Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
Каждому школьному педагогу понятно: «клеточкой» учебного процесса является урок. Многообразие традиционных и творческих уроков составляет ткань процесса обучения. А в воспитании? Есть ли такая «клеточка»?
В современной педагогической практике бытует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и другие. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого педагогического явления.
В энциклопедическом словаре понятие «форма» имеет несколько значений: «1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения». Очевидно, что каждое значение, так или иначе, отражает и смысл понятия «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».
…«Воспитательное мероприятие» (в трактовке Н.Е. Щурковой как «принятие мер по...») — рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованной как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения.
…Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов и его единомышленники, и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности — взрослого (педагога, старшего друга, простого участника) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов — «форма» и «мероприятие».
…Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит, позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
· простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
· кратковременные (например, «5 минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
· групповыми (от двух у частников и более), коллективными
(класс, секция, кружок), общешкольными и даже межшкольными, микрорайонными, межрегиональными, республиканскими, государственными;
· традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
· спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
· регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, ежечетвертные родительские собрания; серий классных часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и тому подобное), и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания).
…А час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания — не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.
Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога, работающего по авторской, творческой программе. Исповедуемый им гуманистический подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил: «Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время). «Оптимизм и мажор — основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта, для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...). Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продолжать от 2—5 минут до нескольких часов), не должен быть «привязан» к месту — классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения не обязательно должен быть классный руководитель: это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и так далее). Могут быть введены и другие правила.
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы ее таковы.
1. Определение цели и задач. Цель — то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько (2-3) задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).
2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, пресс-конференция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что происходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал», организационный классный час 1 сентября «Арбузник».
3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.
4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее.
5. Проведение самого воспитательного мероприятия. В нем важны такие его элементы, как:
- начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публицистический эпиграф) — для создания психологического настроя;
- содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели);
- аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение, определенные ритуалы завершения (песня, речевка, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка и так далее) — создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнять: 1 — обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем. 2 — собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы:
а) мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач;
б) характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов;
в) степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и так далее);
г) логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;
д) характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и так далее;
е) место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.
Мы привели здесь примерный алгоритм подготовки и проведения любой организационной формы воспитания. Они многообразны…
Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.
(Цитаты из работы: Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе.- М.,1999. С.257-267)
Приложение 14
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова