Современные дополнения и комментарии

К ГЛАВЕ

«Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»

В России умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях, детских садах и домах-интернатах. Необходимая коррекционная помощь этим детям и их родителям может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого – медико - педагогических консультациях. Умственно отсталые дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а в возрасте 3 - 4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Наиболее распространенной формой организации обучения умственно отсталых детей являются специальные коррекционные школы VIII вида, которые раньше назывались вспомогательными школами.

В этих школах с 7-8 лет умственно отсталые дети учатся по специальным программам на основе специального образователь­ного стандарта. Уроки проводят специалисты-дефектологи. Детям может быть оказана помощь в центрах социально - трудовой реаби­литации.

Основные задачи специальных (коррекционных) школ:

• максимально преодолеть недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отста­лых школьников;

• подготовить их к участию в производительном труде;

• социально адаптировать в условиях современного общества.
Школьное обучение продолжается 8-10 лет. На протяжении всего этого периода на основе дифференцированного и индивиду­ального подхода создаются благоприятные условия для развития каждого умственно отсталого учащегося.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподают общеобразовательные предметы (русский язык, чтение, математи­ку, географию, естествознание, историю, рисование, черчение, му­зыку, физкультуру) и специальные (коррекционные). В младших классах (1 - 4) такими специальными занятиями являются уроки по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, ритмика, логопедия, а в старших классах (5-9) - социально-бытовая ориентировка (СБО).

Важное место в специальных школах отводится трудовому обучению. Трудовая подготовка рассматривается как основа жиз­ненной адаптации и социализации. Трудовое обучение уже с 4 класса носит профориентированный характер, т. е. учащиеся осваивают доступные им профессии: слесарные, столярные, швей­ные, картонажно-переплетные и т. д.

Специфическая форма организации учебных занятий - инди­видуальные и групповые логопедические занятия, лечебная физ­культура (ЛФК) и занятия по развитию психомоторики и сенсор­ных процессов.

С целью социализации умственно отсталых учащихся значи­тельное место в специальных (коррекционных) школах отводится воспитательной работе. Основные задачи этой работы: сформиро­вать правильную оценку окружающих и самих себя, нравственное к социуму, положительные качества личности, умение общаться, обслуживать себя и др. Специфическая задача воспитательной работы в специальной школе — повысить регулирующую роль интеллекта в поведении школьников в разных ситуациях и в разных видах деятельности.

В последние годы в практике образования стали популярными интеграции. Они распространились и на образование умст­венно отсталых детей. Создаются специальные группы, классы при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы в первую половину дня дети могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми участвовать в различных школьных мероприятиях, а также посещать различные виды дополнительного образования. Однако в этом случае умственно отсталые ученики лишаются трудового обучения, ЛФК, логопедических и других специальных занятий. Вместе с тем необходимо постепенно готовить родителей нормально развивающихся детей, самих детей и их учителей гуманно относиться к процессу интеграции умственно отсталых детей.

Дидактические принципы обучения в специальной школе VIII вида представляют собой концептуальные положения, определяю­щие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения являются одновременно и исторической, и социальной категорией. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.

Наши рекомендации