Интенсивности фиксируются в аудиограмме. Тональная аудпометрия

Применяется при исследовании состояния слуховой функции у взрос-

Лых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно

Подойти к этой процедуре. Для детей раннего и дошкольного возраста

Этот способ неэффективен. Речевая аудиометрия позволяет опреде-

Лить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понима-

Ния речи. Приемы речевой аудиометрии позволяют педагогу массово-

Го детского сада или школы, родителям без специальных технических

Средств провести первичную проверку слуха у ребенка при наличии

Симптомов его нарушения. Выбор способа исследования слуха у детей

Зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентра-

Ции внимания, готовности к сотрудничеству, самочувствия ребенка на

Момент обследования.

Существует два основных исследования слуха у маленьких детей:

До и после трех лет. Для исследования слуха у ребенка от года до трех

Лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок мо-

Жет моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять

Основы специальной педагогики и психологии

Глаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за

Спиной, и найти источник звука. Очень маленький ребенок может за-

Плакать). Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблю-

Дая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения,

постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая будет

Тем не менее отражать абсолютно точно состояние слуховой функции

Ребенка. У детей после трех лет исследование слуха проводится с по-

Мощью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при

Обследовании взрослых, но способ обследования иной: ребенка посте-

Пенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью

Игры, которая ему доступна.

Для получения объективных данных о слухе могут использоваться

Объективные методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции

Барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов моз-

Га и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия).

Технические возможности компенсации утраченной или нарушен-

Ной слуховой функции отражают развитие возможностей техники

И технологий в целом. Технический прогресс в создании слуховых ап-

паратов направлен на следующее:

•миниатюризацию;

•совершенствование качества передачи звуковой информации;

•комфортность пользования;

•учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенно-

стей органа слуха и возможностей каждого пользователя;

•надежность.

Сегодня осуществляется компьютерный подбор индивидуальных

Слуховых аппаратов на основе многочисленных индивидуальных ха-

Рактеристик слуховых и других данных пациента.

Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позво-

Ляет в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при по-

мощи кохлеарной имплантации (частичная имплантация при помощи

Хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухо-

Протезирующей системы). Она показана тем, кто отвечает следующим

медицинским, психологическим и логопедическим критериям:

•имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно пользо-

Вание общепринятым слуховым аппаратом, имеются функци-

Онирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего

Уха и заболевания, ослабляющие имунную систему, имеется об-

щее хорошее состояние здоровья;

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 141

•сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутству-

Ет снижение интеллектуальных возможностей и нет психических

Заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окруже-

Ние, существуют реалистические ожидания последствий данной

операции и позитивная мотивация;

•детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психиче-

Ского развития не приобрел отклоняющийся характер.

Следует также иметь в виду, что кохлеарный имплантант требует

Периодической замены с помощью хирургического вмешательства.

Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слу-

Ха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой

Функции у детей с дефектами слуха издавна интересовали как врачей,

Наши рекомендации