Общее понятие о деятельности и ее строении.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Жизнедеятельность
Конкретные деятельности (мотивы)
Действия (цели)
Операции (условия)
Цели + условия = задача
Мотивы + цели = личностный смысл
Деятельность- это процесс который характеризуется постоянными происходящими трансформациями. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Понятие деятельности всегда связано с мотивом. Деятельности без мотива не бывает. Основными составляющими деятельности являются действия. Действие-процесс подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т,е. процесс подчиненный сознатеньной цели,
Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цели действий. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели.
Общение и воспитание личности. Роль общения в воспитании личности.
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.
Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.
На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя друг друга, четыре основные формы общения: ситуативно-личностная (первое полугодие жизни), ситуативно-деловая (от шести месяцев до двух лет), внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет) и внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет). Ситуативно-личностное общение наиболее ярко проявляется в комплексе оживления. Ситуативно-деловое общение охватывает предметные игры ребенка со взрослым. Внеситуативно-познавательное общение связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает взрослому множество вопросов о предметах и явлениях. Внеситуативно-личностная форма общения служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Дошкольник, достигший этого уровня развития, проявляет стремление к взаимопониманию с окружающими людьми.
Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу. Данные отношения, в свою очередь, определяются эталонами межличностного восприятия.
В процессе познания людьми друг друга эти эталоны выполняют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на другую личность. Как таковые, эталоны не всегда хорошо осознаются человеком, который их использует. С возрастом эталоны ребенка становятся все более обобщенными, связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами. Они вместе с тем становятся более дифференцированными и различными у разных людей, причем у подростков можно обнаружить первые отчетливые отличия подобного рода.
Общие положения о развитии способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Рубинштейн: Под способностями обычно понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития.
Способности бывают специальные - система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.п.
И бывают способности общие - одаренность или ее часто отождествляют с интеллектом, это такие качества, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание; общие способности необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Способности развиваются главным образом в условиях ведущей деятельности:в дошкольном возрасте- в игре.,в младшем и среднем школьном возрасте-в учении . Дальнейшее развитие происходит в юношеском возрасте,когда наряду с учением дети начинают систематически трудится, получают начальную профессиональную подготовку.
Способности формируются в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.
Уровень развития способностей зависит: от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое,от природных задатков человека,качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности,от большей или меньшей «тренированности»самих мозговых структур.