Предостережение для претендентов на получение мельничного жернова

Всегда найдутся такие родители, которые впадают в крайность. Они могут использовать то, что было сказано о законном использовании розги для оправдания своей постоянной жестокости к детям. Прямо сейчас я вспоминаю о некоторых. Такие оскорбители ни за что на свете не признают, что они безжалостны. Они называют себя "сильными воспитателями". "Но кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18:6).

Формы жестокости

Только некоторые родители действительно жестоки; многих в некоторых случаях переполняет безжалостное отношение и тогда они применяют жестокие меры. Ребенок иногда непокорен. Родитель внезапно теряет самообладание и начинает кричать, он становится как ураган, его руки хватают ребенка и несколько раз бьют по заднему месту. Глаза взрослого пылают, брови хмурятся. Пульс можно услышать на расстоянии. Злость — вот лучшее слово для описания его чувств. Раздается шлепок. "Слушай меня! Ты будешь делать то, что я говорю. Я научу тебя не раздражать меня!" — кричит мама с красным лицом и напряженными мышцами. Ее вид напоминает солдата в ожесточенном бою.

Розга не должна быть отдушиной для родительского гнева. В повседневной жизни многие люди в общем испытывают гнев и чувствуют необходимость излить его. Но такие эгоистичные, мстительные срывы не должны иметь места в воспитании ребенка. Там, где благополучие ребенка, не является основным побуждением к наказанию, возникнут проблемы.

К сожалению, в большинстве случаев розга применяется в конце кривой линии нетерпения. "Средние" родители (а у них бывают "средние" дети) довольно предсказуемы в своем мнении о "наказании". Они проходят через несколько "накаляющих" моментов и становятся достаточно рассерженными, чтобы воздать ребенку по его делам.

Обычный сценарий

"Джонни, перестань карабкаться на табуретку. Ты можешь сломать что-нибудь. Ты слышишь, что я говорю? Я не собираюсь повторять. Что значит, "Нет"? Сейчас же сделай так, как я говорю. Ты слышишь меня? Слезь! Ну почему ты всегда такой упрямый? Ты сейчас доведешь меня! Я тебе последний раз говорю: слезай!"

Теперь это уже состязание между эмоционально взволнованной мамой и маленьким мальчиком. У матери переполнился кипящий котел гнева и возмущения, который находится теперь на убийственной точке и вот-вот взорвется. Это именно те чувства, которые в немного больших пропорциях и при меньшем сдерживании приводят к многочисленным убийствам каждый день. Ее воинственность "срывается с цепи". Ее рука становится плетью, которая хватает мальчика с табуретки и вертит его в воздухе. Другой голой рукой она наносит ему один из резких ударов каратэ. Сжавшийся ребенок с вывихнутым плечом кричит, протестуя против своего поражения. Мать выпустила свой гневный пар и готова вернуться к своим обычным делам. А ребенок уходит, чтобы задумать свою следующую шальную выходку. Это напоминает наказание не больше, чем драка на игровой площадке. Как только родительские чувства личного оскорбления выпушены через акт насилия (именно это и произошло в описанном случае) и ребенок исчезает с глаз или кажется достаточно укрощенным, чтобы больше не причинять матери неприятностей, она удовлетворена. — "Пусть дуется, лишь бы он меня хотя бы какое-то время не раздражал".

По-настоящему заботящийся родитель терпеливо наставит ребенка ради его же блага. Розга должна сопровождаться обличением для того, чтобы научить мудрости. Под "обличением" мы не имеем в виду брань и напыщенные, громкие слова.

Именно такое осознание отсутствия собственного самоконтроля удерживает некоторых родителей от использования розги. Их собственная жизнь настолько неуправляема и исполнена чувства вины, что они осознают свою неспособность быть объективными и справедливыми в наказании. Их нежелание раскаяться и привести собственную жизнь в равновесие будет приносить страдание их детям из-за отсутствия правильного употребления розги.

