных видах деятель­ности.

1.4. Формирование положительного отношения учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, особенно в процессе
самоподготовки.

1.5. Нормализация взаимоотношений в детском коллективе.

1.6. Воспитание у воспитанников самостоятельности (навыков
самообслуживания, бытовых умений, инициативности в играх,
труде и т.д.).

1.7. Оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в поддержке сотоварищей, взрослых.

Этот раздел в планировании представлен комплексно по от­дельным направлениям.

Необходимо ставить конкретные воспитательные задачи. При этом основой всегда остается коррекционно-компенсаторная за­дача, ее решение должно быть поступательное с обязательной пре-|ственностью отдельных направлений работы. Систематически Роводится анализ проделанной работы. Результатом этой работы лжно быть духовно-нравственное развитие умственно отсталых ример плана воспитательной работы см. в приложении. гра. алеЬ|Дарный план может быть оформлен в виде тематического

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru


Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru

в основу этой формы плана заложен принцип системности и коррекционной направленности в работе с конкретной группой. К° бое внимание надо уделять возрастным и психофизическим особенностям воспитанников. °С Образец комплексного плана представлен в таблице 5.

В этом плане отражена система работы класса (группы) по кон-

ртным направлениям, в том числе на факультативах, в кружках {тожественного чтения, на музыкальных занятиях группового и индивидуального характера (детский хор, студия), занятиях физ­культурой и спортом, в техническом кружке и т.п.

Так как с воспитательной группой в условиях школы-интерна­та детского дома работают два воспитателя, календарный план составляется ими совместно.

Особое значение приобретает ежедневный план работы воспи­тателя.

Он может быть составлен в произвольной форме (пример со­ставления такого плана см. в табл. 6).

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса - student2.ru

Четкая программа воспитания, разработанная с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития.

Вопросы и задания

• Что такое формы организации воспитательной деятельности? Шеи ЧСМ состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нару-

зи«ми интеллектуального развития?
Чении личностныс качества являются наиболее важными при изу-

4 ')ОС||итанников с нарушениями интеллекта? цесса СМ 0ПГ)едслястся выбор форм организации воспитательного про-епециальной (коррекционной) школе VIII вида?

5. Охарактеризуйте особенности дифференцированного подхода в вое-питании детей с нарушениями интеллектуального развития.

6. Перечислите основные формы работы воспитателя.

7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим?

8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Составьте план-конспект классного часа.

10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планиро­вания работы воспитателя?

11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе кор­рекционной школы VIII вида.

12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов?

13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитатель­ного процесса в коррекционной школе.

14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм.

15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы.

Рекомендуемая литература

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспи­тания и обучения / X.С. Замский. — М., 1995.

Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошколь­ников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М., 1992.

Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М., 1971.

Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе / А.С. Белкин. - М., 1977.

Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М., 1985.

Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Вла­сова, М.С. Певзнер. — М., 1967.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред-В.В.Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский; сост. Т.М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.

Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и деть­ми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6.

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомо тельной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шк0
ле / Г. М.Дульнев. — М., 1981. 0.

Евтушенко И.В. Организация музыкальных занятий в системе уче
воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отст
детей-сирот// Дефектология. — 1995. — № 5. „gg 1

Колесов В.Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М-,

инский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной шко-

^vfjl Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978.

лы / хецНиков И. А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях форми-

а интеллекта детей в условиях психической депривации // Де-рования ип ^ 199() _ 3

*еК*'0 ьневич СВ. Воспитательная работа в современной школе /

о Кульневич, Т.П.Лакоценина. - М., 2000.

Я бединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере /

с Лебединская, М.М. Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988.

/Iv6oecKUU В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей / В.И.Лубовский. - М., 1989.

Лурье Н Б Коррекиионно-воспитательная работа с умственно отста-лыми Детьми/Н. Б.Лурье.-М., 1962.

Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д.Малкин. — М., 1986.

Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И.С. Марь-

енко. - М., 1980.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997.

Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физичес­кого воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А.А.Дмит­риев, А.С.Самыличев. — М., 1986.

Московкина А.Г., Сагдуллаев А. А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отстало­сти//Дефектология. — 1991. — № 3.

Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993.

Пузанов Б.П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. — М., 1986.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П.Сер­геева. _ м., 2001.

Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспо­могательной школы / А.Н.Смирнова. - М., 1982.

ч \*i "иа 3-М. Классный руководитель: искусство воспитания / ^М.Ц1ИЛИНа _ м ,997

стетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Го­ловиной. - М., 1972.

cor С'шкова Л-А- Вопросы управления воспитательным процессом на Ременном этапе / Л. Д.Ясникова. - М., 1985.

Глава 9

Наши рекомендации