Интенсивности фиксируются в аудиограмме. Тональная аудпометрия
Применяется при исследовании состояния слуховой функции у взрос-
Лых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно
Подойти к этой процедуре. Для детей раннего и дошкольного возраста
Этот способ неэффективен. Речевая аудиометрия позволяет опреде-
Лить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понима-
Ния речи. Приемы речевой аудиометрии позволяют педагогу массово-
Го детского сада или школы, родителям без специальных технических
Средств провести первичную проверку слуха у ребенка при наличии
Симптомов его нарушения. Выбор способа исследования слуха у детей
Зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентра-
Ции внимания, готовности к сотрудничеству, самочувствия ребенка на
Момент обследования.
Существует два основных исследования слуха у маленьких детей:
До и после трех лет. Для исследования слуха у ребенка от года до трех
Лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок мо-
Жет моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять
Основы специальной педагогики и психологии
Глаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за
Спиной, и найти источник звука. Очень маленький ребенок может за-
Плакать). Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблю-
Дая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения,
постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая будет
Тем не менее отражать абсолютно точно состояние слуховой функции
Ребенка. У детей после трех лет исследование слуха проводится с по-
Мощью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при
Обследовании взрослых, но способ обследования иной: ребенка посте-
Пенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью
Игры, которая ему доступна.
Для получения объективных данных о слухе могут использоваться
Объективные методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции
Барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов моз-
Га и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия).
Технические возможности компенсации утраченной или нарушен-
Ной слуховой функции отражают развитие возможностей техники
И технологий в целом. Технический прогресс в создании слуховых ап-
паратов направлен на следующее:
•миниатюризацию;
•совершенствование качества передачи звуковой информации;
•комфортность пользования;
•учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенно-
стей органа слуха и возможностей каждого пользователя;
•надежность.
Сегодня осуществляется компьютерный подбор индивидуальных
Слуховых аппаратов на основе многочисленных индивидуальных ха-
Рактеристик слуховых и других данных пациента.
Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позво-
Ляет в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при по-
мощи кохлеарной имплантации (частичная имплантация при помощи
Хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухо-
Протезирующей системы). Она показана тем, кто отвечает следующим
медицинским, психологическим и логопедическим критериям:
•имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно пользо-
Вание общепринятым слуховым аппаратом, имеются функци-
Онирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего
Уха и заболевания, ослабляющие имунную систему, имеется об-
щее хорошее состояние здоровья;
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 141
•сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутству-
Ет снижение интеллектуальных возможностей и нет психических
Заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окруже-
Ние, существуют реалистические ожидания последствий данной
операции и позитивная мотивация;
•детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психиче-
Ского развития не приобрел отклоняющийся характер.
Следует также иметь в виду, что кохлеарный имплантант требует
Периодической замены с помощью хирургического вмешательства.
Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слу-
Ха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой
Функции у детей с дефектами слуха издавна интересовали как врачей,