Одним из признаков неуравновешенного применения розги является отсутствие сопутствующего наставления. "Розга и обличение дают мудрость" (Пр. 29:15). Где есть только всплеск родительского гнева, там не будет заботливого, терпеливого, обдуманного обличения. Розга должна рассматриваться как помощь для наставления, которая усиливает обличение, а не как последняя надежда разочарованной превосходящей силы. Обличение и розга находятся в идеальном балансе.

Глава 7. Философия розги

Воспитывающая розга

Рост детей наставляемых родителями, — это время, проводимое в Божьей моральной мастерской, где человек шлифуется по стандартам небесного гражданства.

По мере того, как ребенок развивается, его родители должны точно воспроизводить моральные правила нашего Святого Бога. Розга является основной ощутимой помощью родителям для того, чтобы ребенок понял суд Божий и, в конце концов, Божью благодать.

Для маленького ребенка его отец и мать являются хранителями всего закона, защитниками правды, раздающими награды, и судьями. Родители — это окно, через которое ребенок получает свои первые впечатления о фундаментальных принципах Божьего правления. Если вы учреждаете правила, но не уважаете их настолько, чтобы укрепить их розгой, вы говорите о законе только в общих чертах. Ваша реакция на проступки является тенью Божьей реакции. Благодаря применению розги ваши дети поймут их ответственность перед Богом. Если вы не будете относиться к проступкам, непокорности и низости духа так, как Бог относится к греху, мировоззрение вашего ребенка будет ложным.

В некоторых странах в армии используют настоящие пули, чтобы научить солдат укрываться от огня противника. Замена розги пустыми угрозами для ваших детей равна замене пуль взрывчаткой замедленного действия, от которой люди погибают, даже не подозревая об опасности.

Поэтому правильное использование розги необходимо для завершенного мировоззрения, так как розга завершает понятие о законе и ответственности. Если в этом мире те, кто находится у власти, не чтят закон достаточно, чтобы укрепить его наказаниями, то как поверит маленький ребенок, что великий Отец, сотворивший всех нас, не такой же?

Страх Божий

Ребенок должен серьезно воспринимать закон морали. "Начало мудрости — страх Господень" (Пр. 9:10). Определяя корень греха, Павел сказал: "Нет страха Божия пред глазами их" (Рим. 3:18). Надлежащее использование розги вызывает здравый страх.

Не становитесь жертвой современного истолкования "страха" или "уважения". Ибо Иисус сказал: "Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну; ей, говорю вам, того бойтесь" (Лк. 12:5). Писание производит разделение между честью, любовью и страхом: "Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2:17).

Хотя у нас и нет "духа страха", мы, понимающие вечность, боимся оказаться противниками "Мстящего" за всякое зло. Помните: вы готовите вашего ребенка для реальной жизни в реальном мире, также для встречи с реальным Богом на реальном суде для реального отчета и награды в реальной вечности. Это не игра, награда здесь велика и потеря слишком ужасна, чтобы родители не считали это самым важным при воспитании своих детей.

Понимание благодати

Цель, которую держит в уме христианин при воспитании своего ребенка, состоит не просто в его подчинении правилу закона, но скорее в том, чтобы ребенок понял благодать Божью. Только благодаря обнаженному мечу закона мы понимаем благодать. Белое нельзя увидеть, если его не поставить на темном фоне.

Закон — наш детоводитель ко Христу (Гал. 3:24). Бог не мог показать Себя на горе Голгофе, пока Он не показал Себя на горе Синае.

Крепко укрепляя домашние правила законом, подотчетностью и наказанием, вы не только учите детей бояться и уважать Законодателя, но также создаете возможность для проявления благодати. Как священна эта ответственность!

Прояснив некоторые важные аспекты применения и философии розги, давайте вернемся к нашей дискуссии о воспитании.

Наши рекомендации